Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ



2016-09-15 839 Обсуждений (0)
ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Тренинговая группа является и средством и средой для предна­меренных изменений участников тренинга. Различными автора­ми выделяются следующие факторы, обеспечивающие изменения участников в группе [22; 42; 59].

1. Членство в группе.Само членство в группе может эффектив­но воздействовать и вызывать изменения. Осознание принадлеж-ности к группе позволяет человеку прочувствовать, что его про­блемы не уникальны и что он не один со своими проблемами.

2.Эмоциональная поддержка группы.Эмоциональная поддерж­ка в группе, атмосфера взаимной заинтересованности, доверия создают предпосылки для ослабления защитных механизмов. Ощу­щение поддержки снимает напряжение, придает уверенность и активизирует человека. Эмоциональная поддержка оказывает ста­билизирующее положительное воздействие на самооценку, повы­шает степень самоуважения, способствует позитивной переоцен­ке отношения к себе.

3.Помощь другим участникам группы.Помощь остальным учас­тникам, ощущение сопринадлежности повышают чувство соб­ственной необходимости, полезности. Этот фактор помогает пре-

1 Андреева Г. И. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001. — С. 120.

 

одолеть болезненную фиксацию на своих проблемах, укрепляет чувство уверенности в себе, в своих возможностях справляться и со своими трудностями.

4.Возможность эмоционального реагирования.Возможность сво­бодного выражения эмоций позволяет снять накопленное эмоци­ональное напряжение, что в сочетании с эмоциональной поддер­жкой группы способствует раскрытию личностных проблем участников, связанных с соответствующими переживаниями и последующей их переработке.

5.Обратная связь.Одним из важнейших факторов, образующих и корректирующих «Я» человека, является информация о нем, по­лучаемая от группы. Обратная связь может быть вербальной или невербальной, общей или специфической, оценочной или просто описывающей, эмоционально окрашенной или нейтральной, но именно она является для участника «его видением себя со сторо­ны». Человек и в обыденной жизни так или иначе получает обрат­ную связь. Но в ситуации, сформированной в психологическом плане группы, он более подготовлен к конструктивному восприя­тию обратной связи от других участников, которая в свою очередь может быть более объективной, откровенной, а главное, не отсро­ченной.

6.Наблюдение и осмысление.Даже пассивное наблюдение, а тем более активное участие в работе группы позволяет участнику вый­ти на осмысление собственного опыта и поведения в группе, мо­тивов, лежащих в реализации данного поведения, собственных форм эмоционального реагирования в различных ситуациях, сво­ей роли в происхождении конфликтных ситуаций, и др.

 

Глава 2

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ

Тренинговая группа является обществом в миниатюре. Соот­ветственно в ней разворачиваются групповые процессы, присущие всем социальным группам.

Совокупность всех внутригрупповых социально-психологиче­ских процессов и явлений, протекающих в процессе жизнедеятель­ности группы, в социальной психологии объединяется под терми­ном «групповая динамика»1. К групповой динамике в тренинговой группе относят все процессы развития (движения) группы во вре­мени, обусловленные взаимодействием и взаимоотношениями ее членов. В качестве основных процессов групповой динамики в тре-нинговых группах выделяются:

□ фазы развития группы;

□ групповые роли и феномен лидерства;

□ групповая сплоченность и напряженность;

□ групповое давление и конформность;

□ процессы нормообразования;

□ процессы принятия групповых решений и др.

ФАЗЫ РАЗВИТИЯ

ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ

Конструктивная работа может проводиться только в психоло­гически развитой, подготовленной группе. Группа должна соответ­ственно развиться для того, чтобы приобрести терапевтическую и

1 Мокшанцев Р. И., Мокшанцева А. В. Социальная психология. — М.: ИНФРА-М, 2001.-С. 289.

 

коррекционно-развивающую способность. Существуют различные подходы в описании процесса становления и развития группы, да и сам сценарий развития группы во многом зависит как от типа ее организации, так и от роли и позиции ведущего, его индивидуаль­ного стиля ведения. Но большинство авторов выделяют, по край­ней мере, четыре основные фазы, которые проходит группа в про­цессе развития [2; 22].

1. Фаза ориентации и зависимости.Участники ориентируются в ситуации, присматриваются друг к другу и к ведущему. У большин­ства участников проявляется заинтересованность. В качестве за­щиты возможно проявление скептического отношения к проис­ходящему. В этот период группа более ориентирована на ведущего и сильно зависима от него. От ведущего ждут управления и инст­рукций. Он является единственным организатором и связующим звеном между участниками. В процессе работы ведущий также при­сматривается к группе, анализирует интересы и стремления ее чле­нов. Время существования группы на этой фазе во многом зависит от категории участников и стиля ведения ведущего. Результат про­хождения группой данной фазы развития так или иначе проявля­ется на степени выраженности следующей фазы.

2.Фаза «притирки» и конфликта.Участники распределяют между собой и обживают социальные ниши в группе. Проявляется стрем­ление к соперничеству. Происходит активное распределение ролей. Повышается агрессивность. Иногда группа выбирает в качестве объекта нападок одного из ее членов. Возможна открытая конфрон­тация с ведущим. Фаза сопровождается повышенной враждебнос­тью и напряженностью в группе. Конструктивная помощь участни­ков друг другу еще отсутствует или слабо выражена. Преобладают лишь оценки и советы. Данный этап требует от ведущего особого контроля. Необходимо направлять внимание группы на рефлексию происходящего. Чем сильнее конфронтация в этот период в сочета­нии с конструктивным выходом из ситуации, тем больше ресурса для более глубокой и содержательной работы в дальнейшем.

3.Фаза сотрудничества ицеленаправленной деятельности. Раз­витие группы достигло данной фазы, если у участников возникло чувство принадлежности к ней, выработались общие ценности, появилось доверие, искренность в выражении чувств и осознание общего «МЫ». Теперь участники могут открыто рассказывать о

 

своих проблемах. Именно на данном этапе группа приобретает те­рапевтическую способность и способность обеспечить развитие личности.

4. Фаза завершения (умирания) группы.После полного выполне­ния поставленной задачи, в случае решения в ходе занятия всех воп­росов, интересующих группу, она заканчивает свое существование как социальная структура. Для того чтобы после окончания тренинга у участников не оставалось тягостного чувства, ведущему следует направленно строить работу на завершение тренинга. Участники должны быть эмоционально подготовлены жить вне группы. Неред­ко начинающий свою самостоятельную практику ведущий игнори­рует эту часть работы, «оставляя группу на подъеме», что в конеч­ном итоге отражается на результативности тренинга в целом. Брошенные, не подготовленные к столкновению с прежней реаль­ностью участники могут разочароваться, растерять накопленный опыт или отказаться от всех приобретений, полученных в тренинге.



2016-09-15 839 Обсуждений (0)
ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (839)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)