Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наращивание производственных возможностей



2016-09-16 826 Обсуждений (0)
Наращивание производственных возможностей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При построении кривой производственных возможностей использовалось допущение неизменности количества ресурсов и эффективности их применения. Но в реальной действительности оба эти фактора оказываются переменными. Они смещают кривую графика вправо или влево.

Наращивание производственных возможностей общества может достигаться путем увеличения количества ресурсов. Это экстенсивный путь. Примерами его может служить прирост трудоспособного населения, открытие новых месторождений природных ископаемых, увеличение капитала за счет превышения его производства над выбытием. Однако следует помнить, что это лишь наращивание возможностей, а не реального производства. Производство может и не возрасти, если прирост ресурсов труда не будет сопровождаться созданием соответственного количества рабочих мест.

Производственные возможности могут наращиваться и интенсивным путем, т.е. за счет факторов, позволяющих повысить эффективность использования количественно неизменных ресурсов. К этим факторам следует отнести:

■ совершенствование материально-технического базиса трудовой деятельности людей. Решающим условием повышения эффективности выступает замена используемых в производстве средств производства На новые, более производительные;

■ совершенствование технологии производства. В качестве критериев прогрессивности технологических процессов можно


40 Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

 

использовать повышение их результативности, улучшение экологичности, усиление гуманистической направленности;

■ совершенствование организации производства, что проявляется в углублении разделения труда, специализации и кооперации;

■ совершенствование самого человека как носителя одного из ресурсов. Это находит свое выражение в развитии физических и духовных способностей человека, росте квалификации и образованности работников. Будучи, с одной стороны, целью и результатом экономического роста, совершенствование человека, с другой стороны, выступает его условием. Понимание этой взаимосвязи позволяет объяснить многие современные процессы. Общество, стремящееся к прогрессу, должно обеспечивать соответствующее развитие человека. В противном случае прогресс не состоится.

Материальную основу интенсивного пути наращивания производственных возможностей составляет научно-технический прогресс. Как правило, он происходит в эволюционной форме, т. е. путем совершенствования уже известных технических и технологических решений. Однако постепенно такое совершенствование исчерпывает потенциальные возможности для дальнейшего прогресса, одновременно накапливается достаточный научно-технический потенциал для перехода к принципиально новому состоянию ресурсов. Иными словами, эволюционная форма научно-технического прогресса сменяется революционной, получившей название научно-технической революции. Такие условия созрели к середине XX столетия.

Наращивая производственные возможности интенсивным путем, люди как бы отодвигают границу, устанавливаемую редкостью ресурсов. Это попытка разрешить известное противоречие между ограниченностью ресурсов и потребностями. Производство создает материальную основу для удовлетворения потребностей. В ходе потребления они удовлетворяются, по мере чего стремление к наращиванию производственных возможностей затухает. Однако сам процесс производства наталкивает человека на обнаружение его новых возможностей, порождает новые потребности, удовлетворить которые оказывается невозможным на достигнутой ступени развития производства. Это противоречие между потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения и выступает основным двигателем экономического роста.

Для практической деятельности очень важно понять механизм разрешения анализируемого противоречия. Исходным пунктом в этом механизме выступает потребность как внутренний побудительный мотив человеческой деятельности. Осознание потребности порождает интерес. Это субъективное отражение объективной потребности.


Глава 2. Потребности, ресурсы, производственные возможности 41

 

 

Однако одно лишь осознание экономического интереса не побуждает хозяйствующего субъекта к каким-то действиям. Для этого необходимо появление стимула как осознания путей реализации экономического интереса, удовлетворения соответствующей потребности. Таким образом, механизм разрешения и возрождения противоречия между производством и потреблением можно представить в виде замкнутой цепи (рис. 2.8).

Другим противоречием, обусловливающим экономический прогресс, выступает противоречие между факторами производства. Движимые теми или иными стимулами работники прежде всего реализуют свои потенциальные возможности увеличения объемов производства. Однако при неизменной технической вооруженности эти возможности весьма ограничены уровнем физических сил, скоростью управленческой реакции, неприспособленностью работать в экстремальных ситуациях (высокая или низкая температура, высокое давление, вредная среда и т. п.). Тогда возникает потребность изменить посредника между работником и предметом труда или сам предмет труда, чтобы получить более весомые результаты. Это приводит к созданию новых средств производства.

Однако даже высокие темпы наращивания производственных возможностей общества не в состоянии окончательно разрешить проблему ограниченности ресурсов. Поэтому люди постоянно должны решать, что производить, а от удовлетворения каких потребностей отказаться.


42 Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

 

Краткие выводы

 

1. "Что производить" определяется в целом потребностями. Потребности — это внутренние побудительные мотивы деятельности человека. Их можно классифицировать по субъектам, по форме удовлетворения, по происхождению.

2. При определении последовательности удовлетворения потребностей человек руководствуется принципом максимизации полезности. Полезность — это степень, с которой благо в состоянии удовлетворять ту или иную потребность человека.

3. Предельная полезность, как полезность последней части блага, имеющейся в распоряжении потребителя, по мере насыщения потребности уменьшается, что отражается в законе убывающей предельной полезности.

4. Материальную основу удовлетворения потребностей человека составляет производство, в ходе которого привлеченные ресурсы (земля, капитал, труд, предпринимательские способности) преобразуются в пригодные для удовлетворения потребностей блага.

5. Результативность и эффективность производства определяются соотношением ресурсов, их соответствием друг другу как количественно, так и качественно. Ресурсы обладают свойством взаимозаменяемости.

6. Производственные возможности общества — это максимально возможный объем производства благ при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов. Поскольку ресурсы лимитированы, то всегда ограничены и производственные возможности. Постоянно существует проблема выбора — что производить, от чего отказаться. Вмененные издержки производства определенного продукта — это количество другого продукта, которым приходится жертвовать ради получения данного.

7. Производственные возможности могут наращиваться экстенсивным и интенсивным путем. Это расширяет возможности удовлетворения потребностей, но не снимает проблемы ограниченности ресурсов.


Глава 2. Потребности, ресурсы, производственные возможности 43

 

Основные термины и понятия

 

• Потребности

• Классификация потребностей

• Иерархия потребностей

• Полезность

• Предельная полезность

• Ресурсы

• Производство

• Труд

• Капитал

• Предпринимательские способности

• Результативность и эффективность производства

• Взаимозаменяемость ресурсов

• Производственные возможности общества

• Кривая производственных возможностей

• Вмененные издержки производства

• Экстенсивный и интенсивный пути роста


   
 
 
 


Г л а в а



2016-09-16 826 Обсуждений (0)
Наращивание производственных возможностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наращивание производственных возможностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (826)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)