Тема и ее актуальность: общий осмотр больного
Общий осмотр больного как метод диагностики сохраняет свое значение и в настоящее время для врача любой специальности. Весьма существенной особенностью метода является то, что с его помощью можно составить общее представление об организме больного в целом. Наконец патологические признаки, отмеченные врачом при первом осмотре, оказывают существенную помощь в постановке вопросов при сборе анамнеза и иногда позволяют поставить правильный диагноз с «первого взгляда», например изменение черт лица при акромегалии, увеличение щитовидной железы, характерные глазные симптомы, истощение, дрожание опущенных век и пальцев рук при тиреотоксическом зобе. Для того чтобы использовать все возможности осмотра, врачу необходимо тренироваться, проводить осмотр при соблюдении определенных правил, стремясь к его последовательности и полноте. 2.Учебные цели: - научиться правильно, последовательно проводить общий осмотр больного. - уметь оценить полученные данные.
В результате освоения темы занятия студент должен уметь: 1. проводить общий осмотр больного; 2. выделить выявленные симптомы, дать им оценку; 3. оценить результаты антропометрии (рост, вес, окружность грудной клетки). Формула Брока, индекс Пенье, индекс Кетле.
Для формирования умений и навыков студент должен знать: 1. диагностическое значение общего осмотра; 2. схему проведения общего осмотра; 3. клиническую оценку общего состояния больного; 4. диагностическое значение осмотра областей тела; 5. виды нарушения сознания; 6. виды выражения лица; 7. диагностическое значение изменения окраски, эластичности, влажности кожи, наличия различных высыпаний и рубцов; 8. диагностическое значение развития подкожно жирового слоя, наличия отеков, состояния мышечной системы, изменения костей черепа, грудной клетки, позвоночника и конечностей. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
Вопросы для самоподготовки:
4. Вид занятия: практическое занятие. 5. Продолжительность аудиторной СРС:80 минут. 6. Оснащение:унифицированная схема истории болезни (для каждого студента); словарь-справочник по латинской терминологии в пропедевтике внутренних болезней (для каждого студента); клинические истории болезни (5-6 больных); больные с различными заболеваниями (1 больной на 2-х студентов). Содержание занятия. 7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений. Задания для самоконтроля: Тесты (см. приложение 1): Задание (тест) 1. Задание (тест) 2. Задание (тест) 3. Типовые задачи (см. приложение 2).
7.3.Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя: Задание №1 -провести общий осмотр больного: 1. оценить общее состояние больного (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое); 2. определить положение больного (активное, пассивное, вынужденное); 3. оценить сознание больного (ясное, помрачение, ступор, кома); 4. оценить конституциональный тип больного (нормостеник, астеник, гиперстеник); 5. антропометрические данные (рост (см), масса тела (кг)); 6. оценить соответствие возрасту по внешнему виду, паспортным данным (соответствует, выглядит старше своего возраста или моложе); 7. оценить состояние кожных покровов и видимых слизистых; 8. отметить наличие рубцов, высыпаний; 9. оценить цвет кожных покровов (бледность, желтушность, цианоз (акроцианоз, диффузный цианоз)); 10. оценить влажность кожных покровов (обычная, повышена, сухость кожных покровов); 11. оценить состояние подкожной жировой клетчатки; 12. оценить степень выраженности ее по толщине кожной складки на уровне пупка(удовлетворительная, чрезмерная, слабая); 13. отметить наличие отеков, степень их выраженности (пастозность, анасарка); 14. определить тургор тканей (сохранен, снижен); 15. оценить состояние периферических лимфатических узлов (размеры, консистенция, болезненность, подвижность); 16. провести осмотр головы (оценить форму черепа, выражение лица больного, состояние глазных яблок (экзофтальм), обратить внимание на сосуды); 17. оценить состояние костно-суставной системы (форма суставов, наличие деформаций, объем активных и пассивных движений, болезненность; обратить внимание на возможные изменения концевых фаланг пальцев рук и ног типа «барабанных палочек» и изменение ногтей типа «часовых стекол»); 18. оценить степень развития (хорошее, слабое, умеренное) и состояние мышечной системы (тонус, сила); 19. провести осмотр и пальпацию щитовидной железы (размеры, наличие узлов); 20. определить неврологические симптомы, доступные неспециалисту: ригидность затылочных мышц, симметричность зрачков и их реакция на свет, характер дермографизма (белый, красный);
Задание №2 - записать полученные данные. Записывается только патология. Формы записи: «…Кожные покровы обычной окраски, чистые.»; «…Кожные покровы желтушны, на груди, на спине имеются “сосудистые звездочки”»; «…Периферические лимфатические узлы не изменены»; «…Подмышечные лимфатические узлы с обеих сторон увеличены до размеров грецкого ореха, безболезненные, плотные, малоподвижные»; «…Форма суставов не изменена. Активные движения в суставах в полном объеме».
7.4 – Контроль освоения темы занятия: Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты (приложение №1), ситуационные задачи (приложение №2). Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов. Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: 1. Самостоятельное проведение общего осмотра больного по схеме истории болезни с выявлением патологических изменений, их оценкой. Запись результатов общего осмотра результатов в виде фрагмента истории болезни. 2. Самостоятельное проведение антропометрических измерений больного, запись результатов в виде фрагмента истории болезни
Литература. Основная:
Дополнительная:
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (597)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |