Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Избегайте частичного совпадения разделов или их несовместимости



2016-09-16 502 Обсуждений (0)
Избегайте частичного совпадения разделов или их несовместимости 0.00 из 5.00 0 оценок




9.Пользуйтесь утверждениями, избегайте вопросов. Вопрос – это вступительный шаг. Он целесообразен при переходах от одного к другому по мере развития речи. Конспект – это логическая конструкция и должна содержать не вопросы, а ответы.

После редактирования и чтения следует провести сжатие текста (можно на отдельном листке), которое заключается в том, что предварительно подготовленное выступление должно быть сведено к отдельным тезисам или кратким пунктам, позволяющим в процессе речи восстановить основное содержание работы. Такой сжатый тезисный план позволяет отказаться от чтения текста и в тоже время полно и последовательно изложить все содержание.

Правила деления темы на вопросы:

· Следует найти один существенный признак деления темы на вопросы, а если нужно – вопросов на подвопросы.

· Вопросы должны раскрывать главную идею лекции, не должно быть лишних вопросов.

· Необходимо соблюдать непрерывность деления, правильно выделять вопросы и подвопросы.

· Вопросы не должны пересекаться, т.е. не следует говорить об одном и том же в разных вопросах.

 

Способы активизации мыслительной деятельности:

1. Истолкование новых явлений с точки зрения установления причинно-следственных связей с уже известными.

2. Проекция проблемной ситуации на аудиторию. Деловая игра «что делать, если…».

3. Анализ фактов и явлений действительности, предположений, гипотез, мнений.

4. Вопросно-ответная форма лекции.

5. Риторические вопросы (дискуссии).

6. Использование визуальных и аудиальных средств (видеофильмы, диапозитивы).

7. Прием «разорванных частей» - тема искусственно расчленяется. А в ходе лекции приводится в систему.

8. Прием «провокация», заявление чего то, что вызывает несогласие аудитории.

9. Проведение самостоятельной мыслительной деятельности с использованием раздаточного материала.

10. Мозговой штурм – «свежие идеи – самое ценное сырье».

 

«Между слушателями и преподавателем образуется необходимо магнетическая связь, с обеих сторон деятельная» (А.И.Герцен).

Способы привлечения интереса и удержания внимания:

· Прием соучастия («Вообразите, что вы приехали…», « Мы часто думаем…»). Такой прием содействует оживлению воображения, вызывает образные представления, делает сообщение более доступным и реальным.

· Прием персонификации – каждая новая мысль облекается в живой пример, иллюстрируется наглядными образами из жизни или художественных произведений. Можно использовать и метод сравнения.

· Проблемный способ изложения материала. Мысль начинает активно работать, как только сталкивается с ситуацией затруднения – проблемой, которую надо разрешить, чтобы построить логическое рассуждение.

· Сократический диалог – умело направляемая беседа – обнаружение, столкновение противоречий и нахождение истины в их борьбе. Этапы:

1. одно положение, аргументация.

2. противоположное положение, но аргументация.

3. обнаружение противоречия, напряжение.

4. исследование противоречия и пути его разрешения.

5. разрешение проблемы, открытие истины.

Таким образом, формируются основы теоретического мышления.

В моменты «аудиторной усталости» - юмор, вспомогательные аудиовизуальные средства.

Предостережения в использовании вспомогательного материала:

· не использовать фильмы, слайды, звукозаписи в ущерб слову.

· Принцип единовременного предъявления средств наглядности. Не рекомендуется развешивать все таблицы, схемы, карты, фотографии сразу – они отвлекут, распылят внимание. Иллюстрация, диаграмма, картина должны быть предъявлены в определенный нужный момент, и потом исчезнуть из поля зрения, чтобы не мешать восприятию последующего материала.

· При использовании аудио и видео средств необходимо позаботиться о том, хорошо ли всем видно и слышно.

· Не пускать материалы по рядам во время лекции – отвлекает и нарушает процесс слушания.

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте характеристику основных композиционных частей лекции.

2.Перечислите основные способы определения понятий.

3.Каковы основные правила определения научных понятий?

4.Каковы логические правила деления понятий (т.е. классификация)?

5.Охарактеризуйте правила составления конспекта по Поль Л.Сопер.

6.какие способы активизации мыслительной деятельности и интереса в учебном процессе вы знаете? Какие наиболее приемлемы для вас?

7.Какие приемы уместны, по вашему мнению, в моменты «аудиторной усталости»?

8.Как можно использовать в учебном процессе «сократический диалог»?

9.Какие предостережения в использованию вспомогательного материала необходимо соблюдать?

Тема 7.. Принципы расположения материала в лекции: вопросы композиции.

1. От общего плана к законченной композиции.

2. Основные факторы, влияющие на выбор композиционного варианта речи.

3. Логика в речи лектора.

 

Композиция –более сложная и многослойная конструкция, чем план. Она опирается на логику и психологию, а также на эстетическое чувство лектора и слушателей. «Всякая речь, должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому» (Платон).

«Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль, к сей-то мысли все должно относиться. Каждое слово, каждая буква должны идти к сему концу, иначе они будут введены без причины, а все излишнее несносно. …Обозреть свой предмет, раздробить его на части и, сличив одну часть с другой, применить, какое положение для каждой выгоднее, связь между ними естественнее, в каком расстоянии они более друг на друга отливают света, применить все сие и установить их в сем положении, дать сию связь, поставить в сем расстоянии – есть единое правило на расположение» (русский ритор М.М.Сперанский «Об ораторском искусстве»).

«Царствующая мысль» - главный тезис, его необходимо придерживаться в изложении материала, «привязывать к нему материал», не нагромождая ничего лишнего. Дробление предмета речи определяется теми конструктивными вопросами, которые составляют костяк всей лекции. А вот расположение этих частей чисто композиционная задача (достаточно сложная, т.к. это единый, комплексный процесс). «Известно, что высказывание формируется в сложном процессе, который начинается с общего замысла (или подлежащей высказыванию мысли), проходит стадию внутренней речи (или свернутой схемы предложения) и кодируется (реализуется) в развернутом речевом высказывании. Доходя до слушающего, это высказывание проделывает обратный путь, начинающийся с восприятия сообщения, продолжающийся в его декодировании – выделении его существенных информативных узлов, и кончающийся общей смысловой схемой, переживаемой как понимание услышанного сообщения… В нормальном высказывании все стороны речевого процесса оказались столь слитными и нерасчлененными, что выделить их составные компоненты подчас не представляется возможным» (Лурия).

Разрабатывая стратегию речи, думая об отборе, композиции и языковом оформлении материала, необходимо опираться на собственный ораторский стиль, основой которого служит индивидуальный речевой и мыслительный тип человека, а также на целевую установку в данной аудитории. И.П.Павлов выделяет рационально-логический и художественно-образный типы.

Художественно-образный типхарактеризуется: большой яркостью, образностью, конкретностью представлений, повышенной эмоциональностью, окрашивающей всю деятельность лектора чувством непосредственности, интенсивности проявления.

Рационально логический типхарактеризуется: слабой образностью представлений, стремлением к замене конкретной лексики абстрактными понятиями, меньшей эмоциональной окрашенностью, сдержанностью эмоций.

В чистом виде эти типы встречаются редко. В индивидуальном ораторском стиле присутствует и ритм (отдельных фраз и всего текста), который выражается в соразмерности частей, архитектонике лекции. Это проявление индивидуального речевого типа.

В I веке до н.э. римский политический деятель Марк Туллий Цицерон выделял 3 типа (рода) ораторов:

«Речь бывает трех родов: иные отличались в каком-нибудь отдельном роде, но очень мало, кто во всех трех родах одинаково, как мы того ищем. Были ораторы, так сказать, велеречивые, обладавшие одинаково величавой важностью мыслей и великолепием слов, сильные, разнообразные, обильные, важные, способные и готовые волновать и увлекать души, причем одни достигали этого речью резкой, суровой, грубой, незавершенной и незакругленной, а другие – гладкой, стройной и законченной. Были, например, ораторы сухие, изысканные, способные все преподать ясно и без пространности, речью меткой, отточенной и сжатой; речь этого рода у некоторых была искусна, но не отработана и намеренно уподоблялась ими речи грубой и неумелой, а у других при той же скудности достигала благозвучия и изящества, и бывала даже цветистой и умеренно пышной. Но есть как бы расположенный между ними средний, и как бы умеренный род речи, не обладающий ни изысканностью вторых, ни бурливостью первых, смежный с обоими, чуждый крайности обоих, входящий в состав и того и другого, а лучше сказать, ни того, ни другого; слог такого рода, как говориться, течет единым потоком, ничем не проявляясь, кроме легкости и равномерности; разве что вплетет, как в венок, несколько бутонов, приукрашая речь скромным убранством слов и мыслей».

Важнейшая композиционная проблема – начала и конца. Начальные фразы должны дать «жизнь» материалу, задать тон всему сообщению, «зацепить» внимание, заинтриговать, завлечь. Заключение должно озадачить, заставить задуматься, убедить, подтолкнуть к действию, воодушевить.

В процессе выступления оратор раскрывает содержание того понятия, которому посвящена тема, и использует множество других; он высказывает определенные суждения и приходит к заключениям, порой неожиданным для аудитории. Если при этом он говорит ясно, последовательно, обоснованно, аудитория будет пленена «железной» логикой, которая порой оказывает гипнотическое действие.

Логика выделяет 3 формы мышления и основана на них:

· Понятие – форма мышления, которая отражает общие и самые существенные свойства предмета или явления. Понятие характеризуется объемом _ совокупностью предметов и явлений, относящихся к данному понятию.

· Суждение– форма мысли, в которой отражается связь между предметами или явлениями.

· Умозаключение– цепочка суждений, последнее из которых – заключение – является новым знанием, выводимым из уже известных суждений, называемых посылами.

Логика изложения– это логика для аудитории.

Основные требования логики изложения:

1. Определенность, ясность. Слушатели должны понимать все слова и выражения, употребляемые лектором. «Определяйте значения слов и выражений и вы избавите мир от половины заблуждений» (Декарт). Чтобы исключить неясность, неопределенность, необходимо:

· Исключить двусмысленные фразы;

· Пояснять значение малоизвестных слов;

· Давать определения сложным понятиям;

· В определении понятия указывается род, которому принадлежит это понятие, и дается его видовое отличие. (Банк – это учреждение, аккумулирующее денежные средства, предоставляющее кредит, осуществляющее денежные расчеты).

2.Последовательность:логическая связь мыслей. Логикой считается такая последовательность, когда изложение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого к далекому. Но можно это нарушать, используя поисковый проблемный метод: показывается работа чего-то, а потом домысливается, как это осуществляется, путем вопросов, но они также должны быть связаны.

3. Непротиворечиеутверждения (это нельзя отрицать, только в случае поиска истины).

4. Обоснованность утверждений.

Логическая структура обоснования:

· Четко сформулировать мысль, которую надо обосновать (или тезис). Тезис отвечает на вопрос «Что мы доказываем?»

· Тезис подкрепляем аргументами (доводами). Аргументы отвечают на вопрос «Чем доказываем?» Основанием доказательств могут быть факты, статистические данные, теоретические положения, законы, суждения, основывающиеся на житейском опыте.

· Демонстрация. Показ того, как из данных аргументов следует тезис. Отвечает на вопрос «Как доказываем?» Она демонстрирует ход наших рассуждений. Доказать можно непосредственным наблюдением и посредством рассуждений, т.е. логическим умозаключением.

Требования к аргументам:

· Должны иметь непосредственное отношение к тезису.

· Должны быть истинными, т.е. уже доказанными.

· Должны быть обоснованными независимо от тезиса, иначе – «круг в доказательстве».

· Должны быть достаточными для получения вывода

Умозаключения:

· По дедукции (от общего к частному).

· По индукции (от частного к общему).

· От следствия к причине.

· По аналогии.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое композиция лекции?

2.Что такое ораторский стиль и что лежит в его основе?

3.Прокомментируйте высказывание Марка Тулия Цицерона о трех типах ораторов, предложенное в тексте?

4.На какие формы мышления опирается логика изложения?

5.Выделите основные требования логики изложения.

6.Как логически правильно обосновать утверждение?

Тема 8. Язык и стиль лекции.

1. Механизмы речепроизводства в монологе и диалоге.

2. Реализация принципа доходчивости, действенности и выразительности выступления.

3. Культура речи лектора.

4. Характеристики голоса. Качества голоса лектора.

Монологическая речь (греч. Monologas) – это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей. Она более развернута и грамматически оформлена, чем диалогическая, логически выдержана (т.е. сохраняется нить рассуждений, не так легко уйти в сторону от темы), но требует предварительной подготовки. Существенная черта – логическая связанность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненного определенному плану. Элементы монологаобъяснение нового материала, комментарии к ответам, мини-лекции – представлены на уроке, который в целом строится как открытый диалог. Основные жанровые разновидности монолога:

· Доклад – обстоятельное изложение какой-либо проблемы.

· Лекция – изложение материала по конкретному вопросу, носящее обучающий характер или познавательный.

Диалог – в переводе с греч. Dialogos – разговор двух лиц. Полилог – разговор нескольких лиц. Это вид коллективной интеллектуальной работы, посредством диалога устанавливается истина в процессе сопоставления различных точек зрения, обосновываются собственные взгляды и опровергаются взгляды оппонентов. Как форма речевой деятельности он наиболее эффективен при наличии сложных и спорных вопросов, неоднозначных подходов к решению той или иной проблемы. Жанры – дискуссия, беседа, совещание, ответы на вопросы, диспут. Организационные формы диалога – круглый стол, пресс-конференция, симпозиум.

Вопросы – это форма мышления, ориентирующая на получение ответов в виде суждений. Это сложный вид умственной и речевой деятельности, поскольку требует прочных и обширных знаний, умения сконцентрироваться, вспомнить необходимую информацию, представить ее слушателям в доступной форме. Вопросы обычно завершают публичное выступление, поэтому общее мнение о говорящем складывается в процессе ответов. По структуре вопрос состоит из двух частей: - базиса или предпосылки, которые включают исходную информацию; - вторая часть указывает на недостающую осведомленность. На этом основано мнение, что 50% ответа содержится в вопросе. Главное – внимательно слушать вопрос.

Классификация вопросов:

· По логике – уточняющие (закрытые, однозначные), восполняющие (открытые, специальные).

· По форме – корректные (в основе верное суждение), некорректные (неверное суждение – правильный ответ невозможен).

· По составу – простые, сложные (из нескольких вопросов).

· По характеру – нейтральные (благожелательные), неблагожелательные (провокационные).

Классификация ответов:

· Правильные.

· Неправильные.

· Не по существу.

· Краткие.

· Развернутые.

Приемы уклонения от вопросов:

· Ответ встречным вопросом.

· Ответ, отложенный до следующего раза.

· Индивидуальный ответ после лекции.

· Предложение оформить вопрос в письменной форме.

· Указав на сложность данного вопроса, попросить разбить его на несколько простых или уточнить смысл вопроса, сформулировав его по иному.

Недопустимо: ирония над вопросом или задающим вопрос; ответ не по существу.

В монологе и диалоге речь опирается на долговременную и кратковременную памяти. Первая позволяет извлекать материал из долгосрочного хранения, а кратковременная, позволяет, удерживая в памяти информацию, строить фразы, т.е. действует по механизму речи – «упреждающего синтеза»: начиная строить высказывание, мы в общих чертах предвидим, предугадываем, «упреждаем» всю его конструкцию и интонационное оформление.

Написанная в соответствии с композиционными требованиями, лекция должна быть озвучена на аудитории. И здесь возникают проблемы с тем, что лаконично изложенная на бумаге речь, в озвучивании оказывается не эмоциональной и не действенной. Придерживаясь строго записей, лектор теряет возможность эмоционально окрасить материал. Наличие интонации, обладающей огромной эмоциональной силой, которая передает внутреннее психическое и физическое состояние человека, отличает устную речь от письменной. В устной речи речевые звуки обладают силой, высотой, и другими акустическими качествами, однако они полностью реализуются индивидуально в каждой речи, придавая ей своеобразную окраску, тембр. Поэтому мы легко узнаем по телефону людей спустя много лет, т.к. их своеобразие произнесения отдельных звуков и слогов закладывается в слуховой памяти.

Как же сделать речь доходчивой и выразительной?

Помимо интонации в данном случае помогает использование художественных средств языка:

· Синонимы – т.е. слова, обозначающие одно и тоже, но относящиеся к различным стилям речи и поэтому обладающие различной эмоциональной окраской (пример: недостоверная информация, искажение фактов, ложь, вранье, брехня).

· Сравнение – «Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого» (Д.Карнеги).

· Тропы – слова в переносном значении:

1. Эпитет – образное определение, передающее отношение говорящего к предмету (окрыленный мечтой, обезумевший от счастья; но - горячая поддержка, практическое мероприятие – употреблять реже).

2. Метафора – скрытое сравнение.

3. Метонимия – слово или словосочетание, которое заменяет название предмета на основании определенной связи с ним («Все решает кошелек» (деньги). «Надо иметь за плечами «волосатую лапу» (поддержку).

4. Гипербола – преувеличение (самый счастливый).

5. Литола – преуменьшение (сделать за одну секунду, в миг).

6. Ирония – слово или выражение, употребляемое в обратном смысле для высмеивания какого-то явления (оформляется интонацией).

7. Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (спящий лес, скучающий осел).

· Фигуры – особое построение фраз:

1. Риторическое восклицание – (Ах, неужели, это сон!).

2. Обращение – Господа! Обращение + риторическое восклицание – способно завести аудиторию.

3. Риторические вопросы – не предполагают прямых ответов (Если человеку так мало надо для счастья, в чем же оно состоит?)

4. Инверсия – специальное нарушение обычного порядка слов (Работать они не хотят, а жить хотят хорошо).

5. Градация – расположение слов в порядке, при котором их значение усиливается (Каждый человек – личность, способная творить, созидать и разрушать свои творения).

6. Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи («Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, которые хранятся в сердце нации». Л.Леонов).

7. Повтор – многократное повторение одного и того же слова или оборота: - анафора –повторение начального слова; - эпифора – повторение последнего, заключительного слова.

8. Период – построение предложения из двух частей : первая – параллельные синтаксические конструкции; вторая – вывод (Если мы взялись за это дело, если мы потратили столько времени и сил на организацию работы, если все надеются на нас, - неужели мы остановимся на полпути?).

· Пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Культура устной речизаключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Подбирая слова для выражения мыслей, лектор руководствуется следующими соображениями:

· Подходит ли слово по смыслу.

· Правильно ли мы его употребляем.

· Уместно ли оно в данной ситуации.

· Выразительно ли оно.

Культура речи предполагает:

1. знание норм литературного языка;

2. умение выбирать в соответствии с ними самые точные, уместные в данной речевой ситуации слова и выражения;

3. выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств и внеязыковых (жестов, мимики, интонации, темпа, пауз, громкости).

Ошибки в речи раздражают слушателя. Непростительна также небрежность речи, вызванная неверным согласованием слов во фразе, употреблением лишних или неподходящих по смыслу слов.

 

 

Ошибки в речи лектора

1. Неправильный выбор слова:

· Небрежное отношение к слову: Через два часа езды стало ясно, что мы начали заблуждаться.

· Употребление лишних слов: отступил назад, свободная вакансия.

· Смешение паронимов (близких по звучанию слов): сравняем наши результаты (вместо сравним).

· Непонимание значения слова: эта идея гармонизирует; я обратно тебе пишу.

2. Ошибки в произнесении слов (орфоэпические). Они сводятся к неправильному произношению звуков и их сочетаний, а также ошибками в ударении.

· Русское произношение смягчает согласный перед «э» в иностранных словах: тема, рейс, термин. Исключение: атеизм, интенсивность, темп.

· Наращивание сложности: компе\н\тентный, э\к\скорт.

· Неправильная постановка ударения.

3. Грамматические ошибки в словах:

· Неправильная форма спряжения глаголов:бежи, вылазь, ложи.

· Неправильное склонение числительных: в составных числительных изменяется каждое слово (более восьмисот двадцати человек); в датах число склоняется, название месяца нет (к седьмому ноября).

· Употребление двух сравнительных степеней в одном предложении (более справедливее).

4. Неправильное построение предложений:

· Контаминация –соединение частей двух устойчивых оборотов речи, близких по смыслу (Это играет большое значение или Это имеет большую роль).

· Ошибки в управлении –управляемое слово стоит не в том падеже, которое требует опорное слово (выражаю уверенность в победу(победе); - употребление не с тем предлогом (расспрашивал про экономическое положение (об); я гарантирую вам о том, что…).

· Нагромождение придаточных предложений со словом «который» –Мы разработали систему, которой будут заниматься ведущие специалисты, которые попытаются узнать те элементы, которые нас интересуют.

· Неправильный порядок слов в предложении.

· Неправильное использование деепричастного оборота ( действие, обозначающееся деепричастием должно относиться к подлежащему): Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.



2016-09-16 502 Обсуждений (0)
Избегайте частичного совпадения разделов или их несовместимости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Избегайте частичного совпадения разделов или их несовместимости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (502)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)