Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация потребностей



2016-09-16 994 Обсуждений (0)
Классификация потребностей 0.00 из 5.00 0 оценок




Многообразные человеческие потребности можно объединить в группы, пользуясь теми или иными классификационными признаками. Приведем некоторые из возможных классификаций.

1. По субъектам:

а) конечные потребности;

б) промежуточные потребности.

Конечные потребности — это потребности самого человека как биосоциального существа. Их можно еще назвать личными потребностями. В результате их удовлетворения воссоздается сам человек. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название предметы потребления. Это пища, одежда, жилье и т.п. В результате потребления эти блага потребляются и выходят из экономического оборота.


26 Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

 

Промежуточные потребности только опосредовано связаны с самим человеком. Это потребности хозяйственных структур. Их удовлетворение служит созданию новых благ. Поэтому такие потребности считают производственными, а блага их удовлетворяющие — средствами производства (станки, оборудование, металл, зерноуборочный комбайн и др.). В процессе потребления этих благ они не уничтожаются, а преобразуются и в дальнейшем служат для удовлетворения других промежуточных или конечных потребностей.

2. По форме удовлетворения:

а) удовлетворяемые индивидуально;

б) удовлетворяемые коллективно.

Первые человек в состоянии удовлетворить, не объединяясь с другими субъектами. К ним можно, К примеру, отнести потребность в сне, пище и т.п. Тогда как потребность в водоснабжении в городах удовлетворяется коллективно.

3. По происхождению:

а) первичные потребности;

б) вторичные потребности.

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в воде, потребности дышать, спать и т.п.

Вторичные потребности по своей природе психологические. Например, потребность в успехе, власти, уважении. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются по мере приобретения жизненного опыта. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

 

Иерархия потребностей

 

Одновременно удовлетворить все потребности невозможно. Поэтому человек каждый раз должен решать, какую потребность удовлетворять сейчас, а с какой можно повременить. Иными словами, он ранжирует потребности, расставляет их по ступенькам по степени важности в каждый данный момент. Помощь в понимании того, как происходит такая субординация, может оказать известная в экономической литературе пирамида Маслоу.

Все потребности можно разделить на пять основных групп (рис.

1. Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания.

2. Потребности в безопасности и защищенности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со


Глава 2. Потребности, ресурсы, производственные возможности 27

 

стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены и в будущем.

3. Социальные потребности — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают

другие.

4. Потребность в уважении включает потребность в самоуважении, компетентности, признании.

5. Потребности в самовыражении — потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

 

 

В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной и сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Конечно, такой подход не учитывает индивидуальных особенностей отдельного человека, но в том и специфика экономических закономерностей (см. Главу 1), что они проявляются только в массовых явлениях как тенденции.


28 Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

 

Потребность и полезность

Какими же критериями руководствуется человек, определяя последовательность потребления тех или иных благ? По всей видимости, он стремится удовлетворить первоначально те потребности, удовлетворение которых принесет ему наибольшую полезность.

Полезность— это степень, с которой благо в состоянии удовлетворить ту или иную потребность человека.

Нетрудно заметить тесную связь между полезностью блага и потребляемым количеством его. Если представить себе благо делимое на равные части (скажем, большое блюдо пирожков), то полезность каждой новой потребляемой части будет иметь тенденцию к затуханию. Обозначим условно полезность первого пирожка коэффициентом 10. Съев его, человек уже частично насытился, и второй пирожок будет иметь для него меньшую полезность, скажем 8. Соответственно третий — 6, четвертый — 4 и т. д. Может наступить момент, когда новая порция блага будет иметь отрицательную полезность, т. е. не удовлетворять потребность, а вызывать определенные затруднения у потребителя. Таким образом, можно утверждать, что потребляемые последовательно части некоторого блага имеют все убывающую полезность для потребителя.

Необходимо различать полезность блага вообще и его предельную полезность. Предельная полезность — это полезность последней части блага, имеющейся в распоряжении потребителя. Условно ее можно представить формулой

 

 

где MU — предельная полезность (marginal utility);

DU — прирост общей полезности (utility);

DQ — прирост потребляемого блага (quantity).

 


Глава 2. Потребности, ресурсы, производственные возможности 29

 

Предельная полезность зависит как от важности потребности, удовлетворяемой этим благом, так и от количества этого блага, его редкости. Именно последним можно объяснить, почему в обычных условиях кусочек такого жизненно важного продукта, как хлеб, имеет меньшую полезность, чем на первый взгляд совершенно бесполезный кусочек алмаза.

Рис. 2.2 наглядно демонстрирует закон убывающей предельной полезности, который гласит, что по мере насыщения потребности полезность каждой новой порции продукта меньше предыдущей. Естественно, что кривая предельной полезности имеет отрицательный наклон. Общая полезность блага представлена площадью, ограниченной осями и кривой предельной полезности. В точке Qm предельная полезность блага равна нулю. Это означает, что существует такое количество блага, которое полностью удовлетворяет потребности в нем. Дальнейшее его увеличение будет приводить к возникновению отрицательной полезности, т. е. убытков и издержек потребителя (на графике это участок QmQt). Но в такой ситуации благо становится свободным, неограниченным и не представляет интереса для экономической теории.

Понять полезность блага можно лишь, изучая его способность удовлетворять вполне определенную потребность. Здесь могут возникнуть сложности, поскольку одно и то же благо в состоянии удовлетворять множество потребностей. Так, автомобиль (рис. 2.3) можно рассматривать и как средство передвижения, и как возможность обеспечить комфорт, и как средство добиться признания, и как способ самовыражения. Поэтому один и тот же автомобиль может обладать большой полезностью для транспортировки урожая с дачного участка и совершенно не удовлетворять потребность в престиже.

 


30 Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

 

Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде в природе не существуют. Их необходимо .создавать, производить, используя при этом те ресурсы, которыми люди обладают. Следовательно, второй ключевой вопрос экономической деятельности — как производить, какие использовать ресурсы.

 

2.2

ПРОИЗВОДСТВО – МАТЕРИАЛЬНАЯ
ОСНОВА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Ресурсы и их виды

 

Создание необходимых для удовлетворения потребностей благ, как правило, осуществляется на предприятиях путем организации производства. В отличие от животных, человек не только приспосабливается к существующим природным условиям, но и преобразует их с учетом своих потребностей.

Производство — это воздействие человека на вещество природы с целью придания ему свойств и форм, пригодных для удовлетворения потребностей. Оно представляет собой общественный процесс, поскольку люди вступают при этом в совместную экономическую деятельность.

В любом производственном процессе обязательно принимают участие вещественные факторы, представленные теми материальными ресурсами, которые потребляются, и личный фактор, т.е. человек, который приводит эти ресурсы в движение. Процесс производства также можно рассматривать как потребление, но потребление особое, в ходе которого создаются новые блага.

Потребляемые в ходе производства материальные ресурсы, или средства производства, неоднородны. Часть из них создана природой и используется человеком лишь в своих целях. В экономической науке принято этот вид ресурсов обозначать общим словом "земля", под которой подразумеваются не только площади, используемые для сельскохозяйственного производства, но и все природные ресурсы (руда, уголь, нефть и т.п. при их первичном получении).

Земля — это вечный фактор производства. Он охватывает все ресурсы, которые происходят от природы и поступают в производство или составляют базу для организации производства. Таким образом, понятие "земля" используется как для обозначения разнообразных полезных ископаемых, которые нельзя увеличить, так и продуктов питания, получаемых людьми от природы, земли, а также растительных сырьевых материалов. Наконец, природу используют и как место, где располагаются предприятия и куда вкладывается капитал.


Глава 2. Потребности, ресурсы, производственные возможности 31

 

В XX веке человечество вплотную столкнулось с ограниченностью земли, природных ресурсов вообще. Экономическая деятельность достигла таких масштабов, что стала оказывать невосполнимое разрушающее воздействие на природу. Запасы полезных ископаемых ограничены и возникает реальная угроза их исчерпания. Человечество уже в скором будущем может ощутить дефицит нефти и газа. Сокращаются площади сельскохозяйственных угодий в расчете на душу населения. Все это выдвигает экологическую проблему в число главных ограничивающих факторов удовлетворения потребностей людей не только в будущем, но уже и сегодня.

Другая часть средств производства создана трудом человека. Это так называемые рукотворные средства производства. Чаще всего их определяют как физический капитал, или просто капитал, а деньги, предназначенные для приобретения средств производства, — денежный капитал.

Средства производства играют различную роль в процессе производства. Часть из них служит материальной основой для создания нового продукта. Вещество природы, на которое направлен труд, называется предметом труда. Это руда, уголь, лес и другое. Те приспособления, при помощи которых человек воздействует на предмет труда, получили название средства труда. Это станки, инструменты, оборудование и т.п. В свое время умение человека создавать средства труда окончательно выделило его из мира животных. Многие ученые называют первобытного человека "орудиепроизводящим животным" (toolmaking animals).

Особая роль в производственном процессе принадлежит человеку как обладателю специфического ресурса — труда. Под обозначением "труд" следует понимать любую деятельность, направленную на получение дохода (денежного или натурального). Труд — это форма реализации рабочей силы человека как совокупности физических и духовных свойств, позволяющих ему участвовать в производственном процессе. Человек приводит в движение средства производства, он оживляет их; без него они мертвы. Поэтому без труда невозможно ни использование природных ресурсов, ни производство новых благ.

Ресурс труда ограничен уже хотя бы тем фактором, что не бесконечна численность населения. Кроме того, каждый раз возникает потребность не и труде вообще, а в трудовых услугах определенного вида и качества, Которые еще больше ограничены.

Процесс производства можно определить как процесс соединения факторов производства. Такое соединение может происходить непосредственно в индивидуальной форме и для удовлетворения личных нужд (производство овощей на даче для личного потребления), в коллективной и для удовлетворения общих потребностей (совместное


32 Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

 

строительство дамбы для защиты своей деревни от наводнения), а также в форме предпринимательства.

Термин "предпринимательство" впервые ввел в научный оборот в XVIII веке Р. Кантильон. Он писал: "Предприниматель — это человек, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести определенную продукцию и продать ее в целях получения дохода, и который, принимая на себя обязательства по издержкам, не знает, по каким ценам осуществится реализация". Предпринимательское производство в современных условиях стало его основной формой. Одна из функций, которую выполняет предприниматель, — это поиск и мобилизация имеющихся в обществе ресурсов. Именно предприниматель сегодня изучает потребности и окончательно определяет что, сколько и как производить. Поэтому мы вправе говорить об участии в современном производстве четвертого вида ресурсов — предпринимательских способностей. И хотя их носителем тоже выступает человек, предпринимательские способности нельзя приравнивать к трудовым услугам. Далеко не каждый из нас обладает даром предпринимателя. Вспомним хотя бы, что в пирамиде Маслоу потребность в стабильности, борьба с риском идут по своему значению сразу после физиологических потребностей. И это представление о ценностях обычного человека. А неотъемлемый признак предпринимательства — риск, более того, нестрахуемый. Поэтому и предпринимательские способности как ресурс — ограничены, обладают общим для всех экономических ресурсов признаком — редкостью.

 



2016-09-16 994 Обсуждений (0)
Классификация потребностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация потребностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (994)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)