Каждая речь должна иметь тему, общую и конкретную цели
Рекомендации относительно темы лекции: 1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам. 2. Избегайте списывания из журнальных статей или книг – думайте самостоятельно. 3. Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать больше знаний, чем обладают ваши слушатели. 4. Подбирайте уместную тему, соответствующую текущим интересам и умонастроению собравшихся, т.е. должна соответствовать аудитории. 5. Тема должна быть достаточно важна, интересна и понятна. Будет ли тема важна и увлекательна, зависит от: · основных интересов аудитории; · групповых интересов; · злободневных интересов; · конкретных интересов; · новизны темы; · заложенных в теме начал конфликта (спорные вопросы). 6. Тема должна быть красиво оформлена, как рекламный заголовок, привлекающий внимание содержанием. Общая цель может быть: развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. Возможно и их сочетание. Все зависит от типа лекции. Она определяет, какой реакции лектор хочет добиться. 1. Развлекательная речь. Цель – поддержать внимание и интерес. Ее можно использовать как элемент лекции. Она может носить юмористический оттенок, занимательный как интересный факт, событие. 2. Информационная речь. Цель – пробудить любознательность и дать новое представление о предмете. Можно использовать повествование, описание, объяснение. Требования: · В ней не должно быть ничего спорного, т.е. любой подымаемый вопрос должен быть связан с тем, что уже существует, или представляет подлинную правду. Он не может вызывать спора (верить или не верить). · Вызывать пытливость. · Удовлетворять запросы слушателей. · Сообщение должно быть актуально. · Лектор должен уметь ответить на все заданные вопросы. 3. Воодушевляющая речь. Цель – затронуть глубокие личные интересы, пробудить мысли о насущных вопросах, вселить чувства благодарности, восторга, преданности. 4. Убеждающая речь. Цель – логическими доводами доказать или опровергнуть какие-либо положения. Но при этом необходимо выбирать действительно спорный вопрос, соответствующий теме, но разрешимый. 5. Призывающая к действию речь. Призыв может быть прямым или косвенным. Лектор должен поставить перед собой следующие вопросы: · Вызовет ли эта речь достаточный интерес? · Способны ли слушатели к действию? · Не слишком ли сильна оппозиция? Конкретная цель – показывает, что слушатели должны знать, чувствовать и делать. Поэтому ее выражают конкретным предложением, в виде тезиса. Но такое конкретное тематическое утверждение не должно быть общеизвестной истиной. Такая конкретная целевая установка дает направление аудитории и самому лектору. Из цели вытекают основные задачи. Необходимо помнить, что и цель и задачи вытекают из названия темы. А оно должно быть: · кратким; · наводящим на цель; · уместным; · конкретным; · интересным. Резюме: В процессе выбора темы и определения установок, необходимо проверить себя, ответив на следующие вопросы: · Действительно ли меня интересует эта тема или может ли она стать интересной для меня? · Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться достаточными знаниями? · Смогу ли я уложиться в отведенное время? · Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам? · Будут ли соответствовать моя тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей? 4 источника накопления материала: · личный опыт; · размышление и наблюдение; · интервью и беседы; · чтение (читать необходимо больше, чем нужно; читать без предубеждения и критически; читать с пользой; в процессе чтения вести записи). Где искать литературу? · картотека; · указатели по периодической печати; · журналы общего и конкретного характера; · газеты; · энциклопедии; · биографические справки; · статистические справки; · литературные справки; · библиографические обзоры; · брошюры и бюллетени. Работая с литературой, можно пользоваться карточками для составления заметок. Правила пользования: · карточки должны быть одинакового размера; · писать можно только на одной стороне; · на каждой карточке делать только одну запись; · делать записей больше, чем понадобиться; · четко, при помощи кавычек, указывать, является ли приводимая ссылка непосредственной цитатой; · указывать источник: · если книга: полное имя автора, название, год издания, страницу; · если журнал: имя автора, название статьи, название журнала, дата выпуска, страница; · если брошюра: название организации, выпустившей ее, имена лиц, собравших материал и составивших брошюру; · если теле или радиопередача: имя выступавшего, название сообщения, вещательную компанию; · если справочник или антология: имя автора отдельной заметки, статьи. Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите этапы подготовки лекции, прокомментировав каждый. 2. Каковы основные рекомендации относительно выбора темы лекции? 3. Какой может быть общая цель лекции? В чем ее отличие от конкретной цели? 4. Какие вопросы следует себе задать при выборе темы и определении целевой установки? 5. Перечислите источники накопления материала. 6. Как правильно пользоваться карточками для заметок?
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (553)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |