Тема 2. Лекторское мастерство и ораторское
искусство. 1.Типология, роль и суть современных психологических лекций. 2.Основные умения, сопутствующие успеху лектора. 3.Уверенность в себе как важнейшая способность лектора. 4.Типы подготовки к выступлению. 5. Типичные ошибки психолога – лектора.
Искусство публичного произнесения речей, или красноречие, существует тысячелетия. Высоко развито оно было в странах Древнего Востока - Египте, Сирии, Вавилоне, Индии, Китае. Наивысшего расцвета оно достигло в V-Ш веках до н.э. в Древней Греции ( Эсхин, Демосфен, Горгий). В Афинах целая плеяда блестящих ораторов состязалась в красноречии при громадном стечении граждан на главной площади. Победитель признавался властителем дум, героем, а побежденный иногда изгонялся из Афин. Софисты разработали основы риторики (красноречия), а также ввели понятие об искусстве спора (диалектике, полемике) и доказательства (эвристике). Сократ разработал, Платон развил диалектический диалог. Аристотель в трудах “Риторика” и “Поэтика” дал впервые научное обоснование ораторского искусства, определив его назначение как “возможность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”. Выдающаяся личность – римский оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 г.г. до н.э.) – считал, что речью можно воздействовать на волю и поведение масс, доказывал выдвигаемые положения и побуждая слушателей к активной деятельности. Лекция ХШ века – это чтение с комментариями (“lectio” от лат. – чтение). Она стала основой академического красноречия. В ХVШ-ХVШ веках появляется новый тип лектора – просветителя, пропагандиста научных знаний. Лекция вырывается из рамок комментируемого чтения и становится родом ораторского искусства. В России появляется форма публичной лекции (Ломоносов, Сеченов, Менделеев, Лобачевский и др.).
Роль и сущность современных психологических лекций: · “Умственная изощренность + идейная убежденность – действенность, доступность, ясность, выразительность. · Простота, основанная на естественности речи, выражении в ней авторского “я”. · Преобладание в речи (лекции) той или иной направленности, зависящее от типа аудитории и соответственно целевой установки лектора. · Изменение речевого стиля лекции в зависимости от жанра лекции и ее основного содержания (лекция по философии, политическая, историческая будет отличаться от лекции, посвященной вопросам культуры, искусства, техники, спорта). · Существенная роль в отборе материала и определении формы лекции уровня подготовленности слушателей, их интересы, возраст, социальный и национальный состав.
Типы лекций: · специальная (для специалистов); · обучающая; · научно-популярная.
Основные умения лектора: · Умение создавать собственный текст по всем законам логики высказывания. · Ориентация лекции на определённых слушателей, выделяя в содержании то одну, то другую сторону, в зависимости от актуальности. · Гибкость мышления и речи, умение перестраивать материал, дополнять его, изменять композицию лекции. · Наличие перцептивных (воспринимающих) и социально-коммуникативных умений – контакт со слушателями на основе взаимодействия при ведущей роли лектора. · Умение говорить правильно, руководствуясь нормами речи, создавая эмоциональный настрой слушателей. · Умение правильно сориентироваться в подаче материала, т.е. правильно спланировать его: a) общее планирование – отбор и компонование материала с предварительной ориентацией на определённую аудиторию; b) корректировочное планирование – в аудитории; c) перепланирование – в процессе лекции с поправкой на восприятие; d) моментальное или экспромтное – при ответах на вопросы слушателей;
Причины страха и сверхволнения: · недостаток опыта чтения лекций; · индивидуальные особенности лектора: застенчивость, робость, повышенная тревожность, неуверенность в себе; · неверие в то, что слушателем будет интересно; · личный опыт провала лекции; · чрезмерное погружение в свои переживания. Рекомендации: Если ваше волнение связано со слушателями: · при чтении лекций выберите доброжелательного слушателя и говорите как бы только для него (главное – научиться смотреть ему глаза); · как только почувствуете, что между вами и вашим доброжелательным слушателем возник контакт, переведите глаза на его соседа, установите глазной контакт с ним; · старайтесь научиться смотреть на слушателей открыто и дружелюбно, видеть их живые глаза; · научитесь также открыто улыбаться аудитории и получать ответные улыбки из зала. Если волнение связано с самим собой: · перед чтением лекции «разогрейтесь»: поговорите с кем-то из слушателей, походите медленным шагом по аудитории; · нарабатывайте опыт чтения лекций: больше и чаще выступайте, задавайте вопросы, участвуйте в коллективных дискуссиях; · путем проб и ошибок найдите свой оптимум: ваше внутреннее состояние, при котором вы достигаете успеха; · представьте себя актером и сыграйте роль блестяще. Дополнительные рекомендации:
Типы подготовки к произнесению речи: 1. Речь написана и заучена наизусть. 2. Речь сказана экспромтом. 3. Речь сказана с предварительной подготовкой, но без записи и без заучивания. 4. Речь написана полностью и прочитана по рукописи.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1021)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |