Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств



2016-09-16 4330 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств 4.75 из 5.00 4 оценки




Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. В более широком плане ощущения представляют собой продукты переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей, возникающих в процессе его жизнедеятельности. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но осознавать ощущения могут только те из них, у кого есть головной мозг с высокоразвитой корой. Если последняя временно отключается (с помощью наркоза или наркотиков), то индивид утрачивает способность осознанно реагировать даже на сильнодействующие болезненные раздражители. Для того чтобы мы осознали какой-либо фактор или элемент действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде всего, была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить ка- кой-либо из наших рецепторов. Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, и сможет начаться процесс ощущения. Первичный анализ стимула и кодирование сигнала осуществляют рецепторные клетки, а затем уже закодированный сигнал передается по сенсорным нервам к центрам в спинном и головном мозге. Если сигнал обусловлен стимулом, угрожающем организму или же адресован вегетативной нервной системе, то обычно происходит рефлекторная реакция и рука отдергивается при ожоге, зрачок сужается при ярком свете и т. п.. В иных случаях сигнал продолжает свой путь по спинному мозгу к коре головного, проходя через своеобразный «фильтр» ретикулярной формации, которая поддерживает кору в бодрствующем состоянии, и решает, достаточно ли важен сигнал, чтобы его расшифровкой занялась кора. Если сигнал будет сочтен важным, произойдет изменение активности многих тысяч нейронов, которые и должны будут структурировать и организовать сенсорный сигнал, чтобы придать ему смысл, то есть начнется процесс восприятия.

Восприятие. Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием (иногда употребляется также термин «перцепция», «перцеп-тивный процесс»). Современные взгляды на процесс восприятия имеют своими истоками две противоположные теории. Одна из них известна как теория гештальта (образа). Приверженцы этой концепции считали, что нервная система животных и человек воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы: например, форма, цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а не по отдельности. В противоположность этой теории бихевиористы доказывали, что реально существуют только элементарные (одномодальные) сенсорные функции, и приписывали способность к синтезу только головному мозгу.

К основным качествам восприятия относят следующие:

1. Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется апперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Котята, выросшие в клетке, где были только вертикальные линии, позднее оказались неспособными узнавать горизонтальные. Так же люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных прямых линий. Фак- тор апперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.

2. Мир, в котором мы существуем, воспринимается нами не только как организованный, структурированный, но и как относительно устойчивый и постоянный. За сложившимися образами предметов восприятие сохраняет и размеры, и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом видим. Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету и в тени. Но если бы мы видели только небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой. Эта особенность восприятия называется константностью.

3. Человек воспринимает мир не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений или состояний своих органов, а в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.

4. Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.

5. Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленном обобщенном характере восприятия, его категориальности. В соответствии с тем, какой анализатор доминирует, различают зрительные, слуховые, кинестетические: осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия. С точки зрения ориентации человека в окружающем мире особое значение имеют двигательные (кинестетические) ощущении; зрительное восприятие связано с перемещением глаз; во вкусовом восприятии большое значение имеет движение языка и т. п. Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых и перемещается предмет. Интересно, что в темноте неподвижно светящаяся точка кажется движущейся (автокинетический эффект). Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть, связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

Практическая часть

Задание 1.Из приведённых примеров выберите те, в которых описываются

проявления ощущений, и дайте обоснование своего ответа.

А.Девочка четырёх лет нашла табель-календарь. Показывая на число « З “, говорит:

«Зина» здесь написано». Потом в числах 13, 23 снова находит цифру «3”и повторяет:

«И здесь Зина. И здесь». (По М. Я. Басову)

Б.В детском саду детям предъявляют несколько пробирок одинаковой формы с

растворами разных цветов. Затем показывают раствор синего цвета и просят найти

такой же.

В. В детском саду проводится игра лото. На карточках изображено десять предметов.

Дети должны отыскать у себя на карточке показанное изображение какого-либо

предмета.

Г.В детском саду проводится следующее занятие. Детям дают десять погремушек

одинакового вида с различным звуком. Ребёнок выслушивает звук одной из

погремушек и должен найти такую же по звуку.

Д.Учитель предлагает учащимся первого класса сравнить две величины: 5 и 3. Ученик

отвечает: «5 не равно 3. 5 больше 3 на 2; 3 меньше 5 на 2 “.

Е.Учащиеся сосредоточенно выполняют контрольную работу. Неожиданно за окном

раздались очень громкие и резкие сигналы автомобиля. Многие престали писать. (По

В. С. Мерлину.).

Задание 2.Какая закономерность ощущений как психического процесса проявляется

в каждом примере?

1. Длительно воздействующий неприятный запах перестаёт ощущаться.

2. После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30 градусов,

воспринимается как тёплый, хотя его температура ниже нормальной кожной

температуры руки.

3. Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается

повышение слуховой чувствительности.

4. Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на

осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения. (По В. С.

Мерлину и И. В. Дубровиной.).

Задание 3.Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

1.Человек не увидел яркой вспышки света, а лишь ощутил боль в глазах.

2.Человек не слышит, как муха ползёт по столу.

3.При усилении осушения в зале, звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям

громче.

4.Ориентировка слепых опирается на обонятельные, осязательные, двигательные и

вибрационные ощущения.

5.Слепые люди могут отличить шелест листьев берёзы от шелеста листьев клёна

Задание 4.Выберите правильный ответ.

В исследовании обнаружено, что уровень чувствительности к слабым звукам у врачей- хирургов и терапевтов неодинаков.

а) У терапевтов чувствительность к силе звука выше.

б) У хирургов пороги силы звука ниже.

в) У терапевтов пороги силы звука выше.

г) У хирургов чувствительность к силе звука выше. (По В. С. Мерлину.).

Задание 5.О каком виде ощущений идёт речь в каждом примере? Чем объяснить

тот факт, что у О. И. Скороходовой эти виды ощущений развиты лучше, чем у

других людей?

А.Мы, слепоглухие, не только замечаем непорядок в своём костюме, но даже

непорядок в костюме тех, кто нас окружает. Например, я помню такой случай: я читала

с А. И.. Когда я сделала движение свободной рукой, то случайно прикоснулась к юбке

А. И. Мне показалось, что юбка одета наизнанку. Я посмотрела лучше, и

действительно, юбка А. И. была наизнанку.

- У вас юбка надета наизнанку.

- Нет.

- А вот посмотрите - швы наверху.

А. И. посмотрела.

- Да, правда.

- Как вы её так одели?

- Я встаю рано, в комнате темно, и я ничего не вижу.

- А разве вы не чувствуете на осязание?

- Нет, она одинакова с обеих сторон.

- нет, не одинакова. Вы посмотрите лучше, разве нижняя сторона похожа на лицевую?

(По О. И. Скороходовой)

Б.Однажды я ходила в парк с А. В. и В. В. Всю дорогу я чувствовала, что со стороны

А. В. пахнет свежими яблоками. Я долго не решалась спросить у А. В.: почему от неё

пахнет яблоками. Наконец, когда мы уже входили в парк, я не выдержала: «Как

хорошо пахнет яблоками!». А. В. Ответила: “Где же ты их слышишь?»- «Их близко

нет, это пахнет листьями сухими», - говорит В. В., Но я уверенно ответила: « Я хорошо

знаю запах яблок и сухих листьев».

Когда мы сели на скамейку, А. В. вдруг вспомнила, что у неё в сумочке лежат яблоки.

«Я о них и забыла», - сказала она. (Скороходова О. И)

В.Я услышу запах и росы прохладу,

Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю…(Скороходова О. И.).

Задание 6.Укажите, в каких примерах говорится о восприятии. По каким признакам

вы это установили?

1.Учитель показывает технику выполнения упражнения, а учащиеся наблюдают за

ним.

2.Футболист ведёт мяч и выполняет удар по воротам без зрительного контроля мяча.

3.Спринтер, выходя на старт, представил, как он совершит выбегание со старта и

пройдёт дистанцию до финиша.

4.Ученики выполняют лазание по канату, а учитель даёт советы и оценивает

правильность выполнения.

5.Спортсмен выбегает со старта после выстрела стартового пистолета.

Задание 7.Какие свойства восприятия (апперцепция, выделение предмета из фона,

иллюзии, константность, целостность) проявляется в данных примерах?

А.Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг

от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет находиться в группе

женщин. (По А. А. Бодалёву.)

Б.Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остаётся

той же самой, если её исполняет симфонический или струнный оркестр или один

рояль.

В.Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от

воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшится как в длину, так

и в ширину, т. е. уменьшится его площадь, а между тем в восприятии образ сохраняет в

определённых пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету

величину. (По С. Л. Рубинштейну.)

Г.Гёте отмечал, что тёмный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют

одинаковую величину. При одновременном восприятии белого круга на чёрном фоне и

чёрного круга того же диаметра на белом фоне последний кажется примерно на 1/5

меньше первого. Они покажутся равными, если чёрный круг сделать соответственно

больше. (По К. К. Платонову.).

Д.Рекламные щиты на улицах специально делают большими красочными и яркими.



2016-09-16 4330 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)