Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Первое послание Ивана Грозного Курбскому



2016-09-16 469 Обсуждений (0)
Первое послание Ивана Грозного Курбскому 0.00 из 5.00 0 оценок




Мы же хвалим бога за безмерную его милость, ниспосланную нам, что не допустил он доныне, чтобы десница наша обагрялась кровью единоплеменников, ибо мы не возжелали отнять ни у кого царства, но по божию изволению и по благословению прародителей и родителей своих как родились на царстве, так и воспитались и возмужали, и божьим повелением воцарились, и взяли нам принадлежащее по благословению прародителей своих1……

Ныне же - отступнику от честного и животворящего креста господня и губителю христиан, и примкнувшего к врагам христианства, отступившему от поклонения божественным иконам, и поправшему все священные установления, и святые храмы разорившему, осквернившему и поправшему священные сосуды и образы, подобно Исавру, Гноетезному и Армянину, их всех в себе соединившему - князю Андрею Михайловичу Курбскому, изменнически пожелавшему стать ярославским князем,- да будет ведомо.

Ты же ради тела погубил душу, презрел нетленную славу ради быстротекущей и, на человека разъярившись, против бога восстал. Пойми же, несчастный, с какой высоты в какую пропасть ты низвергся душой и телом!

….. Ты бежал не от смерти, а ради славы в той кратковременной и скоротекущей жизни и богатства ради.

В конце концов все равно умрешь. Почему же ты не презрел слова апостола Павла, который сказал: «Всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему, нет власти кроме как от бога: тот, кто противится власти, противится божьему повелению» А ведь сказано это обо всякой власти, даже о власти, добытой кровью и войнами. Вдумайся в сказанное, ведь мы не насилием добыли царства, тем более поэтому, кто противится такой власти - противится богу2.

Писание твое принято и прочитано внимательно. А так как змеиный яд таишь ты под языком своим, то хотя письмо твое по хитрости твоей наполнено медом и сотами, но на вкус оно горше полыни3.

разве это и есть « совесть прокаженная» - держать свое царство в своих руках, а своим рабам не давать господствовать?... и я человек. Нет ведь человека без греха, один бог безгрешен.

……Русские же самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи. А это по твоему рассуждению « нечестие», когда мы сами обладаем властью, данной нам от бога, и не хотим быть под властью попа и вашего злодейства4?

Вы измену свою творите - в этом ли состоит ваша усердная и верная служба, что бы оскорблять и укорять?

Как же ты не смог понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться?

……Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее5.

Ибо всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым же – милосердие и кротость, злым же – жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так и делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит – для устрашения злодеев и ободрения добродетельных.

Разве ты не сходен с Иудой – предателем?

____

1Памятники литературы Древней Руси. Конец XV- пер. пол. XVI вв. М., 1984., с.23

2Там же с.25

3Там же с.29

4Там же с.31

5Там же с.33

 

 

Неужели же это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же – только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?. И неужели это тьма - когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет1?

И в том ли благочестие, чтобы не управлять царством, и злодеев не держать в узде, и отдаться на разграбление иноплеменникам?

Царской же власти позволено действовать страхом и запрещением и обуздыванием и строжайше обуздывать безумие злейших и коварных людей.

И разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Это совершенно исключено! Как же царь сможет управлять царством. Если допустит над собой бесчестие?

Ты сам своими бесчестными очами видел, какое разорение было на Руси, когда в каждом городе были свои начальники и правители, и потому можешь понять что это такое2.

Потому что русская земля держится божьим милосердием, и милостью пречистой богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами, а тем более не ипатами и стратигами.. Не предавали мы своих воевод различным смертям, а с божьей помощью мы имеем у себя много воевод и помимо вас, изменников. А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить3.

А мук, гонений и различных казней мы не для кого не придумывали; если же ты вспомнишь о изменниках и чародеях, так ведь таких собак везде казнят.

до сих пор русские властители не перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных, а не судились с ними ни перед кем… А всеми родами мы вас не истребляем, но изменников повсюду ожидает расправа и немилость: в той стране, куда ты поехал, узнаешь об этом подробнее. А за ту вашу службу, о которой говорилось выше, вы достойны многих казней и опалы; но мы еще милостиво вас наказали,- если бы мы тебя наказали так, как следовало то ты бы не смог уехать от нас к нашему врагу если бы мы тебе не доверяли то не был бы отправлен в наш окраинный город и убежать бы не смог.

Зла же и гонения несправедливого ты от меня не претерпел, бед и напастей мы на тебя не навлекали, а если какое – нибудь небольшое наказание и было, то лишь зна твое преступление, ибо ты вступил в сговор с изменившими нам4.

Разве ж мы не оценили твоих ничтожных ратных подвигов, если даже пренебрегли известными нам твоими изменами и противодействиями, и ты был среди наших вернейших слуг в славе, в чести и богатстве. Если бы было не так, то каких бы казней за свою злобу был бы достоин ты! И не надейтесь запугать меня, как пугают детей5……

никого мы из своей земли не изгоняли, кроме тех, кто изменил православию. Убитые же и заточенные, как я сказал выше, получили наказание по своей вине. Ничем я не горжусь и не хвастаюсь, и ни о какой гордости не помышляю, ибо я исполняю свой царский долг и не делаю того, что выше моих сил Никаких козней для истязания христиан мы не придумываем, а напротив, сами готовы пострадать ради них в борьбе с врагами не только до крови, но и до смерти. Подданным своим воздаем добром за добро и наказываем злом за зло, не желая этого, но по необходимости, по злым их преступлениям им наказание следует6.

_____________________

1Памятники литературы Древней Руси. Конец XV- пер. пол. XVI вв. М., 1984., с.35

2Там же с.37

3Там же с. 41

4Там же с.57

5Там же с. 69

6Там же с.71

 

 

Господь повелел не противиться злу, ты же и перед смертью не хочешь простить врага, как обычно поступают даже невежды; поэтому над тобой не следует совершать и последнего отпевания.

Поэтому ты и нашел себе такого государя, который – как и следует по твоему злобесному собачьему желанию – ничем сам не управляет, но хуже последнего раба - от всех получает приказания, а сам никем не повелевает1.

 

Второе послание Курбского Ивану Грозному2.

( краткий ответ Андрея Курбского на препространнное послание великого князя московского).

 

Широковещательное и многошумное послание твое получил и понял и уразумел, что оно от неукротимого гнева ядовитыми словами изрыгнуто, таковое бы не только царю, столь великому и во вселенной прославленному, но и простому бедному воину не подобало…

И вместо того чтобы утешить меня, пребывающего во многих бечалях, словно забыл ты и презрел пророка, говорящего.

И так жестоко грызть за глаза ни в чем не повинного мужа, с юных лет бывшего верным слугой твоим! Не поверю. Что это было бы угодно богу. Уже не только единоплеменных княжат, восходящих к роду великого Владимира, различными смертями погубил. И богатство их, движимое и недвижимое, чего не разграбили ещё дед твой и отец твой, до последних рубах отнял, и могу сказать с дерзостью, евангельскими словами, твоему прегордому царскому величеству не в чем не воспрепятствовали. А кроме того скажу, что не подобает мужам благородным браниться, как простолюдинам, а тем более стыдно нам, христианам, извергнуть из уст грубые и гневные слова, о чем я тебе не раз говорил и раньше.

 



2016-09-16 469 Обсуждений (0)
Первое послание Ивана Грозного Курбскому 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Первое послание Ивана Грозного Курбскому

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)