РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПЕРЕДАЧИ
Евтихов О. В. Е27 Практика психологического тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2005. — 256 с. 18ВИ 5-9268-0248-2 Эта книга предназначена для начинающих свою профессиональную практику психологов, студентов психологических факультетов, творческих и ищущих педагогов, социальных работников, а также для всех, кто хочет овладеть активными методами коррекции и развития личности. Легкий и доступный язык изложения делает книгу понятной и интересной для широкого круга читателей. Разнообразие и структурированность предлагаемых упражнений в сочетании с их простотой и комментариями автора дают уникальную возможность освоить предлагаемый инструментарий. ББК 88.5 Пособие одобрено и рекомендовано к печати кафедрой практической психологии Красноярского государственного педагогического университета (протокол № 17 от 03.03.03.) I8ВN 5-9268-0248-2 © О. В. Евтихов, 2004 © Издательство «Речь», 2004 © П. В.Борозенец, оформление, 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА............................... 11 Часть 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА Глава 1 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ... 14 1.1.Специфика тренинговой формы работы .... 14 1.2.История психологического тренинга........... 20 1.3.Основные направления развития групповых методов психологической работы 24 1.4.Тренинговая группа как психологическое зеркало 29 1.5.Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников в тренинговой группе........................................................................ 33 Глава 2 ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ... 35 2.1.Фазы развития тренинговой группы.......... 35 2.2.Сплоченность и напряженность в тренинговой группе 37 2.3.Проблема лидерства в тренинговой группе 38 Глава 3 СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО- 3.1.Цели и задачи тренинга................................ 43 3.2.Общие принципы тренинга ......................... 46 3.3.Роль и функции ведущего тренинг............. 50 Функции ведущего тренинг.......................... 51 Предмет работы ведущего в группе............. 51 Стиль ведения группы................................... 53
Ко-тренерство (Совместное проведение группы) 55 3.4. Групповые методы и методические средства, используемые в тренинге.............................. 55 Диагностические процедуры......................... 56 Информирование........................................... 56 Психогимнастические упражнения............... 57 Ролевые игры................................................. 57 Психодраматические приемы....................... 60 Метод фиксированных ролей....................... 61 Дебрифинг...................................................... 63 Групповая дискуссия..................................... 64 Мозговой штурм........................................... 65 Анализ ситуаций............................................ 66 Психогимнастика........................................... 67 Проективное рисование................................. 68 Элементы музыкотерапии............................. 69 Домашняя работа.......................................... 69 Глава 4 КОНСТРУИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ТРЕНИНГА 70 4.1.Этапы построения содержательной работы в тренинге 71 4.2.Подготовка тренинга................................... 73 4.3.Формы организации тренинговых занятий 74 4.4.Планирование программы тренинга.......... 75 4.5.Особенности подбора упражнений............. 77 Глава 5 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГА...... 79 5.1.Проведение процедуры знакомства............. 79 5.2.Работа с ожиданиями................................... 80 5.3.Формирование норм и правил в группе..... 81 5.4.Инструкции в упражнениях......................... 84 5.5.Завершение процедур.................................. 84 5.6.Обсуждение.................................................. 84 5.7.Проведение дебрифинга.............................. 85 5.8.Организация опроса группы....................... 86 5.9.Проведение дискуссии в группе.................. 87
5.10.Обратная связь в тренинговой группе...... 88 5.11.Работа с принудительно образованными группами 89 5.12.Работа со зрителями.................................. 90
5 5.13.Ритуалы в группе....................................... 91 5.14.Использование видеосъемки...................... 93 5.15.Использование музыки.............................. 94 5.16.О паузах...................................................... 95 5.17.О спорах в группе............................................. 95 5.18.Завершение тренинга......................................... 96 5.19.О неудачах.................................................. 97 Часть 2 ЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ, ПОЛЕЗНЫЕ ВЕДУЩЕМУ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ Глава 6 МИР И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕМ............ 100 6.1.Территории и их Карты............................ .100 6.2.Особенности восприятия человека............ 103 6.3.Каналы восприятия.................................... 104 6.4.Фильтры восприятия (Особенности формирования Модели мира)............................................... 106 Глава7 РАППОРТ И ПОДСТРОЙКА....................... ПО 7.1.Подстройка................................................. 111 7.2.Подстройка к языку тела............................ 112 7.3.Подстройка к речи...................................... 112 7.4.Подстройка к дыханию.............................. 113 7.5.Подстройка — ведение............................... 114 7.6.Отсоединение.............................................. 115 7.7.Механизмы формирования раппорта с группой 115 Глава 8 РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ............................................. 116 8.1.Калибровка вербального сообщения........ 117 8.2.Голос........................................................... 118 8.3.Темп речи.................................................... 119 8.4.Пауза в речи................................................ 119 8.5.Громкость................................................... 120 8.6.Высота голоса............................................. 121
8.7.Интонация................................................... 121 8.8.Смысловые ударения.................................. 122 Глава 9 НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ............ 123 9.1.О мелочах.................................................... 123 9.2.Коммуникативная конгруэнтность............ 125 9.3.Поза и положение тела............................... 126 9.4.Жесты.......................................................... 127 9.5.Взгляд.......................................................... 128 Глава 10 ПРИКЛАДНЫЕ ЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ........... 130 10.1.................................................................... Приемы активизации и управления вниманием......................................................... 130 Обращение по имени.................................... 131 Неожиданный поворот................................. 131 Обращение к актуальным проблемам и событиям 131 Обращение к авторитетным источникам..... 132 Использование юмора.................................. 132 10.2.................................................................... Практика использования вопросов 132 Закрытые вопросы....................................... 133 Открытые вопросы....................................... 133 Наводящие вопросы..................................... 134 Двойные направляющие вопросы............... 134 Возвратные вопросы.................................... 134 Контрольные вопросы................................. 135 Вопросы, направленные на проверку компетентности 135 Вопросы, направленные на демонстрацию своих знаний 135 Сбивающие вопросы.................................... 136 Провокационные вопросы........................... 136 10.3.................................................................... Техники активного слушания 137 Смотрите на собеседника............................. 137 Реагируйте.................................................... 137 Не заканчивайте предложение вместо другого человека 138 Задавайте вопросы на понимание............... 138 Перефразируйте........................................... 138 Замечайте чувства........................................ 138 Напутствие начинающему тренеру............. 139
Часть 3 УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ И МЕТАФОРЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ Глава 11 ПРИТЧИ, МЕТАФОРЫ И ИНЫЕ ИСТОРИИ ...... 142 А. Истории для формирования понимания и содержательного контекста в группе..... 144 Б. Упражнения-стимулы............................... 151 11.9. Игра Роджера................................... 151 11.8. Желтые веревки................................ 153 В. Истории «Россыпью».............................. 155 Глава 12 УПРАЖНЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО УЧАСТНИКОВ И СОЗДАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ГРУППЫ ... 161 12.1.«Самопрезентация»............................ 162 12.2.«Имена».............................................. 162 12.3.«Автопортрет»................................... 163 12.4.«Представление партнера»................ 163 12.5.«Презентациятоварища»................... 164 12.6.«Вам послание»..................................... 165 12.7.«На льдине»........................................ 166 12.8.«Ужасный секрет».............................. 167 12.9.«Луноход».......................................... 168 Глава 13 УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАБОТУ С САМОВОСПРИЯТИЕМ И ОРГАНИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ........................................... 170 13.1.«Кто я?», «Какой я?»......................... 171 13.2.«Каким меня видят?»......................... 172 13.3.«Вы меня узнаете? ».............................. 173 13.4.«Автопортрет»................................... 174 13.5.«Волшебная чайная»......................... 174 ГЛАВА 14 УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ . 177 14.1.«Описание-интерпретация»............... 177 14.2.«Узнай по рукам».............................. 179
14.3.«Экскурсия»....................................... 180 14.4.«Общее дыхание».................................. 181 14.5.«Слепые странники».......................... 181 14.6.«Слепые и поводырь»........................ 182 14.7.«Сиамские близнецы»........................ 184 14.8.«Танец с листком».............................. 185 Глава 15 УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВНУТРИГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ......... 186 15.1.«Синхронизация»............................... 186 15.2.«Взаимопонимание».......................... 187 15.3.«Шеренга».......................................... 188 15.4.«Растяжка»......................................... 189 15.5.«Блиндаж».......................................... 191 15.6.«Мина»......................................... ........ 192 Глава 16 КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ 193 16.1.«Групповой рассказ»......................... 193 16.2.«Техника вежливого отказа»............. 194 16.3.«Рассмеши партнера»........................ 195 16.4.«Разговор»......................................... 196 16.5.«Просьба».......................................... 197 16.6.«Интонации»...................................... 198 Глава 17 УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.......................... 200 А. Упражнения для развития памяти и наблюдательности ... 200 17.1.«Словесный ком».................................. 200 17.2.«Скульптор»...................................... 202 17.3.«Фоторобот»...................................... 203 17.4.«Опиши партнера»............................ 204 17.5.«Где я?»................................................ 206 17.6.«Ты его узнаешь?»................................ 207 17.7.«Признак отличия»............................ 208 17.8.«Сыщики»............................................ 209 Б. Упражнения для развития мышления..... 210 17.9............................................................. «Ситуация» 210 17.10............................................................ «Признаки» 211
9 17.11........................................................... «Составь предложение» 211 Упражнения-головоломки............................ 211 17.12.«Адам и Ева»................................... 212 17.13.«Крепостные ворота»..................... 212 17.14.«Принцесса и крестьянин».............. 213 17.15.«Командированный»....................... 214 17.16.«Человек и толпа»........................... 214 В. Упражнения для развития внимания...... 214 17.17.«Муха»............................................. 214 17.18.«Считалка»...................................... 216 17.19.«Чужие коленки»............................. 217 Глава 18
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (581)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |