Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Историческая эволюция материальной формы книги. Основные элементы конструкции книги



2016-09-16 2163 Обсуждений (0)
Историческая эволюция материальной формы книги. Основные элементы конструкции книги 4.80 из 5.00 5 оценок




Первой в истории человечества книгой была каменная книга. В глубину тысячелетий уходит иглинянаякнига. Это несколько табличек, которые укладывали в нужном порядке в деревянный ящик. Книга-свиток появилась в Древнем Египте, книга из папируса.

Кодекс (лат. codex — «ствол», «пень», то есть деревянные таблички для письма) — одна из исторических форм книги. Форму кодекса имеют современные книги. Технически кодекс — это тетрадь из согнутых пополам и прошитых по сгибу листов писчего материала, сфальцованных в мягком или твёрдом (из досок) переплёте. Впервые кодексы появились в восточных провинциях Римской империи. Первоначально изготовлялись из папируса и пергамента. В первые века новой эры началось использование кодексов в среде римских юристов и ранних христиан из-за компактности по сравнению со свитками и удобством поиска нужных мест в объёмном тексте. С VI—VII века кодекс становится основной формой книги; с его оформлением связано появление переплёта, оформления и украшения страниц. Традиции средневекового оформления рукописных кодексов оказали сильнейшее влияние на внешний вид и оформление печатных книг.

Материальная конструкция книги. Основу книги составляет книжный блок - комплект скрепленных тетрадей или листов, содержащий все страницы и комплектующие детали будущего издания, предназначенный для вставки в переплетную крышку.

Книжная тетрадь представляет собой отпечатанный и сложенный в несколько листов печатный лист. Тетради в книжный блок скрепляются капталом. Каптал - это тесьма с утолщенным краем. Она наклеивается на верхний и нижний края корешка обрезанного книжного блока. Служит для его упрочения, а также одним из элементов оформления книги.

Чтобы тетради в процессе подготовки книжного издания не путались, на каждой из них проставляется сигнатура- порядковый номер печатного листа, помещаемый в нижнем поле первой полосы тетради книжного блока перед нормой.

А норма - это краткое, часто сокращенное название издания. Ф.И.О. автора или номер типографского заказа, помещаемые в нижнем поле первой страницы каждой тетради книжного блока (обычно на каждой 17-й или 33-й странице) для контроля за комплектованием тетрадей в экземпляры издания.

Книжный блок кроется переплетом - прочным покрытием из картона, пластмассы или картонных сторонок, обтянутых кожей, бумагой, целлофаном. Он служит для защиты блока от повреждения и загрязнения, для первоначальной информации об издании, а также в качестве элемента художественного оформления книги. Сам переплет состоит из передней и задней сторонок, соединенных корешком.

Корешок – это боковая сторона книжного блока, место скрепления тетрадей или листов блока, а также прикрывающая эту сторону блока часть переплетной крышки. Переплет соединяется с книжным блоком посредством форзацев.

Форзац- сложенный пополам лист бумаги (или конструкция из двух листов, соединенных полоской ткани), скрепляющие первую тетрадь книжного блока с передней сторонкой переплета и последнюю тетрадь с задней сторонкой переплета. Книжный блок начинается с титульного листа. Это заглавный лист издания, содержащий основные сведения о нем, позволяющие отличить его от любого другого. Занимаемая первая страница носит название основного титульного листа. Она содержит наиболее существенные для издания или его части выходные сведения. Вторая страница - оборот титульного листа, иногда он тоже содержит выходные сведения. Нередко титульный лист занимает не две, а четыре страницы. В таком случае он считается сложным титульным листом. Каждая страница имеет свое название. Первая страница называется авантитул, она предшествует титульному развороту и имеет декоративно-композиционное назначение (может содержать издательскую марку, название серии, эпиграф и т. д.). Вторая страница - контртитул. Третья и четвертая страница соответственно основной титульный лист и оборот титульного листа. В зависимости от того, как располагаются выходные сведения на таком сложном титульном листе, различают разворотный, распашной и параллельный титульные листы. Если на второй странице (контртитуле) содержатся сведения, относящиеся к многотомному или серийному изданию в целом, а на третьей - сведения, характеризующие отдельный том многотомного или серийного издания, то такой титульный лист называется разворотным.

Если на второй странице (контртитуле) сведения начинаются и переходят на правую страницу (основной титульный лист) не повторяясь, то такой титульный лист называют распорным.

Иногда титульный лист предваряет не только вес издание в целом, но и отдельные его структурные части. Такой отдельный лист или страница с заголовком части, главы издания, заглавия произведения без основного текста публикуемого произведения называется шмуцтитулом. В старопечатных книгах шмуцтитулом считали добавочный титул, помещаемый перед титульным листом для предохранения его от загрязнения.

Завершают книгу выпускные данные. Это часть выходных сведений, включающая номер лицензии на издательскую деятельность и дату ее выдачи, дату сдачи издательского оригинала в набор, дату подписания издания в печать, вид, номер, формат бумаги и долю листа, вид печати и другие производственные и технико-экономические данные.

Формат издания – это размеры (длина и ширина) страницы после обрезки книжного блока, указываемые в миллиметрах или в виде формата бумажного листа в сантиметрах и доли, которую страница составляет от бумажного листа.

 

Книга в Древнем мире.

В Древнем Египте книга возникает на папирусе. Папирусный свиток был известен во всем Древнем мире. Самый большой свиток, дошедший до наших времен со времен Древнего Египта имеет около 45 м в длину и состоит из 79 отдельных папирусных листов. Кроме папируса египтяне использовали кожу, писали на погребальных пеленах, на холсте, черепашьих панцирях, на камне и т.д. Письменами покрывались самые разные предметы – кольца, амулеты, статуэтки, ткани и др. Писали кисточками двумя красками – красной и черной. В египетских свитках употреблялось преимущественно иератическое письмо. Некоторые рукописи украшались виньетками и иллюстрациями. Вокруг книги и письма строились различные легенды. Книги считались священными, обладающими магической силой. Книги в Египте назывались «души Ра» - книги магической силы бога Ра. Книги были необходимым спутником покойника в загробном мире, т.к. были путеводителем по загробному миру (Книга мертвых).

В раннем периоде книги использовались для записи религиозных (связанных с заупокойным культом), политических, хозяйственных текстов. Светская литература ещё не записывалась. С эпохи Среднего царства господствующим языком в литературе становится так называемый новый язык. На нем написаны литературные памятники, являющиеся произведениями высокого искусства. В эту эпоху расцветает математика, на саркофагах надписи посвящены описанию неба. Сохранилось много медицинских папирусов. В эпоху Позднего царства складывается два направления: жреческая литература и литература недалекая от народа. Сказки и повести, уже понятные широким слоям населения, записаны демотическим (курсивным) письмом. Жреческие тексты написаны иероглифическим письмом, которое стало священным.

В Греции существовало более развитое общество, чем в Египте. В VIII – VIIвв. до н.э. появляются надписи с использованием алфавита. В VIв. до н.э. при Писистрате происходит собрание гомеровских поэм. В Афинах впервые начинают ставится трагедии. Эпоха Vв. до н.э. Оформление греческой идеологии, возникновение философских школ. Появляется драма и комедия. Трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Автор комедий Аристофан. Греческая культура была по преимуществу светской. В эпоху Эллинизма – III – IIвв. до н.э. – развивается военная техника, морское дело, развивается математика, астрономия. Особую роль в культурной жизни эллинизма играла Александрия. Птолемеи решили укрепить свои позиции в Египте и авторитет в Греции с помощью увеличения просвещения и культурности, широко привлекая ученых и писателей. Научным центром Александрии был «Музей». В тесной связи с ним была Александрийская библиотека. В ней находилось ок. 700 тыс. свитков. Старая политическая комедия исчезает и сменяется реалистической бытовой. Появляется жанр идиллии – маленькой пьесы, выражающей тягу горожан к природе, нравам деревни. Книжное дело достигает значительного развития. Письменным материалом был кожаный свиток. Позднее в VI – V вв. до н.э. широкое распространение получают деревянные доски и восковые таблички, в Vв. до н.э. – папирус. Александрийская образованность имела для книжного дела огромное значение. В Ал. б-ке были выработаны особые правила изготовления рукописи, точно определены размеры свитка – 20 – 30 см. Заглавие помещалось либо в конце, либо в начале книги. Иногда указывался автор и первые слова сочинения. Вскоре на смену папирусу приходит пергамен. Пергаменный кодекс был известен уже в Vв. до н.э. Кодекс пользовался успехом у торговых людей, благодаря прочности, долговечности, удобству пользования. Эта форма книги закрепилась в названиях юридических сводов – кодекс Юстиниана Феодосия. Кодекс постепенно вытесняет свиток. Появляются выдвинутые влево строки, снабженные увеличенной буквой. Появляется пагинация, хотя нумеруются ещё не все страницы. Заглавие закрепляется за началом. Кодекс часто богато орнаментируется. В Греции появляются издательства и книжная торговля, развито книгособирательство (пополнение Ал. Б-ки). Появляются памфлеты, плакаты.

В Др. Риме издательство и книжная торговля достигают значительного развития. В I в. до н.э. книжная торговля считалась доходным делом. Первым древнеримским книгоиздателем был друг Цицерона Аттик, который ввел массовое изготовление рукописей для продажи (Сотни писцов, обученных быстрому письму, писали под диктовку). Цены на книги были сравнительно невысоки – «Ксения» Марциала продавалась по 30 драхм. Рим был городом чтения, изобиловавшим учеными и любителями-аристократами. У каждого состоятельного римлянина была библиотека, иногда очень обширная. Книги хранились на полках, в нумерованных футлярах, к которым были прикреплены таблички с названиями. Книги сдержали произведения светских писателей, скептические сочинения о религии и т.д. Книжное дело было доходным, а вот авторского права не существовало. В Риме появилась и первая газета – «Акта диурна урбис», набеленные доски на столбах. Содержали сообщение о самых последних событиях в Риме, рассылались в различные районы Римской империи. Одна из таких газет сохранилась до наших дней. Знал Рим и преследование книг и их авторов. При императоре Тиберии – Кремуций Корд, за то, что преклонялся перед последними защитниками Республики – Брутом и Кассием.



2016-09-16 2163 Обсуждений (0)
Историческая эволюция материальной формы книги. Основные элементы конструкции книги 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Историческая эволюция материальной формы книги. Основные элементы конструкции книги

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)