Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Лекторское мастерство и ораторское



2016-09-16 1021 Обсуждений (0)
Тема 2. Лекторское мастерство и ораторское 0.00 из 5.00 0 оценок




искусство.

1.Типология, роль и суть современных психологических лекций.

2.Основные умения, сопутствующие успеху лектора.

3.Уверенность в себе как важнейшая способность лектора.

4.Типы подготовки к выступлению.

5. Типичные ошибки психолога – лектора.

 

Искусство публичного произнесения речей, или красноречие, существует тысячелетия. Высоко развито оно было в странах Древнего Востока - Египте, Сирии, Вавилоне, Индии, Китае. Наивысшего расцвета оно достигло в V-Ш веках до н.э. в Древней Греции ( Эсхин, Демосфен, Горгий). В Афинах целая плеяда блестящих ораторов состязалась в красноречии при громадном стечении граждан на главной площади. Победитель признавался властителем дум, героем, а побежденный иногда изгонялся из Афин. Софисты разработали основы риторики (красноречия), а также ввели понятие об искусстве спора (диалектике, полемике) и доказательства (эвристике). Сократ разработал, Платон развил диалектический диалог. Аристотель в трудах “Риторика” и “Поэтика” дал впервые научное обоснование ораторского искусства, определив его назначение как “возможность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”. Выдающаяся личность – римский оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 г.г. до н.э.) – считал, что речью можно воздействовать на волю и поведение масс, доказывал выдвигаемые положения и побуждая слушателей к активной деятельности. Лекция ХШ века – это чтение с комментариями (“lectio” от лат. – чтение). Она стала основой академического красноречия. В ХVШ-ХVШ веках появляется новый тип лектора – просветителя, пропагандиста научных знаний. Лекция вырывается из рамок комментируемого чтения и становится родом ораторского искусства. В России появляется форма публичной лекции (Ломоносов, Сеченов, Менделеев, Лобачевский и др.).

 

Роль и сущность современных психологических лекций:

· “Умственная изощренность + идейная убежденность – действенность, доступность, ясность, выразительность.

· Простота, основанная на естественности речи, выражении в ней авторского “я”.

· Преобладание в речи (лекции) той или иной направленности, зависящее от типа аудитории и соответственно целевой установки лектора.

· Изменение речевого стиля лекции в зависимости от жанра лекции и ее основного содержания (лекция по философии, политическая, историческая будет отличаться от лекции, посвященной вопросам культуры, искусства, техники, спорта).

· Существенная роль в отборе материала и определении формы лекции уровня подготовленности слушателей, их интересы, возраст, социальный и национальный состав.

 

Типы лекций:

· специальная (для специалистов);

· обучающая;

· научно-популярная.

 

Основные умения лектора:

· Умение создавать собственный текст по всем законам логики высказывания.

· Ориентация лекции на определённых слушателей, выделяя в содержании то одну, то другую сторону, в зависимости от актуальности.

· Гибкость мышления и речи, умение перестраивать материал, дополнять его, изменять композицию лекции.

· Наличие перцептивных (воспринимающих) и социально-коммуникативных умений – контакт со слушателями на основе взаимодействия при ведущей роли лектора.

· Умение говорить правильно, руководствуясь нормами речи, создавая эмоциональный настрой слушателей.

· Умение правильно сориентироваться в подаче материала, т.е. правильно спланировать его:

a) общее планирование – отбор и компонование материала с предварительной ориентацией на определённую аудиторию;

b) корректировочное планирование – в аудитории;

c) перепланирование – в процессе лекции с поправкой на восприятие;

d) моментальное или экспромтное – при ответах на вопросы слушателей;

 

Причины страха и сверхволнения:

· недостаток опыта чтения лекций;

· индивидуальные особенности лектора: застенчивость, робость, повышенная тревожность, неуверенность в себе;

· неверие в то, что слушателем будет интересно;

· личный опыт провала лекции;

· чрезмерное погружение в свои переживания.

Рекомендации:

Если ваше волнение связано со слушателями:

· при чтении лекций выберите доброжелательного слушателя и говорите как бы только для него (главное – научиться смотреть ему глаза);

· как только почувствуете, что между вами и вашим доброжелательным слушателем возник контакт, переведите глаза на его соседа, установите глазной контакт с ним;

· старайтесь научиться смотреть на слушателей открыто и дружелюбно, видеть их живые глаза;

· научитесь также открыто улыбаться аудитории и получать ответные улыбки из зала.

Если волнение связано с самим собой:

· перед чтением лекции «разогрейтесь»: поговорите с кем-то из слушателей, походите медленным шагом по аудитории;

· нарабатывайте опыт чтения лекций: больше и чаще выступайте, задавайте вопросы, участвуйте в коллективных дискуссиях;

· путем проб и ошибок найдите свой оптимум: ваше внутреннее состояние, при котором вы достигаете успеха;

· представьте себя актером и сыграйте роль блестяще.

Дополнительные рекомендации:

  • Выступая перед аудиторией, “не бойтесь ничего, кроме самого страха ”.
  • Непрерывная практика публичных выступлений - наилучшее средство против смущения и страха.
  • Отдайте себе отчет в причине страха.
  • Выступайте в полной готовности (быть готовым - значит освоить тему путем подготовки и устной проработки)
  • Сохраняйте уверенный вид. Уверенный вид действует на слушателя. Если вы внушите ему веру в ваши возможности, у самих возникает чувство уверенности в себе. Если поддадитесь порыву спешить, нервозность только возрастет. Делайте паузы так часто, как находите нужным. Будьте осмотрительны во вступительных замечаниях. Не стесняйтесь, если случайно оговоритесь, не впадайте в панику.
  • Преодолевайте страх действием.
  • Энергично произносить фразы, заготовленные заранее. Стремитесь к значимости речи.

Типы подготовки к произнесению речи:

1. Речь написана и заучена наизусть.

2. Речь сказана экспромтом.

3. Речь сказана с предварительной подготовкой, но без записи и без заучивания.

4. Речь написана полностью и прочитана по рукописи.


 

Типы лекций П р е и м у щ е с т в а Н е д о с т а т к и
Заученная наизусть В политических выступлениях и при обстоятельствах, где неосмотрительное словоупотребление может дорого обойтись. Тщательное составление текста. Легко повторить, длительность точно рассчитана. Освобождает от вопросов. Не столь прямолинейна, проста и выразительна. Опасность в безупречности запоминания, возможность ”застопориться”. Нарушение плавного течения речи рассеивает внимание.
Речь по записи Освобождает память от напряжения Звучит как чтение, а не как живое слово. Запись- барьер между оратором и слушателями: глаза скользят по строчкам время от времени поглядывая на аудиторию. В результате- отвлечение от текста и отрывистая речь.
Импровизация Приучает самостоятельно мыслить, вырабатывает уверенность в себе. Желание заменить тщательную подготовку минутной стряпней.
Речь с предварительной подготовкой Приучает организовывать свои идей для устного высказывания, самостоятельно мыслить, налаживать общение с аудиторией, говорить непринужденно, с непосредственностью, обычной в разговорной речи, и приноравливать речь к слушателям. Часто опускается важный вопрос, отклоняя в сторону от основной идеи, затягивается время.

 




2016-09-16 1021 Обсуждений (0)
Тема 2. Лекторское мастерство и ораторское 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Лекторское мастерство и ораторское

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1021)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)