Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приложение 1. Тестовый контроль



2016-09-16 479 Обсуждений (0)
Приложение 1. Тестовый контроль 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

С курсом физиотерапии

 

"Утверждаю"

Зав. кафедрой, профессор

____________ Ш.З. Загидуллин

17 января 2013г.

 

Дисциплина: Пропедевтика внутренних болезней Курс: III Специальность: Лечебное дело Семестр: V - VI

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ»

(часть 1)

 

 

Уфа 2013

Методические указания для практических занятий по модулю «Пропедевтика внутренних болезней» разработаны профессорско-преподавательским составом кафедры в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины (Уфа, 2013г.) и с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего професси­онального обучения (М., 2010г.).

Утверждено на заседании кафедры 17 января 2013г., протокол № 8.

 

 

1. Тема и ее актуальность:

Введение. предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней. схема истории болезни. расспрос больного

Непосредственное обследование больного остается фундамен­том практической деятельности врача-клинициста. Своевременная и правильная диагностика заболевания зависит от систематического и тщательного обследования больного, включающего:

- Субъективные и объективные методы исследования;

- Лабораторные и инструментальные (дополнительные) методы исследования.

На кафедре пропедевтики внутренних болезней, являющейся неотъемлемой частью фундаментальной клинической подготовки молодого специалиста, закладываются основы медицинской этики и деонтологии, формируются важные профессиональные навыки обследования больного, начинает формироваться клиническое мышление будущего врача. Дальнейшее совершенствование теоретической и практической подготовки врача широкого профиля продолжается на старших курсах- клиниках факультетской и госпитальной терапии.

 

2. Цель занятия:

Обеспечить усвоение студентами унифицированной схемы истории болезни; методики расспроса, общего осмотра больного, антропометрии, термометрии.

 

В результате освоения темы занятия студенты должны уметь:

1. проводить опрос больного, собрать анамнез;

2. правильно заполнять разделы истории болезни;

3. проводить общий осмотр больного (техника, последовательность, форма записи полученных данных);

4. выделить симптомы, выявленные общим осмотром; дать клиническую оценку полученным данным;

5. оценить результаты антропометрического обследования (рост, масса тела, окружность грудной клетки). Формула Брока, индекс Пинье, индекс Кетле.

 

Для формирования умения студенты должны знать:

1. значение истории болезни как научно-медицинского и юридического документа;

2. вклад отечественных ученых в разработку системы расспроса больного.

3. основные положения медицинской этики и врачебной деонтологии;

4. особенности психотерапевтического подхода к больному;

5. диагностическое значение расспроса больного;

6. диагностическое значение осмотра больного;

7. схему проведения общего осмотра.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1). Структура клиники (основные составляющие элементы).

2). Организация работы лечебно-профилактического учреждения (прием больного и оформление медицинской документации, организация лечебно-профилактического режима и др.).

3). Основные цели и задачи учебной дисциплины пропедевтики внутренних болезней.

4). Значение истории болезни как научно-медицинского и юридического документа.

5). Вклад отечественных ученых в разработку системы расспроса больного. Назовите основные разделы расспроса больного.

6). Значение паспортных данных в диагностике заболевания.

7). Что такое основные жалобы (жалобы с постепенным уточнением и их диагностическое значение).

8). Схема расспроса истории развития настоящего заболевания.

9). Схема расспроса истории жизни больного.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность аудиторной СРС:80 минут.

6. Оснащение:унифицированная схема истории болезни (для каждого студента); словарь-справочник по латинской терми­нологии в пропедевтике внутренних болезней (для каждого студента); клинические истории болезни (5-6 больных); больные с различными заболеваниями (1 больной на 2-х сту­дентов).

Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля:

Тесты (см. приложение 1):

Задание (тест) 1.

Задание (тест) 2.

Задание (тест) 3.

Типовые задачи (см. приложение 2).

 

7.3. Самостоятельная работа студентов под руководством преподава­теля (курация больных, оформление результатов проведенных исследований – написание фрагмента истории болезни).

Задание №1 - провести расспрос больного по следующей схеме:

1. Паспортные данные больного (фамилия, имя, отчество), возраст, место жительства, место работы, профессия.

2. Жалобы больного на момент осмотра. Они должны быть детализированы. Под детализацией жалоб понимается уточнение локализации неприятных ощущений (болей), их иррадиация (место отражения), интенсивность, характер (колет, сжимает, давит, жжет), время появления неприятных ощущений (болей), их длительность, причина, вызывающая их появление, от чего проходят. Вначале излагаются основные жалобы, затем дополнительные. Помимо самостоятельно предъявленных жалоб необходимо активное их выявление. С помощью наводящих вопросов следует провести детальный опрос о состоянии остальных систем организма.

 

Опрос по системам провести по следующей схеме:

Сердечно-сосудистая система: одышка (при движении, в покое, приступообразная), сердцебиение, отеки, боли в левой половине грудной клетки.

Дыхательная система: одышка, кашель (сухой, с мокротой, постоянный, приступообразный), боли в грудной клетке при дыхании и кашле, характер мокроты (количество за сутки, цвет, запах, примесь крови).

Система пищеварения: нарушение аппетита (снижение, повышение), диспепсические явления (тошнота, рвота, отрыжка, изжога), характер стула, боли в животе (их локализация, иррадиация, длительность, связь с приемом пищи).

Мочевыделительная система: учащенное, болезненное мочеиспускание, боли в поясничной области, изменение характера мочи.

Нервная система: работоспособность, уравновешенность нервных процессов, раздражительность, характер сна (легко засыпает, сколько часов спит подряд, легко ли просыпается, прибегает ли к снотворным).

История данного заболевания (воспоминание о болезни). Для этого необходимо выяснить особенности начала (когда, внезапно или постепенно развились признаки заболевания и какие) и течение острого заболевания. К последним относится время появления, динамика симптомов, как установленных при опросе о жалобах, так и уже исчезнувших к моменту обращения к врачу, применявшееся лечение и его эффективность. Если повышалась температура, уточнить ее уровень и продолжительность.

 

В истории развития хронического заболевания должны быть указаны год его начала (или сколько лет пациент считает себя больным), первые симптомы заболевания, динамика заболевания в хронологической последовательности от первых симптомов до момента поступления в клинику, периоды ремиссий и обострения, частота последних. Лечебные и профилактические мероприятия их эффект. Непосредственные причины данной госпитализации (ухудшение состояния, безуспешность предыдущего лечения, поступление в порядке неотложной помощи, уточнение диагноза). Изменение в самочувствии больного за время пребывания в клинике (лучше, хуже). Какие симптомы исчезли, какие появились. Указать, какое лечение получал больной.

Анамнез жизни. Для этого необходимо получить сведения о разнообразных факторах, воздействие которых могло обусловить те или иные особенности организма больного и его реакцию на различные раздражители, способствовать развитию определенного заболевания. Основные разделы анамнеза жизни следующие:

- Краткие биографические сведения о больном (где родился, каким ребенком в семье, как рос и развивался, в каком возрасте пошел в школу, не отставал ли в развитии от сверстников, сколько классов окончил. Служба в рядах Вооруженных сил. Учеба в вузе. Когда и кем начал свою трудовую деятельность).

- Производственные условия и профессиональные вредности (продолжительность рабочего дня, сменная работа или нет, сколько смен, сколько выходных дней, вредные воздействия на работе).

- Материально-бытовые условия (проживает в отдельной или коммунальной квартире, метраж, сколько человек проживает в квартире, материальная обеспеченность (хорошая, удовлетворительная, плохая)).

- Режим и характер питания (сколько раз в день принимает пищу, сколько раз горячую, питается дома, в столовой).

- Перенесенные заболевания (перечислить все перенесенные заболевания, включая детские инфекции, операции, какие и когда, травмы).

- Привычные интоксикации (злоупотребляет алкоголем или нет, если лечился от алкоголизма, то где и когда, сколько лет курит, сигареты или папиросы, их количество).

- Семейная жизнь (время женитьбы, замужества, здоровье детей).

- Гинекологический анамнез женщин (начало менструаций, их регулярность, продолжительность, число беременностей, родов, абортов). При наличии климакса – проявления его, в каком возрасте появились.

- Наследственность: здоровье, причина смерти родителей, братьев, сестер. Особое внимание обратить на патологию, имеющую значение для заболевания больного.

- Аллергологический анамнез: непереносимость лекарств, пищевых продуктов, вакцин, повышенная чувствительность к пище, запахам и т.д. Если была реакция на лекарства, выяснить проявления: крапивница, отек лица, гортани, анафилактический шок.

- Эпидемиологический анамнез (болел ли желтухой – да или нет, переливали ли кровь – да или нет, когда; контакты с инфекционными больными – да или нет, когда, по какой инфекции; выезжал ли за последние 6 месяцев из города – да или нет, когда , куда; получал ли больной до поступления в клинику инъекции – да или нет, когда, где; характер стула (оформленный, жидкий, наличие патологических примесей примесей)).

- Страховой анамнез (для острых заболеваний) – с какого числа больничный лист; для хронических заболеваний – с какого числа последний больничный лист, сколько дней нетрудоспособности было за год по данному заболеванию. Если есть группа инвалидности, то какая и с какого времени.

 

Задание №2 - записать данные, полученные при расспросе больного (при опросе по системам не следует писать: одышки нет, болей в сердце нет. Записывать следует те жалобы, которые удалось выявить.

При выявлении непереносимости лекарственных средств на первой странице истории болезни следует написать красными чернилами: больной не переносит пенициллин! Для больных, перенесших инфекционный гепатит, необходима отметка на первой странице истории болезни – красный треугольник, с указанием года болезни).

В присутствии группы доложить преподавателю полученные результаты самостоятельной работы с больными.

 

7.4. Контроль освоения темы занятия:

Материалы для контроля уровня освоения темы:

тесты (приложение №1),

ситуационные задачи (приложение №2).

 

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1). Отечественные терапевтические школы:

В.П.Образцова - Н.Д.Стражеско; В.Х.Василенко; Е.М.Тареева; А.М.Мясникова.

2). Самостоятельное поведение расспроса больного (жалобы, анамнез данного заболевания, анамнез жизни)

3). Дополнения: УИРС к практическому занятию N 1:

1. Самостоятельный разбор студентами текущих и архивных ис­торий болезни стационара для анализа пропедевтических ошибок.

2. Выявление и анализ пропедевтических ошибок в историях бо­лезни при расспросе и объективном исследовании больного.

3. Характеристика работы основных функциональных подразделе­ний клиники и поликлиники с позиций научной организации труда (НОТ).

 

Выработка деонтологических навыков у студентов:

1) Медицинская документация и больной.

2) Проблема взаимоотношений "студент - пациент".

3) Нормы массовой информации, рекламы для населения; близкие родственники, работающие в медучреждениях, как источники нежела­тельной информации.

4) Деонтология медицинской сестры.

5) Деонтологические проблемы консилиума, обсуждение диагно­за в присутствии больного.

6) Деонтологические проблемы врачебных ошибок.

7) Врачебная тайна. Юридические и моральные аспекты врачеб­ной тайны в случае социально опасных болезней.

8) Этика расспроса пациента и родственников. Типы вопросов: открытые, закрытые и наводящие; вопросы, задевающие досто­инство больного.

9) Этика врачебного осмотра; контакт врача с больным; влия­ние мимики, жестов, поступков врача на больного.

10) Деонтологические вопросы направления больного на различ­ные процедуры, специальные исследования.

11) Ответственность врача за выбор методов исследования, наз­начение лабораторных и инструментальных методов исследо­вания и возможность возникновения ятрогенных заболеваний.

 

 

Литература.

Основная:

1. Мухин, Николай Алексеевич. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студ. мед. вузов / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - 3-е изд., испр. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 763 с. - Словарь терминов: с. 717-744. - Предм. указ.: с. 745-763. - ISBN 5-9704-0368-7

2. Мухин, Н. А. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс] : учебник / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 848 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413968.html

Дополнительная:

1. Пропедевтика внутренних болезней: ключевые моменты / Учебное пособие / под редакцией Ж.Д. Кобалава, В.С. Моисеева. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 400с.

2. Струтынский, А.В. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас / Учебное пособие/ А.В. Струтынский, А.П. Баранов, Г.Е. Ройтберг, Ю.П. Гапоненков. - М., Медпресс-информ, 2009. - 324с.

3. Ивашкин, В.Т. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум / В.Т. Ивашкин, В.К. Султанов. – М., Литтерра, 2007. - Т.1, 3-е издание. – 560с.

4. Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Текст] : учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней ; сост. Э. Д. Поздеева [и др.] ; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа : БГМУ, 2012. - 111 с.

5. Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней ; сост. Э. Д. Поздеева [и др.] ; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа : БГМУ, 2011. - 112 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

 

Приложение 1. Тестовый контроль

Начальное тестирование

Укажите один правильный ответ:

  1. С ИМЕНЕМ КАКОГО УЧЕНОГО СВЯЗАНА НАУЧНО ОБОСНОВАННАЯ РАЗРАБОТКА АНАМНЕСТИЧЕСКОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

а) Г.А. Захарьин

б) М.Я. Мудров

в) С.П. Боткин

г) А.А. Остроумов

д) В.П. Образцов

 

2. К ОСНОВНЫМ МЕТОДАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОСИТСЯ:

а) осмотр

б) эндоскопический

в) рентгенологический

г) бактериологический

д) биохимический

3. АНАМНЕСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОИТ ИЗ:

1. Выяснения общих сведений о больном;

2. Изучения основных жалоб с постепенным уточнением;

3. Истории развития настоящего заболевания;

4. Истории жизни больного;

 

Выберите ответ по схеме:

верно: 1,2,3 1,3 2,4 4 1,2,3,4

ответ: а б в г д

 

4. ЦЕЛЬЮ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ:

а) обучение методике распознавания болезней и написания истории болезни;

б) обучение методам исследования и интерпретации лабораторно-инструментальных обследований больных;

в) обучение методам исследования больных, синдромальной и нозологической диагностике, оформление истории болезни, основные принципы лечения;

г) обучение интерпретации лабораторно-инструментальных исследовании диагноза заболеваний и приемы лечения

д) изучение симптоматологии заболеваний внутренних органов и написание истории болезни.

 

Укажите один наиболее правильный ответ.

 

5. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ УЧЕНЫЙ, ОБЛАДАТЕЛЬ “ЗОЛОТОГО” СТЕТОСКОПА

а) Чазов

б) Стражеско

в) Ланг

г) Василенко

6. КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ИЗРЕЧЕНИЕ :“ИЗВЕСТЕН ТОЛЬКО ОДИН ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВРАЧА: БОЛЬНОЙ-КНИГА, КНИГА-БОЛЬНОЙ»:

а) У. Ослер

б) В.Х. Василенко

в) Е.М. Тареев

г) А.А. Остроумов

Ответы

  1. б
  2. а
  3. д
  4. в
  5. в
  6. в

 

Конечное тестирование

  1. ЗАСЛУГА Г.А. ЗАХАРЬИНА В ТОМ, ЧТО ИМ ВОЗВЕДЕН В РАНГ ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРИЕМА:

а) осмотр

б) расспрос

в) перкуссия

г) аускультация

2. ОСНОВОПОЛОЖНИК ВЫСТУКИВАНИЯ:

а) Корвизар

б) Ауэнбругер

в) Гарвей

д) Лаэннек

3. ОСНОВЫ АУСКУЛЬТАЦИИ РАЗРАБОТАЛ:

а) Гарвей

б) Дежарден

в) Эйнтховен

г) Лаэннек

4. В КАКОМ РАЗДЕЛЕ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ ОПИСЫВАЕТСЯ ЗУБНАЯ ФОРМУЛА

а) жалобы

б) история настоящего заболевания

в) история жизни

г) объективный статус

д) дополнительные методы исследования

5. ПРИ СБОРЕ АНАМНЕЗА ЖИЗНИ ВЫЯВЛЯЮТ:

а) динамику течения заболевания

б) особенности течения беременности

в) эффективность лекарственных препаратов

г) характер начала заболевания

д) наследственность

ж) сопутствующие заболевания

з) верно все, кроме а,в,г

и) верно все, кроме б, в, г

6. ПЕРЕНЕСЕННЫЕ БОЛЕЗНИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АНАМЕНЕЗ, ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ ВЫЯСНЯЮТСЯ В РАЗДЕЛЕ:

а) основные жалобы

б) анамнез настоящего заболевания

г) анамнез жизни

д) объективный осмотр

Ответы

  1. б
  2. б
  3. г
  4. г
  5. з
  6. в


2016-09-16 479 Обсуждений (0)
Приложение 1. Тестовый контроль 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приложение 1. Тестовый контроль

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)