Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗВИТИЯ ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ



2016-09-15 1025 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЯ ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Интерес к групповым методам психологической работы при­вел к появлению множества направлений их развития различны­ми психологическими школами. В настоящее время в качестве ос­новных подходов развития группового психологического тренинга выделяются следующие.

Гуманистическое направление.Главным предметом гуманисти­ческой психологии является личность и ее уникальность, пережи­вание человеком мира и осознание своего места в нем. В основу теории заложено предположение, что человек имеет врожденную способность достигать полного раскрытия своего духовного потен­циала, решать все свои личностные проблемы, если он находится в оптимальной для него, дружелюбной социально-психологичес­кой атмосфере. Одна из характерных особенностей классического гуманистического направления — максимально недирективный стиль управления группой, побуждающий участников проявлять активность и принимать на себя ответственность за происходящее. Нередко подобный стиль приводит к возникновению в группе, на начальных этапах работы, ситуации фрустрации и проявлению негативных эмоций. Это позволяет вскрыть многие проблемы уча­стников, которые в дальнейшем конструктивно перерабатывают­ся группой. Формирование в группе атмосферы взаимного дове­рия, безопасности и открытости создает климат максимальной свободы для выражения личности, исследования чувств и межлич­ностных коммуникаций. В результате участники приходят к более полному познанию себя и других, чем это было бы возможно в

 

обычных социальных или рабочих отношениях. Климат открыто­сти порождает доверие, позволяет личности осознать и изменить неадекватные защитные установки, проверить и принять обнов­ленные способы поведения и формы эмоционального реагирова­ния, которые в дальнейшем можно перенести на ситуации повсед­невной жизни.

В результате широкого распространения идей гуманистической психологии и параллельного развития Т-групп образовалось на­правление групповой работы, получившее название групп встреч.

Гештальт-модель. Этонаправление разрабатывалось Ф. Перл-зом и его последователями. В гештальт-терапии важное место отводится процессу саморегуляции организма, приводящему к фор­мированию целостного психического образования, некоей специ­фической организации частей, называемой гештальтом. Централь­ный момент теории — все совершается здесь и сейчас. Целью группового процесса является расширение сферы осознания каж­дым участником себя, своих индивидуальных особенностей, осо­знание им самоидентичности и совершенства, принятие личной ответственности за происходящее с ним. Процесс осознания учас­тниками себя можно сравнить с «проявлением» человека на фото­графии и отделением от независимого фона. При этом обращение происходит не столько к сознанию, сколько к чувствам и стремле­ниям участников.

Психодраматический подход.Психодрама как метод групповой работы, определяет разыгрывание участниками определенных ро­лейв моделируемых жизненных ситуациях, имеющих для них лич­ностный смысл. Результативность данного метода во многом ос­новывается на целительном эффекте группового взаимодействия. Создатель психодрамы Якоб Морено считал, что изменения в че­ловеке могут происходить на разных уровнях. Смена установок, убеждений может происходить на когнитивном уровне с исполь­зованием техник внушения, убеждения и принятия. Но многие личностные проблемы захватывают более глубинные пласты, где в непосредственной связи представлены мысли, ощущения, пережи­вания и действия. Поэтому человека необходимо рассматривать в его связях с другими людьми и миром в целом. При этом Я. Море­но считал, что для актуализации чувств необходимо действие, так как именно действие по проигрыванию роли в моделируемых об-

 

стоятельствах проявляет чувства и переживания, с которыми мож­но работать.

Жизнь в психодраматической группе формируется как специ­фическая реальность, в которой участники могут эксперименти­ровать с разными жизненными ситуациями, ролями и формами поведения. Данный метод предоставляет участникам возможность «выпустить» (отреагировать) те чувства, которые, возможно, года­ми сдерживались человеком внутри себя. При этом в психодраме могут проигрываться не только реальные события, но и виртуаль­ные, представляющие фантазии и сновидения главного участни­ка. Во время разыгрывания ролей в психодраме участники актуа­лизируют имеющиеся и осваивают новые поведенческие образцы, расшатывают стереотипы, вызывают к жизни реальные и существу­ющие в фантазии роли. Таким образом, они не просто воспроиз­водят чувства, но и вносят новые элементы в поведение и пережи­вания, тем самым формируя новый жизненный опыт.

Трансактная модель. В основе этого направления лежит концеп­ция Э. Берна о различных состояниях «Я», которые он назвал «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Согласно этой концепции в каждый момент времени индивид существует в одном из этих со­стояний. Оно определяет, каким образом человек думает, чувству­ет и ведет себя. Соответственно его взаимодействие с другими людь­ми, как и интерпретация этого взаимодействия, происходит по-разному.

Первоначально в групповых занятиях создаются благополучные условия для анализа того, как отдельные состояния «Я» проявля­ются во взаимодействии с другими людьми в различных ситуациях. Далее производится анализ проявляющихся в процессе группово­го взаимодействия игр и жизненных сценариев с последующим их изменением. При этом под играми понимается такая последова­тельность трансакций, при которых под внешними смыслами выс­казываний и поступков маскируется (скрывается) другая последо­вательность взаимодействий, обеспечивающая в конечном итоге какое-либо психологическое преимущество — выигрыш. Жизнен­ные сценарии в трансактной модели — это своего рода планы вза­имодействия с другими людьми, которые вырабатываются ребен­ком в процессе взаимодействия с родителями в раннем детстве. В дальнейшем они определяют тип его поведения в различных ситу-

 

ациях и особенности построения собственной жизни. Централь­ным моментом концепции является положение о том, что многие сформированные ранее жизненные сценарии могут быть «перепи­саны» в более конструктивном варианте. Задача заключается в их распознании, вскрытии и переформировании.

В отличие от гештальт-групп, в которых состояние инсайта ско­рее относится к эмоциям, в трансактной модели инсайт в большей степени носит интеллектуальный, аналитический характер, что роднит его с методами рациональной терапии.

Бихевиорально-ориентированные группы.Занятия поведенчес­ким тренингом не ставят перед собой глобальных задач развития личности или реализации человеческого потенциала. Они форму­лируют свои цели значительно скромнее и конкретнее. Обычно эти занятия называются тренингом жизненных умений. Их задача — обучить участников справляться с конкретными проблемами и выработать умение приспосабливаться к определенным жизненным обстоятельствам. Согласно постулатам бихевиоризма, в упрощен­ной форме — весь опыт человек получает посредством научения. Соответственно для исправления нежелательного поведения не­обходимо переучить его, выработав более эффективное поведение или более адаптивные реакции. Одной из типичных методик, на­прямую связанных с бихевиоризмом, является репетиция желае­мого поведения. После моделирования необходимого поведения участнику предлагается проиграть его в виде упражнения, эпизода или ролевой игры. В случае успеха следует подкрепление в виде положительной реакции группы и ведущего. Для обеспечения бо­лее успешного переноса полученного навыка в реальную жизнь участникам группы предлагается опробовать его в качестве домаш­него задания вне группы с последующим обсуждением результа­тов на следующем занятии [2; 6; 37].

В настоящее время активно развивается когнитивно-поведенчес­кая модельпсихологического тренинга, которой придерживается и автор пособия.

В данной модели поведение человека рассматривается в нераз­рывной связи с его пониманием и интерпретацией данного пове­дения. Человек не просто совершает поступки, он так или иначе объясняет себе причины данных поступков или «отсутствие» дан­ных причин. Именно это объяснение, которое во многом детерми-

 

нировано самовосприятием человека, его представление о том, как его воспринимают окружающие, а также его интерпретацией про­шлого опыта и имеющихся у него желаний и потребностей — во многом определяют его поступки. Человек потенциально не жела­ет себе зла, и в его интерпретациях собственного поведения и эмо­ционального реагирования можно обнаружить многочисленные психологические защиты, им не осознаваемые, но направленные на личностное самосохранение. Поэтому ставя цель изменить не­конструктивное поведение, необходимо также проявить и изменить конструкты интерпретации данного поведения и окружающего мира (когнитивные конструкты).

В тренинговой группе в процессе группового взаимодействия реализуются и проявляются неконструктивные модели поведения и обеспечивающие их когнитивные конструкты, которые замеча-ются участниками посредством идентификации и в процессе по­лучения обратной связи. При этом перевод во внешний план не­конструктивных моделей поведения и когнитивных стереотипов интерпретации окружающего мира может происходить как в про­цессе проигрывания роли или выполнении соответственно ориен­тированных упражнений, так и в процессе вербализации. В конеч­ном итоге весь внутренний мир человека так или иначе закодирован в символах-словах. Манипулируя данными символами, можно ча­стично отразить элементы внутреннего мира человека, в совокуп­ности с его поведением и его интерпретацией данного поведения. Однако осознание проблемы участником не приводит к ее автома­тическому разрешению. Любое личностное ограничение конкрет­ного человека закреплено в выработанных им и «вживленных» сте­реотипах поведения, требующих переработки. Иными словами, для того чтобы отказаться от неконструктивных элементов поведения и выработать, развить более конструктивные, мало заметить и со­гласиться с тем, как не следует поступать. Необходимо получить и освоить образец более конструктивного поступка в конкретных ситуациях.

В настоящее время трудно составить стройную и наглядную си­стему взаимодействия и взаимосвязи различных групповых мето­дов в силу того, что в этой области практика значительно опережа­ет теорию. Психологический тренинг оказался неожиданно дружелюбным ко всем психологическим техникам и средствам,

 

опыту педагогических вмешательств, обнаружив возможность ак­кумулировать все позитивное, что заключается в попытках чело­века трансформировать свои отдельные черты и жизнь в целом. В нем используются самые разные подходы психологической ра­боты, объединяются техники и средства различных теорий и школ. Соответственно и принципы, выдвигаемые представителями раз­личных направлений группового движения, порой противоречат друг другу. Для выхода из данного теоретического хаоса психоло­гу-практику приходится ставить в центр работы конкретные цели и задачи в соответствии со спецификой решаемых проблем, исхо­дить из конкретной ситуации, в которой ему предстоит работать, и опираться на собственный профессионализм. Для этого ему необ­ходимо быть достаточно эрудированным в области психологичес­кой науки и обладать мастерством в различных практических ме­тодах, хотя фрагментарный подход в конечном итоге может привести к еще большему умножению взглядов на психологичес­кий тренинг, а в некоторых случаях и к проявлению откровенного эклектизма [36; 44].

ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА



2016-09-15 1025 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЯ ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗВИТИЯ ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1025)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)