Конкретизация предмета
1.1 ПРЕДМЕТ
Предмет экономической теории
Экономическая теория относится к числу наук, изучающих человека, его поведение, взаимодействие с другими людьми. Жизнь человека многогранна. Разнообразны занятия, которым он посвящает свое жизненное время — этот бесценный, невоспроизводимый ресурс.
Известна фраза — "жизнедеятельность человека". Жизнь — есть какая-то деятельность. На рис. 1.1 показаны только некоторые, произвольно взятые, направления деятельности человека.
Отмеченные на рисунке "блага для жизни" — это набор вещей и услуг, которые нужны, в соответствии с пониманием человека, для его жизни. В него входят продукты питания, одежда и обувь, жилище, транспортные средства, мебель, телевизор, средства связи, лекарства и др. Нетрудно убедиться, что в готовом виде в природе этого всего не существует (за некоторыми исключениями). Необходимые блага нужно сделать, создать, затратив для этого соответствующие умственные и физические усилия, а также какое-то природное вещество. Ничто не придет само по себе. Значит человек часть своего времени — довольно значительную часть — должен посвящать созданию этих благ, обеспечению себя и своей семьи необходимым для жизни. Каким же образом человек решает проблему создания необходимых благ — самостоятельно или в сотрудничестве с другими людьми? Ответ довольно очевиден: Робинзонов в современном обществе нет, люди, чтобы лучше решать свои индивидуальные экономические проблемы, должны взаимодействовать, сотрудничать. Это можно определить как необходимое условие повышения экономической защищенности индивида. Сотрудничая, люди принимают решения о том, что производить, сколько производить, как производить и кому будут принадлежать созданные блага. Последнее — это вопрос распределения между
членами общества созданных жизненных благ. Все не могут получить I сразу столько, сколько хотелось бы. Люди должны принять, выработать определенный порядок распределения произведенного. Значит, в первом приближении мы можем сформулировать предмет экономической науки следующим образом: экономическая теория изучает деятельность людей, связанную с созданием и распределением жизненных благ.
Конкретизация предмета
В развитие приведенного положения попробуем определить некоторые важные условия экономической деятельности людей. Во-первых, жизненные блага невозможно создать не имея необходимого исходного природного вещества и каких-то приспособлений для его переработки, без затрат труда и организаторских усилий. Все компоненты, необходимые для создания жизненных благ — природное сырье, земля, рабочая сила, технические приспособления, помещения, управленческие способности, — называются экономическими ресурсами и носят ограниченный характер. Их запасы всегда лимитированы. Этим суммарно ограничиваются и возможности производства желаемых благ. Во-вторых, люди устроены так, что их желаниям улучшать свое обеспечение жизненными благами нет предела, потребности их носят безграничный характер. Это можно осуждать или приветствовать, но реальность такова. И с ней нужно считаться. Это две определяющие особенности экономической деятельности людей. Нетрудно, видимо, заметить их противоречивость: ограниченность ресурсов и безграничность потребностей (рис. 1.2).
Глава 1. Экономическая теория: предмет, значение, методы 11
Итак, можно уточнить ранее сформулированное определение предмета экономической науки следующим образом: экономическая теория изучает деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах. Как люди решают эту задачу? Какие для этого используют принципы взаимоотношений, какие формы сотрудничества устанавливают, какую роль здесь играют различные институты (предприятия, рынок, государство)? На эти и другие вопросы должна дать объяснения экономическая теория.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |