Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ



2016-09-15 589 Обсуждений (0)
ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




С самого начала существования тренинговой группы в ней про­исходит активное распределение ролей между участниками. В боль­шинстве тренинговых групп в ходе их развития появляются один

1 Журнал практического психолога. — 1999. — № 3.

2 Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Издательский
центр «Академия», 2001. — С. 244.

 

или более лидеров. В случае возникновения в группе нескольких лидеров неизбежно их более интенсивное взаимодействие, а воз­можно, и конфликты. Человек, претендующий на место лидера, психологически стремится к превосходству и, как правило, дей­ствительно в чем-то превосходит остальных. Лидер по сравнению с другими участниками тренинга обычно более активен и в боль­шинстве случаев является источником ценностей и норм, состав­ляющих групповое мировоззрение. Поскольку лидер отражает ин­тересы группы, он является и своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные действия каждого из его членов не про­тиворечили общим интересам и не подрывали единства группы.

Руководство и лидерство — два основополагающих понятия, с которыми связано управление группой. В отличие от руководства лидерство имеет психологическую природу и занимает особое мес­то в структуре неформальных отношений в качестве внутригруппо-вого феномена. Следует развести понятия лидерство и руководство.

Б. Карлоф и С. Седеберг' определяют руководство как формаль­ную властную позицию, не имеющую отношения к личным каче­ствам людей, а лидерство — как комплексное понятие, включаю­щее в себя:

□ ассоциацию с человеческими качествами;

□ процесс ведения ведомых;

□ результат деятельности человека.

Сравнивая понятия лидерства и руководства, Б. Д. Парыгин2 отмечает следующие общие и отличающие черты позиции лидера и руководителя.

1. Лидер выдвигается неофициально и в основном осуществ­ляет регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель назначается либо избирается офи­циально и призван осуществлять регуляцию официальных отношений группы.

2. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от жизнедеятельности группы и на­строения в ней, в то время как руководство более стабильно.

1 Карлоф Б., Седеберг С. Вызов лидеров. — М.: Дело. 1996.

2 Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971. — С. 310.

 

3. Руководитель выполняет несколько социальных ролей, в том числе является представителем группы вовне. Деятельность лидера ограничивается рамками внутригрупповых отноше­ний и взаимодействий.

4. Руководство группой, в отличие от лидерства, обладает го­раздо более определенной системой различных санкций, ко­торых в руках лидера нет.

5. Руководителю даны права, и он несет ответственность за дея­тельность группы и ее результаты, в том числе перед законом.

6. Лидер не обладает подобными правами и полномочиями и не несет подобной ответственности за работу группы, за все, что в ней происходит.

В социальной психологии существуют различные подходы к описанию и классификации типов лидерства. В рамках одного из них общий психологический тип лидера складывается из следую­щих основных компонентов: эмоциональность, деловитость и ин­формированность. Соответственно лидеры разделяются на три крайних типа:

эмоциональный лидер. Сердце группы. Это индивид, к кото­рому каждый член группы может обратиться за сочувстви­ем, «поплакаться в жилетку»;

деловой лидер. Руки группы. Способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела;

информационный лидер. Мозг группы. К нему все обращают­ся с вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и по­мочь найти нужную информацию.

В рамках другого подхода выделяются десять типов лидерства, во многом подходящих для описания групповых процессов тренин-говой группы1.

Суверен — иначе, «патриархальный повелитель». Лидер в обра­зе строгого, но любимого отца. Способен подавлять отрицатель­ные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают в лидеры на основе любви и почитают.

1 Аксененко Ю. Н., Каспарян В. Н., Самыгин С. И. и др. Социология и психология управления. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — С. 404—405.

 

Вожак — в нем последователи видят выражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака — носитель таких стандартов. Ему стараются подражать чле­ны группы.

Тиран — становится лидером, потому что внушает последовате­лям чувство повиновения и безотчетного страха. Лидер-тиран — это доминирующая, авторитарная личность, обычно его боятся и подчиняются ему.

Организатор — объединяет последователей, выступает как сила для поддержания Я-концепции и удовлетворения потребности каж­дого. Умеет снимать чувство вины, тревоги. Его уважают.

Соблазнитель — становится лидером, играя на слабостях других. Выступает в роли «магической силы», давая выход подав­ленным эмоциям других людей. Предотвращает конфликты, сни­мает напряжение. Его обожают и часто не замечают всех его недо­статков.

Герой — лидер, жертвующий собой ради других. Часто вырази­тельно проявляется в ситуациях группового протеста. Его храбрость объединяет людей. На него ориентируются, видят в нем стандарт справедливости. А он умеет увлечь за собой других.

Дурной пример — выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, заряжает других эмоционально.

Кумир — влечет, притягивает, заряжает последователей положи­тельной энергией. Его любят, боготворят, идеализируют.

Изгой и козел отпущения — это, по существу, антилидеры. Они служат объектом агрессивных тенденций, из-за чего развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с анти­лидером, но в случае его исчезновения группа распадается, если нет других общегрупповых стимулов.

Процесс образования лидеров во многом определяется ролевы­ми потребностями группы, на которые во многом влияет стиль ру­ководства ведущего. В тренинговой группе процессы лидерства участников проявляются обратно пропорционально степени ди­рективности управления группой ведущим. Если ведущий берет на себя не только руководящие функции, но и лидерские, то неиз­бежно и его более интенсивное взаимодействие с другими участ­никами, претендующими на роль лидеров. На некоторых этапах развития группы возможно даже стремление лидеров группы

 

 

вызвать ведущего на откровенное противостояние, чтобы отсто­ять свой лидерский статус.

Ведущему тренинг следует хорошо ориентироваться в группо­вых процессах и быть достаточно компетентным в вопросах лидер­ства. Он может опираться на феномен лидерства, используя его как дополнительный ресурс и средство в работе. А может превратить его в проблему, мешающую ведению группы.

 

Глава 3

СТРУКТУРНЫЕ



2016-09-15 589 Обсуждений (0)
ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (589)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)