Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. Способы и приемы реализации материала



2016-09-16 550 Обсуждений (0)
Тема 6. Способы и приемы реализации материала 0.00 из 5.00 0 оценок




лекции: вопросы тактики

1. Первичный план лекции.

2. Правила определения понятий.

3. Отбор фактов и аргументов. Составление конспекта.

4. Способы активизации мыслительной деятельности.

5. Способы привлечения интереса и приемы удержания внимания на всех этапах лекции.

6. Использование вспомогательного материала.

 

Когда уже есть цель лекции, т.е. основное направление деятельности лектора, она позволяет по-иному взглянуть на весь собранный материал.

«Целевая установка речи складывается как бы из двух компонентов: задачи, направленной на разъяснение, оценку тех или иных фактов, аргументов, позиций и сверхзадачи, имеющей эмотивно-побудительный характер. Задача предъявляется слушателям, сверхзадача скрыта от прямого восприятия и действует подспудно».

На основе материала и цели готовится план, который должен логически развивать основные положения выступления. Обычно рассуждение строится по схеме: тезис – доказательство – вывод. Тезис – это суждение, истинность которого устанавливается в доказательстве. Исходя из того, что обычно текст состоит из трех обязательных компонентов, в плане это деление также предусматривается:

1. Введение – формулируется тема и цель, происходит ввод в проблематику.

2. Основная часть – доказательства и иллюстрации.

3. Заключение – выводы, итоги.

Неприемлемы планы, которые только называют эти композиционные части. Формулировки пунктов плана должны быть заголовками соответствующих частей. Пункты плана могут излагаться в вопросной, назывной или тезисной форме. Чтобы составить план готового текста, следует разделить его на смысловые части, затем выделить в них и сформулировать основную информацию. План можно наглядно разместить на доске (написать).

Особенности композиционных частей:

1. Во введении дается краткое описание предметной области, к которой относится тема лекции. Рассматривается историческое освещение проблемы и ее современное состояние. Если сообщение, информация носит научный характер, то уместно будет представить различные точки зрения на данную проблему. Далее излагается тема, указывается ее актуальность, определяется узкое направление речи. После этого формулируется задача, которую говорящий ставит перед собой и аудиторией. При определении актуальности следует избегать пространственных рассуждений и четко указывать, почему такая-то тема важна в настоящее время.

2. Основная часть строится как доказательство выдвигаемого тезиса. Если основной тезис распадается на несколько подтезисов, то в главной части выделяется соответствующее количество частей. Внутри каждой такой части материал располагается таким образом: формулируется тезис, рассматриваются различные подходы к его доказательству (точки зрения), далее следует обязательное выражение авторского отношения к проблеме. Должны быть использованы примеры, подтверждающие точку зрения говорящего. Итогом рассмотрения тезиса должен стать вывод о его правильности, истинности или ложности. 2 варианта использования доказательств: - индуктивный (от частного к общему); - дедуктивный (от общего к частному). Вариант выбирается в зависимости от аудитории.

3. Заключение – самая маленькая часть работы. Композиционно оно замыкает кольцо рассуждений. Это значит, что в заключении следует вернуться к началу работы, напомнить какая задача ставилась, как она решалась, к какому выводу пришли.

Заглавие – самое краткое выражение основного содержания. Заголовок формулируется в самом конце работы над текстом. Заключительный элемент текста – список литературы, наличие которой позволяет при необходимости расширить знакомство с поднятой проблемой.

Способы определения понятий:

· научное определение – указание рода, к которому принадлежит понятие, видовые отличия.

· описание – называние внешне воспринимаемых признаков или черт предмета, явления.

· характеристика – перечисление существенных признаков и их оценка.

· пример.

· перевод заимствованных слов – дача русского варианта.

· рассказ о происхождении – этимология.

· замена синонимом (коммуникабельность – общительность).

· сравнение.

Правильные научные определения находятся в энциклопедиях и других словарях.

Всегда нужно быть готовым дополнить один способ определения другим, например, научное определение – описанием или примером, который хорошо воспринимается в любой аудитории.

Правила определения научных понятий:

· Объемы определяемого и определяющего понятия должны быть эквивалентны. Не допускать двух ошибок: слишком узкое или слишком широкое.

· Содержание определяющего понятия устанавливается безотносительно к определяемому, дабы избежать «порочного круга» в определении: «пессимист – пессимистически настроенный человек».

· В качестве определяемого понятия нельзя рассматривать «крылатые фразы», метафоры, образные эпитеты.

· определение должно быть ясным и четким, не содержать неизвестные термины (социометрия – это прикладная микросоциология»).

· Термин – точное обозначение определенного понятия. применяемое в науке, технике, искусстве.

Эти правила должны органически сочетаться с логическими правилами деления понятий. Каждое понятие для полного раскрытия прежде всего подвергается делению на более мелкие.

Логические правила деления понятий:

· Деление понятий производится по одному основанию (либо это виды, типы, классы и т.д.).

· Члены деления исключают друг для друга (юноши и девушки, но не юноши и спортсмены).

· Деления должны быть соразмерными, т.е. сумма объемов его членов предполагается равной объему делимого понятия, чтобы в полной мере раскрыть смысл понятия.

· Деление должно быть непрерывным, без скачков и возвращений.

Работа над текстом начинается с отбора из всего массива собранной информации материала в соответствии с пунктами плана. Написание текста обычно начинается с основной части, затем пишется введение, выбирается заголовок.

Конспектирование –это система приведения мыслей в порядок для устного их изложения. Все заранее подготовленные факты, доказательства, соображения в конспекте классифицируются, логически и композиционно выстраиваются, отбираются главные положения, под ними размещаются подчиненные.

Правила составления конспекта (Поль Л. Сопер):

1. Пользуйтесь полным предложением. Два способа составления конспекта: краткая запись одних только наименований пунктов и запись законченных предложений.

2. Деление конспекта на три части (введение, основная часть, заключение).

3. Применение общепринятого способа обозначений. Обозначение должно указывать на главную, сочиненную или подчиненную роль раздела. Для главных разделов применяется римская нумерация, арабская для разделов, имеющих сочиненную роль, буквы, подпункты – для подчиненных.

4. Размещение разделов в соответствии с их подлинным взаимоотношением. Это самое важное и чаще всего нарушаемое правило конспектирования. Нельзя подчинить один пункт по существу другому, только механически поставив его в подчиненное положение. Хороший способ проверки правильности определения роли каждого пункта заключается в следующем: посмотрите подойдет или не подойдет подчиняющий союз (потому что, поскольку т.д.) между одним пунктом и другим, поставленным в подчиненное положение, и подойдет ли сочиняющий союз (и, но, или) между двумя равнозначными пунктами. Если можно сочинить одно утверждение с другим, поставленным в подчиненное положение, посредством слов «а потому», то они даны в обратном, неправильном порядке.

5. Пользуйтесь только одним обозначением перед каждым суждением и только одним суждением после каждого обозначения.



2016-09-16 550 Обсуждений (0)
Тема 6. Способы и приемы реализации материала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. Способы и приемы реализации материала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)