Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТРЕНИНГА



2016-09-15 2062 Обсуждений (0)
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТРЕНИНГА 4.67 из 5.00 3 оценки




Психологический тренинг строится в соответствии с определен­ными принципами, под которыми следует понимать основные по­ложения, особенности руководства и правила реализации тренин­га как метода.

С. И. Макшанов' разделяет принципы тренинга на несколько групп:

□ организационные принципы;

□ принципы создания среды тренинга;

□ принципы поведения участников;

□ этические принципы.

Организационные принципыопределяют особенности подготов­ки и проведения тренинга и включают:

1 Макшанов СИ. Психология тренинга. С. 103-108)

 

Принцип комплектования группы тренинга учитывает такие характеристики, как возраст, пол, профессиональную при­надлежность, уровень должностной иерархии, а также неко­торые психические свойства личности.

Принцип физической закрытости — тренинговая группа ра­ботает в одном и том же составе от начала и до конца тре­нинга. После начала работы группы новые участники в нее не включаются. Пропустившие несколько занятий включа­ются в дальнейшую работу только с согласия остальных чле­нов группы, при этом им необходимо рассказать пропустив­шему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.

Принцип пространственно-временной организации тренинга определяет временные и пространственные характеристики группы.

Принципы создания среды тренинга.Специфическая среда в тре­нинге во многом определяет направленность и эффективность работы. Тренинговая группа является обществом в миниатюре, от­ражающим внешний мир в искусственно создаваемом взаимодей­ствии. Соответственно психологическая среда тренинга должна вы­ступать фрагментом более широкого социального окружения и соответствовать по основным показателям особенностям значимой реальности. Иначе возникнет проблема переноса полученных ре­зультатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную действительность. Также среда тренинга должна иметь достаточную гибкость для ее подстройки в соответствии с используемыми мето­дическими средствами и характером решаемых задач.

Принципы создания среды тренинга включают:

Принцип системной детерминации — воплощение в среде тре­нинга основных факторов изменений психологических фе­номенов человека и группы.

Принцип реалистичности — создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реаль­ной (в значимых переменных), тем меньше вероятность пе­реноса полученных изменений в реальную жизнь.

 

Принцип избыточности — создание возможностей выбора
различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга
(предоставление участникам информации, проведение тре-
нинговых процедур и др.) в соответствии с развитием груп­
пы и ее содержательным продвижением.

Принципы поведения участников.Поведение участников в любом групповом психологическом тренинге является структурированным в соответствии с определенными принципами, определяемыми мо­делью тренинга. В СПТ выделяются следующие принципы поведе­ния участников *:

Принцип моделирования. В тренинге моделируются различ­ные ситуации, в которых участники демонстрируют негатив­ные и позитивные формы поведения.

Принцип активности предполагает включение в активную работу всех участников тренинга. Результативность тренин­га для каждого участника во многом определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры.

Принцип искренности. Подразумевается, что, с одной сторо­ны, каждый участник вправе сам определять меру своей ис­кренности и если он не готов говорить или действовать, то имеет право сказать «нет». Но, с другой стороны, если уж он решил сообщать сведения, то они должны быть достоверные, и если он решил выразить свои мысли или чувства, то это следует делать искренне.

Принцип «здесь и теперь». Данный принцип предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников от актуаль­ной ситуации происходящего в группе. Тенденция к отвле­чению в иные области, даже если они и очень интересны, часто бывает вызвана проявлением реакции «ухода» (избе­гания) от имеющихся проблем и затруднений.

Принцип доверительности. Данный принцип ориентирует на уважительное отношение участников друг к другу. Общение и взаимодействие каждого участника в ходе тренинга долж-

* Данные принципы реализуются в нормах и правилах группы и описаны в раз­деле 1.4.

 

49

ны строиться с учетом интересов, ценностей, чувств и пере­живаний других.

Принцип исследовательской (творческой) позиции. В тренин-говой группе создается креативная среда, стимулирующая участников к самоанализу, поиску вариантов решения про­блем, исследованию особенностей и закономерностей меж­личностного взаимодействия и познанию других участников.

Принцип объективации (осознания) поведения. Принцип объективации предполагает перевод поведения участников с неосознанно-импульсивного уровня на осознанный. Осо­знание участниками своего поведения и принятие личной ответственности за собственные действия и поступки явля­ются необходимым компонентом личностного роста. Основ­ным средством объективации поведения в тренинге являет­ся обратная связь группы. Возможно использование и дополнительных средств, в частности видео- и аудиозапись происходящего в группе.

Этические принципы.К этическим принципам относятся:

Принцип конфиденциальности. Он подразумевает, что инфор­мация о происходящем в тренинговой группе, касающаяся любого из ее участников, не должна выноситься и обсуждать­ся с кем бы то ни было за пределами группы. Соблюдение данного принципа является необходимым для формирова­ния доверительных отношений в группе и создания атмос­феры, способствующей самораскрытию участников.

Принцип ненанесения ущерба. Соблюдение данного принци­па предотвращает возможный ущерб со стороны ведущего или участников тренинга. Ведущий отвечает за все происхо­дящее в тренинге и в процессе ведения группы должен исхо­дить в первую очередь из принципа «не навреди», что требу­ет от него высокой межличностной чувствительности и профессионализма.

Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содер­жанию. Данный принцип подразумевает последовательность ведущего в реализации целей, заявленных в начале тренин­га. Иногда в процессе работы возникает желание отдельных участников или необходимость в изменении содержательно-

 

го плана тренинга. В первом случае ведущему следует учитывать, что нередко желание изменить содержание тре­нинга является защитной реакцией участников. В случае не­обходимости дополнительной работы с отдельными участ­никами ведущий может организовать ее либо в режиме консультирования, либо в процессе другого, соответственно ориентированного тренинга. Если необходимость изменений содержания тренинга все же достаточно оправдана, то веду­щий может их произвести, но только после обсуждения в группе и принятия всеми участниками. Однако этот шаг мо­жет являться показателем недостаточной подготовленности к тренингу ведущего [38; 44; 66].



2016-09-15 2062 Обсуждений (0)
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТРЕНИНГА 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТРЕНИНГА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2062)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)