Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эмоциональная культура педагога



2016-09-16 2524 Обсуждений (0)
Эмоциональная культура педагога 4.67 из 5.00 3 оценки




Современные исследования в области педагогической психологии свидетельствуют о том, что одним из условий успешного выполнения профессиональных обязанностей в области педагогической деятельности является способность всегда, в любой обстановке владеть собой, не терять контроля над своими эмоциями и поведением.

Деятельность педагога В.А.Сухомлинский называет «работой сердца и нервов»: «…это буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил» . Ученый считает умение владеть собой, держать себя в руках одним из самых необходимых умений, от которого зависит успех деятельности педагога и его здоровье. «Это умение надо воспитывать в себе, создавать, совершенствовать, «отшлифовывать», делать более тонким и действенным».

Анализ многочисленных исследований затрагивающих проблему значимости эмоциональных особенностей в деятельности педагога показывает, что помимо обладания яркими, богатыми и глубокими эмоциями педагогу необходимо умение регулировать их проявления, умение подавлять в себе аффективное состояние, преодолевать вредные настроения.

Подлинные профессионалы педагогического труда культивируют теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с детьми, имеют высокий уровень эмоциональной культуры.

Понятие «культура» предполагает постоянное совершенствование личностных качеств (от лат. «возделывание», «обрабатывание»): «…культура – это выражение извечного стремления человека к идеалу, это заложенное в нем тяготение к разуму, истине, справедливости, это стремление к совершенству…»

Эмоциональная культура педагога предполагает высокий уровень развития таких профессионально значимых качеств его личности, как эмоциональная устойчивость, эмоциональная экспрессивность и эмоциональная отзывчивость. Рассмотрим основные составляющие эмоциональной культуры педагога

Одним из наиболее важных показателей эмоциональной культуры педагога является эмоциональная устойчивость. Высокий уровень развития эмоциональной устойчивости педагога позволяет противостоять развитию синдрома «эмоционального выгорания» и эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности. Повышение собственного наличного уровня эмоциональной устойчивости способствует достижению определенного внутриличностного комфорта, сохранению психологического здоровья и оптимального взаимодействия с окружающими людьми.

Эмпатия – образование системное, которое включает отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Эта способность педагога находит своё выражение в таких характеристиках как доброжелательность, уважение к детям, чуткость и заботливость, отзывчивость, эмоциональная восприимчивость и понимание.

Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего. Рациональное в эмпатии проявляется в сопричастности – во внимании к другому, в наблюдательности за другим, восприятии его свойств и состояний. Эмоциональный компонент эмпатии связан с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов. В то же время эмпатия – это способность к сочувствию: отразить чувство, принять его, не растворяя полностью чувства другого в своих чувствах, т.е. это понятие имеет некоторый оттенок интеллектуальности. В этом случае проявление эмпатии не способствует развитию синдрома «эмоционального выгорания».

Эмпатийные способности часто недостаточно представлены в структуре личности педагога. Педагог с неразвитой эмпатией нередко допускает педагогическую бестактность, неспособность стать на место ребёнка, прибегает к неоправданным наказаниям или морализированию.

Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддаётся развитию и совершенствованию. Эту способность педагога возможно и необходимо развивать с помощью специальных обучающих и коррекционных программ. Основные условия развития эмпатийных свойств личности: включение субъекта в конфликтную систему отношений, способную актуализировать гуманистическую направленность на другого человека. Этому способствует проведение тренингов сензитивности, решение проблемных педагогических задач, ролевые игры.

Важным элементом эмоциональной культуры педагога является эмоциональная выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, мимике, речи педагога, т. е. эмоциональная экспрессивность.

Положительное, комфортное общение педагога с детьми возможно при должном уровне развития умения выразить свои чувства, свой внутренний мир.

Важно знать и замечать особенности собственной экспрессии: свободу или затрудненность движений, зажатость или открытость жестов, однообразие или гибкость интонаций и т.д. Различают следующие формы экспрессии: мягкую, вязкую и жесткую.

Мягкая экспрессия уместна в данной ситуации и приемлема для окружающих. Человек, для которого характерна мягкая экспрессия, изящно владеет мимикой лица, в ней преобладают спокойные формы, нет резких движений глазами, бровями, губами. В то же время лицо достаточно подвижно и выразительно, голос льется спокойно и ровно. В нем нет резких перемен тембра и интонаций, тем не менее, он богат красками и оттенками. Движения головы, рук, туловища подчинены смыслу речи и происходящему, они спокойны, выдержанны, руки двигаются по малому и среднему кругу жестикуляции. Походка грациозная, мягкая, изящная.

Вязкая экспрессия отличается недостаточной эмоционально-информационной нагрузкой и коммуникабельностью. Окружающие обычно испытывают затруднения в распознавании эмоций, выраженных в «вязкой» форме. Вязкая экспрессия проявляется в невыразительной мимике, в однообразии голосовых интонаций, бедных и скованных телодвижениях.

Жесткая экспрессия характеризуется однообразной мимикой лица (лицо – маска), либо лицо подчеркнуто реагирует на окружающее. Голос при жесткой экспрессии звучит однообразно, на одной ноте – высокой или низкой. Корпус тела, руки, голова либо напряжены или мало подвижны, либо движутся нервно, резкими движениями. При жесткой экспрессии эмоциональная энергия не выходит во вне, а сопровождается мощными нагрузками на различные группы мышц и внутренние органы.

В лицевой экспрессии многих педагогов преобладает маска официальности, мимической невозмутимости, эмоциональной сухости. Часто – это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, по их мнению, способствует хорошему поведению ребенка. Постепенно маска прирастает к лицу, и педагог в таком специально созданном им образе, всегда предстает не только перед детьми, но и перед своими близкими, знакомыми и т. д..

Мимика педагога должна быть подвижной, разнообразной и динамичной. Злоба, ненависть, раздражение, презрение не могут становиться содержанием мимического образа, т. к. немедленно приобретают своё продолжение в мимике детей. Им передаются состояния настороженности, агрессивности, эмоциональной неуравновешенности. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, высоким уровнем внешней эмоциональности. Экспрессивно выраженная доброжелательность, искренняя и открытая улыбка располагает к диалогу, способствует установлению контакта с ребёнком.

Эмоционально богатый педагог стремится к свободному проявлению положительных эмоций. Если педагог часто выражает эмоции радости, то и ребенку передается уверенность, радостное восприятие жизни. Повторяющиеся положительные эмоции способствуют развитию эмоциональной устойчивости, придают уверенность в своих силах, снимают излишнее напряжение, способствуют преодолению трудностей.

Педагог нуждается в специально направленной работе, чтобы язык экспрессии у него обладал мягким, оптимистичными формами, был достаточно выразителен и «заражал» воспитанников положительными эмоциями.

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. В нём должен присутствовать педагогический такт, самоконтроль эмоционального состояния и внешней экспрессии, эмпатийные качества личности. В результате позитивного, эмпатийного отношения со стороны педагога и активного проявления этого отношения (экспрессии) происходит повышение самооценки ребёнка, а также профилактика стрессовых состояний взрослого и ребенка в педагогическом процессе.

Вопросы для самоконтроля:

1.Из каких составляющих складывается «образ лектора»?

2.Как внешний вид влияет на успешность преподавания?

3.Каким должен быть стиль поведения лектора?

4.Как правильно использовать в лекционной практике

невербалику?

5.В чем заключается эмоциональная культура лектора?

6.Попробуйте разработать стилистический кодекс психолога-лектора.

Тема 10. Оценка качества преподавания. Педагогическое мастерство.

1. Ориентация в аудитории и проблема преодоления «психологического барьера».

2. Типология аудитории с точки зрения принятия информации (восприятия информации).

3. Схема оценки лекции.

4. Педагогические способности и педагогическое мастерство.

«Аудиторный шок» связан с трудными моментами и вызывается следующими причинами:

· Психологические – состояние перед массой людей.

· Субъективные – эмоциональное и физическое состояние, настроение, речевые и другие специфические недостатки.

· Психолингвистические (восприятие речи) – речевой механизм может отказать, т.е потеряться логическая нить.

· Профессиональные – «обкатка», т.е проверка себя как специалиста.

Два типа волнения: эмоциональная напряженность (страх выступления) и операциональная напряженность (произнесение, актерское искусство).

В считанные мгновения, пока лектор проходит на место, раскладывает «бумажки», бросает взгляд на аудиторию и подает ей первый сигнал приветствия глазами, улыбкой, мимикой, она успевает соотнести свои представления с реальным живым человеком, и либо удовлетворяется этим сопоставлением, и настраивается на благожелательный лад, либо наоборот, разочаровывается. И тогда лектору придется преодолевать это внутреннее непринятие и завоевывать, побеждать слушателей всей своей речью, дальнейшим поведением. Каждому лектору необходимо выбрать в аудитории «контрольного» слушателя и следить за обратной реакцией на речь. Первая реакция аудитории – на тон и тембр голоса в соотнесении к внешности говорящего.

И.А.Зимняя выделяет следующую типологию аудитории:

1. аудитория, понимающая основной предмет высказывания – то, о чем говорится;

2. аудитория, понимающая смысловое содержание лекции, т.е. весь ход изложения мысли, ее развитие, аргументацию – то, что именно было сказано;

3. высший уровень аудитории – понимающая, зачем это делалось и какими средствами (подтекст).

Виды реакции на новую информацию:

· конструктивная – информация укрепляет внутреннюю позицию слушателя (они совпадают);

· конструктивная – информация перестраивает внутренние позиции слушателя полностью или частично, изменяет взгляд на некоторые вещи (перевоспитание, переубеждение);

· соглашательская – соглашение с информацией при неизменности внутренней позиции;

· инфантильная – не оставляет никаких следов; в одно ухо влетает, в другое вылетает (особенно когда говорят незнакомыми терминами);

· комфалентная – информация вступает в конфликт с внутренней позицией человека, а исход конфликта еще не ясен – «кто кого» (либо старая позиция, либо новая).

Схема оценки лекции:

1. Логико-методический или структурно-композиционный аспект (правильность выбора стратегии):

· Наличие определенного тезиса, пронизывающего и связывающего лекцию.

· Убедительность и достаточность аргументации, иллюстраций, подтверждающих тезис.

· Стройность и последовательность изложения.

· Органическая связь начала лекции с тезисом и целевой установкой.

· Завершенность, логический итог конца лекции, связь его с тезисом.

· Полнота раскрытия всех понятий, составляющих тему.

· Новизна информации для аудитории.

2. Психолого-методический аспект (целесообразность тактических приемов активизации внимания и мышления):

· Правильно ли сориентировался лектор в аудитории, чтобы достичь большего эффекта воздействия.

· Проблемность и привлекательность заголовка.

· Наблюдалось ли ощущение единения с аудиторией, тактичность в контакте.

· Наблюдался ли спад интереса к лекции.

· Как реагировал лектор на ослабление внимания в аудитории, умел ли тактично привлечь его.

· Достаточно ли ярко и эмоционально подавался материал.

· Задавались ли лектором вопросы, заставляющие мыслить, или он давал готовую информацию «под запись».

· Использовались ли, и насколько умело, цитаты, книги, наглядные и технические средства, не нарушало ли это естественного хода повествования.

· Ставил ли лектор дискуссионные вопросы для создания проблемной ситуации в аудитории, учитывались ли при этом возражения слушателей.

3. Речевой, произносительный аспект (культура и действенность речи лектора):

· Соответствие речи культурно-речевым нормам.

· Эмоционально-эстетическая оценка речи – яркость, выразительность, интонационное богатство, ясность произношения, отсутствие монотонна.

· Степень доходчивости, понятливости.

· Умелое пользование собственным голосовым аппаратом (сила, индивидуальный тембр, гибкость, полетность, выносливость) в зависимости от особенностей аудитории, материала и жанра.

· Выразительность артикуляции, дикции. Темпа, т.е. качество «произносительного стиля».

· Умелое пользование мимикой и пантомимикой.

· Соответствие тона и темпа стилю и жанру, задаче и сверхзадаче лекции.



2016-09-16 2524 Обсуждений (0)
Эмоциональная культура педагога 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Эмоциональная культура педагога

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2524)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)