Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА



2016-09-15 606 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 0.00 из 5.00 0 оценок




Научно обоснованные индивидуальные формы тренинга нача­ли появляться в начале XX века как средство преодоления ограни­чений, накладываемых на результаты обучения теоретическим зна­ниям, и «безопасного» приобретения трудовых навыков. В то же время начали развиваться разнообразные формы психической са­морегуляции, направленные на снятие психоэмоционального на­пряжения специалистов профессий, имеющих экстремальную спе­цифику деятельности или связанных с высокой сложностью организации труда (операторов). В 1922 г. американский психофи­зиолог Р. Д. Джейкобсон предложил систему прогрессирующей релаксации для снятия нервно-психического напряжения. В 1932 г. И. Г. Шультц разработал классический вариант аутогенной трени­ровки, основанной на эффекте снятия внутреннего напряжения внушенным расслаблением'.

Возникновение групповых форм тренинга относят к 1945 году и связывают с именами К. Левина, К. Роджерса, Л. Брадфорта, Р. Липпита. В этот период в США создается Центр по изучению групповой динамики. В результате исследований в мастерской межгрупповых отношений К. Левин пришел к твердому убежде­нию, что большинство эффективных изменений в установках лич­ности происходит в групповом, а не в индивидуальном контек­сте. Он утверждал, что для того чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, людям необходимо видеть себя такими, какими их видят окружа­ющие2. Разработанные К. Левином и К. Роджерсом теории груп­повой динамики и центрированной на клиенте терапии явились непосредственными источниками практики группового тренин­га. В результате успешной работы мастерской межгрупповых от­ношений в 1947 г. в США создается Национальная лаборатория тренинга. Появившиеся в то время Т-группы (тренинговые груп­пы) стали предшественниками современных видов психологичес­кой работы с группами, большинство из которых объединяются у

1 Макшанов С. И. Психология тренинга.

' Рудестам К. Групповая психотерапия. С. 67.

 

 

нас понятием «социально-психологический тренинг». Одна из причин популярности Т-групп заключается в возможности пе­рестройки неэффективных стереотипов в психологически безо­пасных условиях тренинговой группы. Участникам Т-групп пред­лагается возможность экспериментировать с собственным поведением в искусственно создаваемой среде, в атмосфере до­верия и поддержки, что способствует их большему самораскры­тию, а соответственно и более глубинным изменениям. Кроме того, участники тренинга получают от тренера необходимую пси­хологическую информацию и приобретают навыки, способству­ющие их личностному росту и более успешному общению с дру­гими. Дальнейшее развитие Т-групп привело к появлению множества их разновидностей, порой смыкающихся с иными на­правлениями тренинга, но в общем их можно разделить на три течения1:

1) общее развитие индивидуума;

2) формирование и исследование межличностных отношений;

3) улучшение деятельности организаций и коллективов путем оптимизации трудовых отношений.

В 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руко­водством М. Форверга был разработан и научно обоснован соци­ально-психологический тренинг. Его практической областью приложения была социально-психологическая подготовка руково­дителей промышленного производства. Основными средствами тренинга стали ролевые игры с элементами драматизации, созда­ющие условия для формирования навыков эффективной комму­никации. Значительный опыт социально-психологического тре­нинга, накопленный М. Форвергом и его учениками, представлен в пяти основных типах тренинга, к которым относились:

1. Группы, нацеленные на усвоение необходимых для конкрет­ной профессии моделей социального поведения. Основой изме­нений выступала коррекция когнитивных структур, ответственных за регуляцию поведения. Данный тип тренинга не ориентирован на проработку личных проблем участников, за исключением тех,

1 Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. — СПб., 1996. С. 10.

 

которые могут быть связаны с непосредственными профессиональ­ными затруднениями.

2. Группы, ориентированные на подготовку к управленческой деятельности и направленные на развитие отдельных психологи­ческих качеств личности, решение частных психопрофилактичес­ких задач средствами аутогенной тренировки. В данном типе тре­нинга применяется направленное стимулирование групповой динамики с целью вскрытия ее закономерностей и развития навы­ков ее управлением.

3. Группы психогигиены и психопрофилактики, ориентирован­ные на работу с руководителями с повышенным риском по отно­шению к психогенным и психическим заболеваниям. Данные груп­пы формировались исключительно добровольно и проводились специалистами в области психотерапии и клинической психо­логии.

4. Группы развития личностного роста и компетентности в об­щении. Профессиональные проблемы в данном тренинге затраги­вались только в случае их тесной связи с личностными особеннос­тями участников тренинга.

5. Цель тренинга пятого типа — развитие социальной компе­тентности для работы в особо сложных ситуациях межличностно­го общения и частичное формирование новых целей жизни (Мик-кин, 1986; Макшанов, 1997).

Широкое распространение в отечественной практике СПТ на­чинает получать в начале 80-х годов. В 1982 г. была опубликована первая в стране монография Л. А. Петровской, посвященная тео­ретическим и методическим аспектам социально-психологическо­го тренинга. Л. А. Петровская предложила под единым термином «социально-психологический тренинг» обозначить практику пси­хологического воздействия, основанную на активных методах груп­повой работы.

В качестве ведущей цели социально-психологического тренинга многими авторами выделяется повышение компетентности в об­щении. Л. А. Петровская под компетентностью в общении пред­лагает рассматривать развитие знаний, социальных установок, уме­ний и опыта в области межличностного общения1.

Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1989.

 

В. П. Захаров и Н. Ю. Хрящева для развития компетентности в общении определяют в качестве необходимости решение следую­щих задач1:

1. Приобретение знаний в области психологии личности, груп­пы, общения.

2. Приобретение умений и навыков общения.

3. Коррекция, формирование и развитие установок, обеспечи­вающих успешность общения.

4. Развитие способности к адекватной оценке себя и других людей.

5. Развитие системы отношений личности.

В соответствии с ведущей направленностью работы и целями тренинговых групп их можно разделить на пять типов2.

1. «Я — Я» — группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост участников; главные источники преобразований — внутриличностные.

2. «Я —Другие» — группы, направленные на изменения в меж­личностных отношениях и исследование процессов межлич­ностного влияния и взаимодействия в зависимости от ис­пользуемых способов.

3. «Я — Группа» — группы, направленные на исследование осо­бенностей и стилей взаимодействия личности и группы как социальной общности и развитие эффективности этого вза­имодействия.

4. «Я — Организация» — группы, ориентированные на изуче­ние и развитие опыта межличностного и межгруппового вза­имодействия в организациях.

5. «Я — профессия» — группы, ориентированные на субъектов конкретной профессиональной деятельности.

Опыт использования психологического тренинга отражен в рабо­тах отечественных психологов: Г. А. Ковалева (1980; 1989; 1996), Л. А. Петровской (1982; 1989; 1996), Ю. А. Емельянова (1983; 1985; 1991), X. Миккина (1981; 1986), Т. С. Яценко (1987), В. П. Захарова

1 Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. —Л., 1989.

2 Макшанов С. И. Психология тренинга. С.81

 

и Н. Ю. Хрящевой (1989); А. П. Ситникова (1992; 1996), Г. И. Мара-санова (1995), В. Ю. Большакова (1996), С. И. Макшанова (1997), И. В. Вачкова (2000), Г. И. Лидерса (2001), О. П. Кондауровой (2002), В. Г. Ромек(2002), Е. В. Сидоренко (2001; 2002), Т. В. Зайцевой (2002) и других.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ



2016-09-15 606 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (606)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)