Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗЕРКАЛО



2016-09-15 600 Обсуждений (0)
КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗЕРКАЛО 0.00 из 5.00 0 оценок




У каждого человека имеется представление о своей внешности, о том, как он выглядит со стороны. Он не раз видел свое отраже­ние в зеркале. Даже в давние времена, когда искусственных зеркал не было, люди искали свое отражение на поверхности воды. В этом отражении они получали и подтверждение собственного существо­вания. Позже человек научился создавать зеркала и довел это уме­ние до совершенства. Но даже смотрясь в очень качественное зер­кало, человек может увидеть только отражение своей внешности, причем именно то, которое он показывает зеркалу в этот момент. Одни люди при этом улыбаются, другие хмурятся (во многом в за­висимости от того, какое отражение они ожидают увидеть). Но, к сожалению, никакое зеркало не может отразить внутреннюю сущ­ность человека, его «Я». Свое психологическое отражение человек может увидеть только в других людях. Окружающие являются для

 

нас чем-то вроде психологических зеркал. Именно другие люди являются мерилом для человека в его отношении к себе. От других людей человек впервые узнает, кто он, и получает оценку — какой он. Каждый новый акт общения и взаимодействия увеличивает со­циальный опыт человека и вносит коррективы в его представле­ние о себе, делает его более многогранным.

Но каждый человек, дающий обратную связь другому, так или иначе «преломляет его отражение», пропуская через свое «Я». К со­жалению, окружающие являются кривыми зеркалами. Вспомни­те, что чувствует человек, заходя в комнату кривых зеркал и видя себя, например, с большими ушами, «стройным», как спичка, или невообразимо толстым? Он смеется. Ему позволяет смеяться то, что он знает свое «правильное» изображение. Он видел себя рань­ше в «правильном» зеркале. А теперь представьте себе человека, который никогда раньше не видел своего отражения и впервые уви­дел себя в кривом зеркале. Ему ничего не останется, кроме как по­верить в то, что он видит. В то, что он такой и есть. Даже если ему придется при этом расстроиться. К сожалению, нет такого искус­ственного зеркала, в котором человек смог бы увидеть действитель­но подлинный и беспристрастный образ того, как он выглядит психологически. Человеку суждено собирать и строить свой меня­ющийся в течение жизни автопортрет по отдельным обрывкам. Каждый успешен в этом по-разному. Складывающееся в течение жизни представление человека о себе нередко не совпадает с сово­купностью его реальных качеств и представлением о нем окружа­ющих. Можно выделить несколько проекций-представлений от­носительно любого человека, назовем его «Ч»:

«Ч» — реальный;

«Ч1» — представление данного человека о себе.

«Ч2» — представление данного человека о том, как его воспри­нимают окружающие.

«Ч3» — представление о данном человеке окружающих.

Одной из задач социально-психологического тренинга является сближение всего комплекса представлений («Ч» = «Ч1» = «Ч2») в сознании каждого участника и развитие умения формировать соот­ветствующее представление о нем у других участников взаимодей­ствия («Ч3»). Только при действительном совпадении этих проек­ций-представлений человек может быть конгруэнтным и успешным.

 

Формирование и коррекция представления человека о себе в тре-нинговой группе, в отличие от обыденного общения, происходят более интенсивно, более выражено, а главное — управляемо. В тре-нинговой группе, выражая личностно значимые мысли и чувства и получая обратную связь от других, человек получает возможность исследовать себя как бы со стороны. При этом другие участники группы выступают в роли особых «зеркал», отражающих и показы­вающих то, что сам участник не может «увидеть» самостоятельно.

Два автора, Лафт Джозеф и Гарри Инграм', создали широко описанную в литературе схему под названием «Окошко Джогар-ри», которая иллюстрирует процессы самопознания и самораск­рытия в тренинговой группе.

 

 

Другие Я
Знаю о себе Не знаю о себе
Знают обо мне 1 Открытая область 2 Слепая область
Не знают обо мне 3 Скрытая область Неизвестная область

Открытая область (1) содержит поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим.

Слепая область (2) состоит из того, что человек сам не замечает, а другие считают неуместным говорить об этом (отталкивающая манера поведения, повышенная агрессивность, навязчивость и другие особенности поведения).

Скрытая область (3) содержит то, что осознает субъект, но не знают другие (сфера нерешенных проблем, неблаговидных поступ­ков, интимных моментов в жизни).

Неизвестная область (4) — это то, что находится за пределами сознания и самого индивида и окружающих.

Содержательная работа в тренинге приводит к расширению 1-й области за счет уменьшения 2, 3 и 4-й областей. При этом умень­шение 2-й области данной схемы происходит за счет получения

1 См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. С. 74.

 

обратной связи от группы. Самораскрытие участников позволяет им снять «маски» и приводит к уменьшению 3-й области. Совмес­тно с ведущим группа исследует и 4 область, получает новые зна­ния и понимание.

Коррекция самовосприятия участников — достаточно сложный и утонченный процесс, требующий от ведущего особой чувстви­тельности. Но эти усилия оправданы, так как именно то, как чело­век себя представляет и воспринимает, во многом определяет те цели, которые он перед собой ставит (в том числе в тренинге), по­ступки, которые он совершает, и его общее отношение к жизни. Работа с самопредставлением участников затрагивает сложные внутренние структуры, пробуждает и стимулирует их стремление к самопознанию и самосовершенствованию, что при соответствую­щем сопровождении может способствовать более эффективной перестройке всего «здания» личности. В данной метафоре работа, направленная на развитие психических процессов, различных на­выков и т. п., является скорее строительством пристроек к имею­щемуся зданию.

Работа с самопредставлением человека так или иначе присут­ствует в любом тренинге. Даже если ведущий не уделяет этой рабо­те направленного внимания, он меняет собственные представле­ния участников. Любое психологическое приобретение человека меняет его представление о себе. И наоборот, если человек вышел из тренинга с тем же представлением, что и пришел, значит, он ничего не «взял», ничего не освоил. Если он что-то и вынес из тре­нинга, то, возможно, он скоро от этого откажется.

Следует также особо подчеркнуть важность направленного вы­страивания работы ведущим на помощь участникам в принятии себя и развитии у них их способности к самораскрытию. Готовность человека к раскрытию своего «Я» другому человеку является сим­волом сильной и здоровой личности. «Не готовому к самораскры­тию человеку приходится создавать внешние маски (ложные «Я») и тратить много энергии на их поддержание, что в конечном итоге приводит к истощению и разорению личности»1. Кроме того, про­цесс самораскрытия каждого участника группе является не только

1 Клюева Н. В., Свистун М. А. Программы социально-психологических тренин­гов / НПЦ «Психодиагностика». — Я.: 1992. — С. 5.

 

средством его развития, но и средством для развития остальных ее членов. Как отмечает Г. И. Андреева, «каждый раз, познавая дру­гого, формируется и сам познающий индивид. При этом существует двоякая связь: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится представление о себе»1.



2016-09-15 600 Обсуждений (0)
КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗЕРКАЛО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗЕРКАЛО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (600)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)