Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПЕРЕДАЧИ



2016-09-15 581 Обсуждений (0)
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПЕРЕДАЧИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Евтихов О. В.

Е27 Практика психологического тренинга. — СПб.: Издатель­ство «Речь», 2005. — 256 с.

18ВИ 5-9268-0248-2

Эта книга предназначена для начинающих свою профессиональную прак­тику психологов, студентов психологических факультетов, творческих и ищущих педагогов, социальных работников, а также для всех, кто хочет овладеть активными методами коррекции и развития личности.

Легкий и доступный язык изложения делает книгу понятной и интерес­ной для широкого круга читателей. Разнообразие и структурированность предлагаемых упражнений в сочетании с их простотой и комментариями ав­тора дают уникальную возможность освоить предлагаемый инструментарий.

ББК 88.5

Пособие одобрено и рекомендовано к печати

кафедрой практической психологии

Красноярского государственного педагогического университета

(протокол № 17 от 03.03.03.)


I8ВN 5-9268-0248-2


© О. В. Евтихов, 2004

© Издательство «Речь», 2004

© П. В.Борозенец, оформление, 2004


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА............................... 11

Часть 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Глава 1

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ... 14

1.1.Специфика тренинговой формы работы .... 14

1.2.История психологического тренинга........... 20

1.3.Основные направления развития групповых методов психологической работы 24

1.4.Тренинговая группа как психологическое зеркало 29

1.5.Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников в тренинговой группе........................................................................ 33

Глава 2

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ... 35

2.1.Фазы развития тренинговой группы.......... 35

2.2.Сплоченность и напряженность в тренинговой группе 37

2.3.Проблема лидерства в тренинговой группе 38

Глава 3

СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
............................ 43

3.1.Цели и задачи тренинга................................ 43

3.2.Общие принципы тренинга ......................... 46

3.3.Роль и функции ведущего тренинг............. 50

Функции ведущего тренинг.......................... 51

Предмет работы ведущего в группе............. 51

Стиль ведения группы................................... 53

 

Ко-тренерство (Совместное проведение группы) 55

3.4. Групповые методы и методические средства,

используемые в тренинге.............................. 55

Диагностические процедуры......................... 56

Информирование........................................... 56

Психогимнастические упражнения............... 57

Ролевые игры................................................. 57

Психодраматические приемы....................... 60

Метод фиксированных ролей....................... 61

Дебрифинг...................................................... 63

Групповая дискуссия..................................... 64

Мозговой штурм........................................... 65

Анализ ситуаций............................................ 66

Психогимнастика........................................... 67

Проективное рисование................................. 68

Элементы музыкотерапии............................. 69

Домашняя работа.......................................... 69

Глава 4

КОНСТРУИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ТРЕНИНГА 70

4.1.Этапы построения содержательной работы в тренинге 71

4.2.Подготовка тренинга................................... 73

4.3.Формы организации тренинговых занятий 74

4.4.Планирование программы тренинга.......... 75

4.5.Особенности подбора упражнений............. 77

Глава 5

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГА...... 79

5.1.Проведение процедуры знакомства............. 79

5.2.Работа с ожиданиями................................... 80

5.3.Формирование норм и правил в группе..... 81

5.4.Инструкции в упражнениях......................... 84

5.5.Завершение процедур.................................. 84

5.6.Обсуждение.................................................. 84

5.7.Проведение дебрифинга.............................. 85

5.8.Организация опроса группы....................... 86

5.9.Проведение дискуссии в группе.................. 87

 

5.10.Обратная связь в тренинговой группе...... 88

5.11.Работа с принудительно образованными группами 89

5.12.Работа со зрителями.................................. 90

 

5

5.13.Ритуалы в группе....................................... 91

5.14.Использование видеосъемки...................... 93

5.15.Использование музыки.............................. 94

5.16.О паузах...................................................... 95

5.17.О спорах в группе............................................. 95

5.18.Завершение тренинга......................................... 96

5.19.О неудачах.................................................. 97

Часть 2

ЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ, ПОЛЕЗНЫЕ

ВЕДУЩЕМУ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ

Глава 6

МИР И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕМ............ 100

6.1.Территории и их Карты............................ .100

6.2.Особенности восприятия человека............ 103

6.3.Каналы восприятия.................................... 104

6.4.Фильтры восприятия (Особенности формирования

Модели мира)............................................... 106

Глава7

РАППОРТ И ПОДСТРОЙКА....................... ПО

7.1.Подстройка................................................. 111

7.2.Подстройка к языку тела............................ 112

7.3.Подстройка к речи...................................... 112

7.4.Подстройка к дыханию.............................. 113

7.5.Подстройка — ведение............................... 114

7.6.Отсоединение.............................................. 115

7.7.Механизмы формирования раппорта с группой 115

Глава 8

РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПЕРЕДАЧИ

ИНФОРМАЦИИ............................................. 116

8.1.Калибровка вербального сообщения........ 117

8.2.Голос........................................................... 118

8.3.Темп речи.................................................... 119

8.4.Пауза в речи................................................ 119

8.5.Громкость................................................... 120

8.6.Высота голоса............................................. 121

 

8.7.Интонация................................................... 121

8.8.Смысловые ударения.................................. 122

Глава 9

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ............ 123

9.1.О мелочах.................................................... 123

9.2.Коммуникативная конгруэнтность............ 125

9.3.Поза и положение тела............................... 126

9.4.Жесты.......................................................... 127

9.5.Взгляд.......................................................... 128

Глава 10

ПРИКЛАДНЫЕ ЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ........... 130

10.1.................................................................... Приемы активизации и управления вниманием......................................................... 130

Обращение по имени.................................... 131

Неожиданный поворот................................. 131

Обращение к актуальным проблемам и событиям 131

Обращение к авторитетным источникам..... 132

Использование юмора.................................. 132

10.2.................................................................... Практика использования вопросов 132

Закрытые вопросы....................................... 133

Открытые вопросы....................................... 133

Наводящие вопросы..................................... 134

Двойные направляющие вопросы............... 134

Возвратные вопросы.................................... 134

Контрольные вопросы................................. 135

Вопросы, направленные на проверку компетентности 135

Вопросы, направленные на демонстрацию своих знаний 135

Сбивающие вопросы.................................... 136

Провокационные вопросы........................... 136

10.3.................................................................... Техники активного слушания 137

Смотрите на собеседника............................. 137

Реагируйте.................................................... 137

Не заканчивайте предложение вместо другого человека 138

Задавайте вопросы на понимание............... 138

Перефразируйте........................................... 138

Замечайте чувства........................................ 138

Напутствие начинающему тренеру............. 139

 

Часть 3

УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ И МЕТАФОРЫ

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ

Глава 11

ПРИТЧИ, МЕТАФОРЫ И ИНЫЕ ИСТОРИИ ...... 142

А. Истории для формирования понимания

и содержательного контекста в группе..... 144

Б. Упражнения-стимулы............................... 151

11.9. Игра Роджера................................... 151

11.8. Желтые веревки................................ 153

В. Истории «Россыпью».............................. 155

Глава 12

УПРАЖНЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО

УЧАСТНИКОВ И СОЗДАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ГРУППЫ ... 161

12.1.«Самопрезентация»............................ 162

12.2.«Имена».............................................. 162

12.3.«Автопортрет»................................... 163

12.4.«Представление партнера»................ 163

12.5.«Презентациятоварища»................... 164

12.6.«Вам послание»..................................... 165

12.7.«На льдине»........................................ 166

12.8.«Ужасный секрет».............................. 167

12.9.«Луноход».......................................... 168

Глава 13

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАБОТУ

С САМОВОСПРИЯТИЕМ И ОРГАНИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТНОЙ

ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ........................................... 170

13.1.«Кто я?», «Какой я?»......................... 171

13.2.«Каким меня видят?»......................... 172

13.3.«Вы меня узнаете? ».............................. 173

13.4.«Автопортрет»................................... 174

13.5.«Волшебная чайная»......................... 174

ГЛАВА 14

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ . 177

14.1.«Описание-интерпретация»............... 177

14.2.«Узнай по рукам».............................. 179

 

14.3.«Экскурсия»....................................... 180

14.4.«Общее дыхание».................................. 181

14.5.«Слепые странники».......................... 181

14.6.«Слепые и поводырь»........................ 182

14.7.«Сиамские близнецы»........................ 184

14.8.«Танец с листком».............................. 185

Глава 15

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

ВНУТРИГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ......... 186

15.1.«Синхронизация»............................... 186

15.2.«Взаимопонимание».......................... 187

15.3.«Шеренга».......................................... 188

15.4.«Растяжка»......................................... 189

15.5.«Блиндаж».......................................... 191

15.6.«Мина»......................................... ........ 192

Глава 16

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ 193

16.1.«Групповой рассказ»......................... 193

16.2.«Техника вежливого отказа»............. 194

16.3.«Рассмеши партнера»........................ 195

16.4.«Разговор»......................................... 196

16.5.«Просьба».......................................... 197

16.6.«Интонации»...................................... 198

Глава 17

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.......................... 200

А. Упражнения для развития памяти и наблюдательности ... 200

17.1.«Словесный ком».................................. 200

17.2.«Скульптор»...................................... 202

17.3.«Фоторобот»...................................... 203

17.4.«Опиши партнера»............................ 204

17.5.«Где я?»................................................ 206

17.6.«Ты его узнаешь?»................................ 207

17.7.«Признак отличия»............................ 208

17.8.«Сыщики»............................................ 209

Б. Упражнения для развития мышления..... 210

17.9............................................................. «Ситуация» 210

17.10............................................................ «Признаки» 211

 

9

17.11........................................................... «Составь предложение» 211

Упражнения-головоломки............................ 211

17.12.«Адам и Ева»................................... 212

17.13.«Крепостные ворота»..................... 212

17.14.«Принцесса и крестьянин».............. 213

17.15.«Командированный»....................... 214

17.16.«Человек и толпа»........................... 214

В. Упражнения для развития внимания...... 214

17.17.«Муха»............................................. 214

17.18.«Считалка»...................................... 216

17.19.«Чужие коленки»............................. 217

Глава 18



2016-09-15 581 Обсуждений (0)
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПЕРЕДАЧИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПЕРЕДАЧИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (581)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)