Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристики голоса. Качества голоса лектора



2016-09-16 2303 Обсуждений (0)
Характеристики голоса. Качества голоса лектора 4.67 из 5.00 3 оценки




От нашего голоса зависит, можно ли нас слушать. Голос – это мы и наши мысли. В детстве голоса звонкие и чистые. А с возрастом становятся нервными, резкими, гнусавыми, монотонными. Период до 20 лет является важным для приобретения личных привычек, умения владеть голосом и речью, правильным произношением, жестами, телодвижениями.

Голосовой аппарат состоит из 4 частей:

1. Дыхательные органы –вроде мехов, включающие легкие, мускулатуру, втягивающую воздух и выталкивающую их легких.

2. Вибраторы – голосовые связки, располагающиеся горизонтально в дыхательном горле. Где оно переходит в гортань, и прикреплены к передней стенке так, что в ослабленном состоянии образуют V.

3. Резонаторы – гортань, полости рта и носа. Они усиливают обогащают звук. Возникающий благодаря действию голосовых связок.

4. Артикуляторы – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Образуют из звуков слова и слоги.

Эти 4 части голосового аппарата участвуют в создании 5 элементов голоса: звучности, темпа, высоты, тембра, артикуляции (вместе с произношением).

Звучность. Психологической основой полноты звука являются – уверенность в себе и творческий подъем, представляющие неотъемлемое условие хорошей во всех отношениях речи. Физическая основа – правильное глубокое дыхание, частое дыхание. Контролируемое дыхание. Частые причины несдержанного дыхания – страх, нервность, застенчивость. Быстрые вдохи немного нарушают течение речи, но быстрые выдохи делают ее невозможной.

Упражнения для постановки дыхания и улучшения звучания голоса.

1. Прямая свободная поза, руки по обеим сторонам груди на нижних ребрах. Дышать легко и регулярно, делая по 5 сек. вдох и выдох. Повторить 10 раз, увеличивая время до 15 сек.

2. Выдох с наклоном вперед вместе с руками и плечами, вдох – разворот плеч, расправление груди.

3. Наполнить воздухом легкие, а затем выдыхать медленно в течение 10 сек. со звуком «а», стараясь не изменять его звучания.

4. Тянуть «а», меняя звучность (то наращивая, то снижая).

5. Громко читать отрывки, соблюдая речевые правила.

Темп.Состоит: быстрота речи, интервалы и длительность пауз, длительность звучания отдельных слов. (Эксперимент: произнести 300 слов; если произносится менее 100 слов в мин., то речь медленна. Норма – 120 – 150 слов ).

Недостатки :торопливость речи, возбужденная речь, вялая речь, неуверенная, вымученная речь.

Длительность слогов (не слов), представляющая звуковые единицы, разнообразна и зависит от смысловых оттенков (медленно, нога за ногу, свыше тысячи лет, широкие бескрайние равнины) и от смысловой нагрузки (Да-а-а). Паузы отделяют наиболее существенные слова. Читая, необходимо чувствовать ритм, отвечающий содержанию речи, и стараться определить, где необходимо ускорить темп, где сбавить, где сделать короткую паузу, где остановиться перед решающей фразой или словом, чтобы создать нужное впечатление.

Высота. Перемена в высоте звучания достигается двумя путями: переходом и плавным скольжением.

Переход –сдвиг в высоте от одной звуковой единицы (слога) к другой.

Скольжение (модуляция) – смена высоты в пределах одной звуковой единицы. Каждый ударный звук сопровождается модулированием. Интонационные скольжения могут быть едиными и двойными.

Единое – вверх или вниз.

Двойное – вверх и затем вниз или вниз, а затем вверх (Да. Да? Да-а-а! Да-а-а? Как нетерпеливое ожидание ответа).

Двойное скольжение используется для особой, своебразной выразительности.

Разные чувства и их глубина часто передаются интонацией.

Недостатки интонирования:

· Монотонность – речь на одной неизменной высоте звука. Необходимо уметь пользоваться 7-ю тонами, т.е. диапазоном октавы.

· Слишком высокий тон – от избытка рвения, от недостаточности дыхания.

· Слишком низкий тон – отсутствие увлеченности и энергии, застенчивость.

· Недостаток выразительности в некоторых словах.

Тембр.Это характерная окраска звука. Имеет значение разница в строении и форме вибрирующих тел, поэтому во всем мире нет двух человеческих голосов, звучащих одинаково. Хороший тембр – это звучание открытое, насыщенное, ясное, с чистыми вибрациями. Такое звучание, есть результат глубокого, контролируемого дыхания, свободной вибрации голосовых связок и ничем не стесненных резонирующих камер (гортани, полостей рта и носа).

Недостатки тембра:

· Одышка.

· Хрипота – недостаток вибрации голосовых связок.

· Резкость – причина пронзительности – нервность и сверхнапряжение.

· Гортанность – «заглатывание звука».

· Гнусавость – приток воздуха в нос более свободен, чем его выход через ноздри; малоподвижная нижняя челюсть, не позволяющая достаточно широко открыть рот.

Артикуляция и произношение. Это членораздельное, отчетливое произнесение. Неправильное произнесение звуков и неправильное произношение дают одни и те же результаты. В неправильно произносимом слове звуки пропадают, видоизменяются или же появляются новые звуки. То же самое и при дурном произношении.

У нас неправильное произношение, когда мы не знаем, как следует произносить правильно те или иные слова; у нас неправильная артикуляция, когда мы знаем, как их следует произносить, и тем не менее выговариваем неправильно.

Дыхание, голос, дикция – элементы техники речи. Но звучащая речь должна быть наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью.

Выразительность – это качество звучащей речи, позволяющее с помощью различных средств придать голосу эмоциональную окраску, способность передавать голосом определенные чувства.

Источники выразительности: «увлеченность говорящего», тесное общение с аудиторией. Выразительность состоит из 2-х пластов: логического и эмоционального.

Логический анализ речи:

· Выделение синтагм – целостных смысловых отрезков в высказывании. Я долго не мог ей ничего ответить, \ и мы молча стояли друг против друга, \ держась за руки, \ прямо, \ глубоко и радостно, смотря друг другу в глаза. Синтагма может совпадать с предложением: Моросил мелкий дождь.

· Выделение (определение) места логических пауз, которые отделяют друг от друга смысловые отрезки (в месте логической паузы должна быть граница дыхательной группы, т.е. вдох или добор воздуха). Психологические паузы появляются перед сообщением чего-либо главного, важного, неожиданного, необычного.

· Нахождение ключевых слов в каждой синтагме. Они выделяются логическим ударением. Т.е. произносятся с большей силой голоса.

· Определение тонального рисунка (мелодики высказывания), т.е. интонационной конструкции.

· Нисходящее движение тона употребляется для выражения завершенности, законченности: Они приехали вчера.

· Восходящее для обозначения вопроса: Они приехали вчера?

Тон может менять свое направление несколько раз в предложении.

Качества голоса педагога (оратора).

1. Благозвучность –чистота и ясность тембра (не вызывает отвращения).

2. Высота голоса -способность изменять регистры звучания (поднимая и опуская голову). Регистры: грудной (нижний), средний (смешанный), головной (верхний).

3. Гибкость –изменение высоты, адаптивность (приспособляемость к акустическим условиям), помехоустойчивость (умение преодолевать звуковые помехи).

4. Полетность –обеспечивает нормальную слышимость. Зависит от установки на общение, оценки акустики, четкости артикуляции, умелого пользования громкостью. К.С.Станиславский говорил: «Когда требуется подлинная сила речи, следует забыть о громкости». Норма – средняя сила голоса, без крика.

5. Суггестивность –способность воздействовать на слушателей, внушать. Зависит от интонации и тембра.

6. Выносливость –способность выдерживать длительную нагрузку. Зависит от правильности дыхания, четкости, артикуляции, качества резонирования, гигиены голосовых связок.

«Наверное, можно скрыть свое происхождение, образование и прочее, но большинству людей это не удается – их выдает речь». (Д.Р.Паркинсон).

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте сравнительную характеристику монолога, диалога, полилога. Как эти механизмы речепроизводства можно эффективно использовать в учебном процессе?

2.Какими бывают вопросы и ответы?

3.Как правильно «уклониться» от вопросов, если вы затрудняетесь на них ответить?

4.Какие художественные средства языка можно использовать в речи для того, чтобы она была выразительной и доходчивой?

5.В чем заключается культура устной речи лектора?

6.Какие ошибки в речи лектора чаще всего наблюдаются?

7.какие характеристики голосового аппарата участвуют в речепроизводстве?

8.Какие качества голоса необходимо воспитывать лектору?

Тема 9.Внешний облик психолога – лектора.

1. Образ психолога – лектора.

2. Внешний вид и манера себя вести.

3. Имидж преподавателя.

4. Поза и жесты в процессе преподавания.

5. Стилистический кодекс лектора.

«Образ – себя» складывается из следующих компонентов:

· внешний вид (одежда, выражение лица, тональность голоса, манера себя вести);

· демонстрация психологической роли с передачей ее эмоциональной окраски;

· основная ценностная направленность выступления;

· первые фразы-размышления, как начало лекции («затравка»).

« Ваш внешний вид – это символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому предполагаемому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, ваши финансовые возможности, ваш вкус, иногда даже, каково ваше семейное положение и многое другое».

Цвета классической деловой одежды имеют определенную гамму: все оттенки коричневого. бежевого, серого, темно-синий или светло-синий, белый, в исключительных случаях – черный. Цвет одежды, форма линий (прямые, жесткие, волнистые, диагональные), фактура тканей оказывают подсознательное влияние на эмоциональную оценку внешнего облика.

Окружающие человека люди и вещи не случайны, и их выбор порой больше, чем сам человек, говорит о его жизненных симпатиях, установках, отношениях к людям и себе. Предметы, которые окружают человека, являются продолжением его и слагаемыми его имиджа.

Стильэто сочетание и соответствие манеры поведения, отражающей характер, темперамент, воспитание, и манеры одеваться внешнему облику.

Внешний вид должен соответствовать требованиям слушателя и обстановки:

  • Не одевать плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движение плеч и рук.
  • Мужчины должны быть чисто выбриты.
  • Необходимо освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, убрать торчащие из боковых карманов ручки и карандаши.
  • Женщинам не рекомендуется надевать кричащие украшения.

Манеры:

  • Не суетиться.
  • Не начинать речь, пока не будет занято удобное и устойчивое положение.
  • Не смотреть вниз на ноги или руки, не смотреть сразу в записи.
  • Первоначально поприветствовать аудиторию, выбранной формой обращения.
  • Далее, умело создать дружескую, но деловую обстановку.
  • Манера правильно стоять: ноги расставлены на 30-40 см в зависимости от роста, носки слегка раздвинуты; одна нога выдвинута чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги, в выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не сильно прижаты к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выпрямлена, живот подтянут.

Если вы выступаете перед родителями в обычной государственной школе: внешний облик скромный, но в меру респектабельным. Демонстрация уверенности спокойного и знающего человека, речь открытая, с доверием. Можно дать понять, что и у вас случаются проблемы, но вы с ними справляетесь.

Если выступаете в элитарной школе: чтобы не заслужить снисходительных взглядов, одежда. прическа «должны соответствовать»необходимо выглядеть если не дорого, то обязательно элегантно, без излишеств, держаться с чувством собственного достоинства. В каждом слове и жесте должны сквозить успешность, профессионализм, деловитость.

Выступление перед младшими школьниками: одежда теплого, «уютного» цвета, спокойная прическа и макияж. Не выделять отдельно никого, эмоционально принимать всех, Лицо должно излучать доброту, заботу, тепло. Голос должен звучать мягко и задушевно.

Выступление перед подростками: современная одежда, прическа, косметика. Держаться уверенно, немного директивно (вы знаете все ответы на вопросы). Говорить «мальчишечьим голосом», применяя иногда приемлемый подростковый сленг, используя юмор.

Выступление перед старшеклассниками: наряд в меру демократичным и в меру оригинальным, косметика, украшения – к месту. Демонстрация профессионализма и аппеляция к собственному жизненному опыту. Говорить открыто, доверительно, свободно, уверенно. Показывать свое принятие и понимание молодежных проблем.

Для нормальной координации движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Необходимо следить за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались движением на один шаг вперед или выносом ноги вперед; Паузы и передышки – подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг.

Жесты помогают создать гармонию равновесия в позе лектора.

Виды жестов:

1. Выразительные жесты – сопровождают самые сильные, кульминационные места речи, могут подчеркивать идеи умиротворения, поощрения, похвалы и утешения.

2. Описательные жесты –показ руками размеров, движений; показ действий (наглядное изображение).

3. Указующие жесты –указание рукой или пальцем места положения или направления.

4. Подражательные жесты –перевоплощение в роль и имитация голоса и мимики.

Правила пользования жестами:

· Жесты должны быть непроизвольными. Должны использоваться по мере надобности и не подавляться на полпути.

· Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

· Необходимо управлять жестами. Жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

· Необходимо вносить разнообразие в жестикуляцию.

· Жесты должны соответствовать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Лучшая черта во внешнем облике лектора – корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер – непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты – это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей.

Психологические роли лектора:

· роль оптимистичного человека – лекция прежде всего праздник, интеллектуальное развлечение, удовольствие (младшие школьники, подростки).

· нейтральный информатор –предложение психологических знаний, а слушатели сами решают, что и как им делать (родители).

· жизненный философ –спокойно и рассудительно размышляете о проблемах человека, его жизни, образования и воспитания.(родители, старшеклассники).

· любовь к детям –рассказ о необходимости психологической поддержки (учителя и родители).

· проблемность, сложность,озабоченность– (учителя, родители).

· тревога, набат – предложение реализовывать психолого-педагогические рекомендации на практике (учителя, родители).



2016-09-16 2303 Обсуждений (0)
Характеристики голоса. Качества голоса лектора 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Характеристики голоса. Качества голоса лектора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)