Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Новая роль государства



2016-09-16 582 Обсуждений (0)
Новая роль государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Существенные изменения претерпевает экономическая деятельность государства. Оно расширяет свои экономические функции, активно осуществляет регулирование экономических процессов.

Новая роль государства в экономике продиктована многими обстоятельствами. Выделим основные.

Во-первых, рынку нужна помощь, он нуждается в защите от действия сил, вызывающих ограничение или фактическое устранение конкуренции.


50 Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

 

В то же время наличие определенного уровня конкуренции — необходимое условие нормальной работы рыночного механизма по распределению ресурсов, товаров, выявлению общественных предпочтений в тех или иных товарах. Проблема конкуренции — это проблема эффективности рыночной координации.

Во-вторых, расширение масштабов хозяйственной деятельности, развитие экономической кооперации, усиление взаимозависимости экономических структур способствовали формированию целостных экономических комплексов — национальных экономик. Достигалась такая степень взаимосвязанности, при которой состояние национальной экономики в целом существенно влияло на положение каждой ее частицы — предприятия, домашнего хозяйства. Обнаружилось, что в национальной экономике периодически возникают такие "болезни", как колебания деловой активности (объемов национального производства), колебания общего уровня цен (инфляция и дефляция), проблема отсутствия работы у определенной части людей, желающих и способных трудиться, проблема обеспеченности доходами определенных категорий населения и другие. Рынок оказался не в состоянии отрегулировать должным образом эти проблемы. Государственное регулирование выступило активным дополняющим элементом рыночного саморегулирования.

В современной экономике смешанного типа существуют предприятия, являющиеся собственностью государства, правительство проводит активную стабилизационную политику, используя налогово-бюджетную и денежную системы, осуществляя мероприятия по защите конкуренции, регулированию внешнеэкономических связей, выполняя определенные страховые и социальные программы.

Таким образом, смешанная экономика — это такая экономическая система, в которой регулирование экономических процессов осуществляется как рынком, так и государством, без решающего преобладания одного из них.

Рынок определяет большинство экономических решений во многих развитых странах мира, однако и государственная роль в распределении экономических ресурсов и товаров, в координации деятельности экономических субъектов — весьма существенна. Это система "партнерства" в регулировании экономических процессов — рынка и государства, а не доминирования одного над другим.

Практика показывает, что сочетание рыночных сил и участия государства способно сделать экономическую систему достаточно эффективной. И та же практика показывает, что не существует общего для всех стран рецепта эффективного "распределения обязанностей" между рынком и государством. Каждая страна должна найти свое оптимальное


Глава 3. Типы экономических систем 51

 

сочетание. А сам поиск определяется не только экономическими обстоятельствами, но и факторами социального и политического порядка.

Экономическая система смешанного типа является характерной, доминирующей в современных условиях.

 

3.3

ЦЕНТРАЛИЗОВАННО-ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА

Признаки централизованно-плановой экономики

 

Переход к смешанной экономике был типичным ответом индустриальных стран на обнаружившиеся в начале XX века ограниченность и противоречивость саморегулирования чистого рынка. Другим вариантом ответа стала централизованно-плановая экономика. Столкновение с целым рядом проблем, прежде всего социальных, которые не находили должного разрешения в условиях чистого капитализма, усилило соблазн вообще отказаться от рыночного регулирования, заменив его сознательным регулированием со стороны общества в лице государства. Эта идея нашла последовательную реализацию в целом ряде "социалистических" стран в виде централизованно-плановой или командной системы. Схематически процесс поиска ответов на основные экономические вопросы в такой системе представлен па рис. 3.2.

 

 


52 Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

 

Основное действующее лицо в централизованно-плановой экономике — государство. Именно оно, а не потребитель через "голосование" своими деньгами за те или иные товары определяет, какие потребности . сегодня являются наиболее важными и подлежат первоочередному удовлетворению. На основании этих решений рассчитываются желаемые уровни производства и необходимые для этого ресурсы. Поскольку имеющихся ресурсов всегда недостаточно для удовлетворения всех обнаруженных потребностей, государственные органы должны или найти дополнительные ресурсы, или скорректировать подлежащие удовлетворению потребности.

Следующий этап государственного регулирования экономики предполагает выдачу заданий в виде директивного плана исполнителям (хозяйствующим субъектам). Этот план, как правило, включает в себя определение объемов и ассортимента производства, поставщиков и потребителей продукции, цен, способов распределения доходов и т. п. Система предполагает жесткий контроль со стороны государственных органов за направлениями и эффективностью использования ресурсов, распределением и присвоением доходов. Конечно, даже в централизованно-плановой экономике существуют элементы рыночных отношений, но мера их воздействия на направления и характер экономических процессов по сравнению с ролью государства весьма незначительна.

Централизованно-плановая экономика имеет принципиальные отличия от систем рыночного типа. Это обстоятельство делает весьма проблематичным переход к ней эволюционным путем.

Выделим основные черты централизованно-плановой экономики:

1. Жесткая централизация в распределении ресурсов и результатов деятельности. Если в условиях рынка ресурсы между различными сферами деятельности распределяются главным образом через рыночный механизм взаимоотношений потребителей и производителей, который образуют спрос, предложение, цена, то в командной системе эту роль берет на себя государство. Также происходит и с конечными товарами.

2. Абсолютизация государственной собственности. Для осуществления своих функций по регулированию экономики государство должно обладать реальной экономической властью. Поскольку в централизованно-плановой экономике это регулирование всеобщее, то и власть должна быть абсолютной. Как правило, юридически она приобретает форму безраздельного господства государственной собственности. Будучи в законодательном порядке собственником подавляющей части общественного богатства, государство имеет возможность реально распоряжаться им в соответствии с намеченными целями. Однако огосударствление проявляется и по отношению к


Глава 3. Типы экономических систем 53

 

негосударственной собственности. С формально-юридической стороны колхозно-кооперативная собственность в нашей стране была коллективной. Но включившись в систему, где государство жестко регламентирует, какие культуры выращивать, в каком объеме, выступает практически единственным покупателем продукции и продавцом ресурсов, колхозы реально были теми же государственными предприятиями.

3. Существенные ограничения или даже недопущение частного предпринимательства. Инициативу в организации экономических сил берет на себя государство. В некоторых странах оно оставляет небольшой простор для частного предпринимательства, а кое-где и вообще фактически исключает такую форму хозяйственной деятельности. Выступая монопольным организатором экономических сил, государство стремится максимально вовлечь в производство все имеющиеся ресурсы, в том числе и трудовые, не останавливаясь и перед использованием мер принуждения.

Таким образом, централизованно-плановая экономика — это экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, берущим на себя функции организатора экономической деятельности общества.

Объективность оценки централизованно-плановой экономики как общественного явления требует анализа как ее положительных сторон, так и отрицательных.

 

Аргументы "за"

 

1. Путем концентрации усилий на отдельных направлениях экономической деятельности централизованно-плановая система может обеспечить достижение самых передовых позиций даже при общем отставании экономики от наиболее развитых стран. Достаточно принести примеры достижений Советского Союза в области космонавтики, ядерного вооружения и т. п.

2. Командная экономика в состоянии обеспечить экономическую и социальную стабильность. Применяемая система социальных гарантий формирует у человека уверенность и ощущение стабильности. У нормально работающего человека практически нет возможности разбогатеть в короткий срок, но нет и угрозы обнищать, провалиться "на дно" общества. Каждому гарантирована работа, пусть и не всегда высокая, по стабильная и обычно постоянно возрастающая заработная плата.

3. Централизованно-плановая экономика доказала свою жизненность м критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т. п.). Государство, будучи практически единственным распорядителем ресурсов, в состоянии мобилизовать их в нужном направлении, сознательно ограничивая потребление в других сферах.



54 Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

 

Аргументы "против"

 

1. Тоталитарная система исключает использование такого фактора развития человеческой цивилизации, как частная собственность на экономические ресурсы. Объявив всех граждан совместными собственниками, но не создав механизма реального их участия в реализации этого права, централизованно-плановая система отделяет юридического собственника от распоряжения объектом собственности. Реальным распорядителем становится государственный аппарат.

2. Командная система оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает или существенно ограничивает свободное предпринимательство.

3. Утвердившиеся формы хозяйствования сдерживают повышение эффективности производства, поощряют затраты, а не экономию. Здесь обнаруживается такое явление: наращивание производственных возможностей высокими темпами при централизованно-плановой экономике происходит до тех пор, пока имеются возможности экстенсивного роста, мобилизации все новых и новых ресурсов. Потенциал же интенсивного роста этой системы оказывается весьма ограниченным.

4. Социальное иждивенчество. В централизованно-плановой экономике оплачивается в принципе любой хозяйственный результат, даже если он не способен удовлетворить потребности тех, кому предназначается.

Признание результата — дело не непосредственного потребителя, а государства. Производителя непосредственный потребитель не контролирует, здесь не развита конкуренция между предприятиями. Плохой результат будет оплачен хорошими результатами других предприятий. Государство полностью контролирует формирование доходов.

В целом нужно признать, что исторический опыт показал ограниченность централизованно-плановой экономической системы. Масштабное и глубокое вмешательство государства в экономику снижает ее эффективность, ограничивает экономические права людей, оставляет очень мало места для свободной инициативы.

В конце 80-х — начале 90-х годов большая группа бывших социалистических стран — тех, где существовала централизованно-плановая экономика, в том числе и Украина, приступила к решению крупномасштабной проблемы — рыночной трансформации экономики.


Глава 3. Типы экономических систем 55

 

3.4



2016-09-16 582 Обсуждений (0)
Новая роль государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Новая роль государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (582)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)