Слово об осуждении еретиков Иосифа Волоцкого
Памятники литературы Древней Руси. Конец XV- нач.XVI вв.М.,1984,с.323-363
Поскольку теперь новоявленные новгородские еретики – протопоп Алексей, поп Денис, Федор Курицин и многие другие рассуждающие подобным образом, - сотворили много зла, которого не высказать устами, ни описать словом, ни объять умом, такую хулу изрекли они на святую животворящую троицу, на пречистую богородицу, на великого Иоанна Предтечу и на все святыни и столько осквернений нанесли они святым божьим церквам, честному животворящему кресту, всечестным иконам и, сотворив столько такого зла, устрашились они ревности православных о благочестии, чтобы, увидев такое зло, не осудили те их на соборе в согласии с божественными установлениями на окончательную гибель в этой жизни и в будущей, поэтому – то и приложили они все силы к тому, чтобы ввести в заблуждение православных, и в намерении напугать истинно верующих изрекли такие речи, что, дескать, не нужно осуждать вероотступника. Ни еретика, ссылаясь в качестве свидетельства на слово господа, который сказал: «Не осуждайте, чтобы и вас не осуждали», и святого Иоанна Златоуста, который говорит, что никого ненужно ни ненавидеть, ни осуждать – ни неверного, ни еретика, и не нужно также еретика убивать, но если необходимо судить еретика или вероотступника, то пусть его судят по царским и гражданским законам, и не монахи, да и не миряне, если не имеют они отношения к суду.1 Зри, яко о семь глаголеть священный Златоусть. Егда невернии еретицы никого же от православных прельщают, тогда не достоить имь зло творити или ненавидети ихь; егда же узрить неверные же и еретики, хотящих прельстити православные, тогда подабаеть не точию ненавидеть их или осужати, но и проклинати и язвити, и сим руку свою освятити.2 Мы же теперь побеседуем о том, что говорит божественный Иоанн Златоуст. Говорит он, что нельзя творить зло или ненавидеть какого - то ни было человека, хоть нечестивого, хоть еретика, пока не приносит он вреда нашей душе.3 Точно так и нам, пастырям и учителям, пасущим Христово стадо, следует поступать. Ведь если увидят они неверного или еретика, никакого вреда не приносящего вреда душам верных, то, вбирая мудрость на лугах книжных сказаний, с миром и кротостью пусть поучают неверных и еретиков. Но если увидят они проклятых еретиков, более коварных, чем все волки, стремящихся погубить Христово стадо и растлить кго еретическим иудейским вероучением, следует им тогда написал он ревность и старание, чтобы не одна овца стада Христова не была похищина дикими зверьми. Вот как говорит об этом священный Иоанн Златоуст. Когда не обольщают никого из православных неверные и еретики, не следует тогда творить им зло или их ненавидеть, но когда мы видим, что неверные и еретики хотят обольстить православных, тогда следует не только ненавидеть их или осуждать, но и предавать проклятью, наносить им раны и тем освящать руки свои. Как сам Иоанн Златоуст указывает, так говоря: Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на площади среди людей хулит Христа – господа, подойди и пресеки. Если и насилие над ним совершить придется, не избегай- ударь по лицу освяти си руку язвой. Святый Иона Богослов: « Не раз говорил я вам, возлюбленные мои, про безбожных еретиков, и снова умоляю, чтобы не объединялись вы с ними ни за едой ни за питьем, ни дружбой, ни любовью: кто это делает, чужим делается Христовой церкви. Если кто и ангельской жизнью живет, но с еретиками связан любовью и дружбой, - чужд таковой господу Христу.4 И много еще такого в божественных сочинениях, что когда еретики, держащиеся каких – либо ересей, не приносят православным вреда, тогда не судят их святые и преподобные отцы наши. Когда же видят они, что неверные и еретики намерены обольщать православных, то осуждают их. Так же должны и мы поступать. … теперь поговорим о том, что тот же великий церковный учитель Иоанн Златоуст говорит, что нельзя убивать еретиков: « Если бы мы убивали еретиков, нескончаемая война была бы во всем мире». Это о епископах, священниках и монахах, о всем церковном причете говорит он а не о царях или князьях, или же о правителях областей.5 О царехь убо и о князех, и о судиях и святии апостоли глаголють, яко они власть прияше от господа бога, во отмщение злодеемь, в похвалу же добротворящих3. О царях же, князьях и судьях говорят святые опостолы, что приняли власть они от господа бога для наказания преступников и поощрения добродетельных. Иоанн Златоуст: « Ведь поставлена гражданская власть на пользу людям богом. Не дьяволом, как утверждают некоторые недостойные, - чтобы не поглотили люди друг друга, как рыбы. Поэтому и говорит святой апостол Петр, что «такова есть божья воля, чтобы ___ 1Памятники литературы Древней Руси. Конец XV- пер. пол. XVI вв. М., 1984., с.325 2Там же с.326 3Там же с.327 4Там же с.326 5Там же с.329 добродетельные обуздывали невежество неразумных людей»1. Если же кто- нибудь скажет, что святые апостолы и преподобные отцы велели, чтобы цари, князья, князья и владыки отмщали злодеям, - то есть убийцам, прелюбодеям, - воровство, разбой и другие преступления совершающим, но не еретикам и вероотступникам, - то ведьсли велено это в отношении убийц, прелюбодеев и совершающих другие преступления, повелено бысть сице, множае паче о еретицах и отступницех подобает тако же апис, яко же видетельствует божественное писание2. подобно же и тому и великий Афанасей глаголеть, яко сии суть еретичестии отроцы, иже глаголют. Иже яко не подобает гораздо нужней, чтоб было так с еретиками и вероотступниками, как свидетельствуют об этом божественные тексты. Так, в тех божественных правилах, которые являются гражданскими законами, говорится о неверных и еретиках вот что: « Кто удостоился святого крещения и отступил от православной веры, стал еретиком или приносил языческие жертвы. Тот подлежит смертной казни». Ведь очевидно, что следует не только осуждать, но и предавать жестоким казням, и не только еретиков и вероотступников: знающие про еретиков и вероотступников им не донесшие судьям, хоть и сами правоверны окажутся, смертную казнь примут3. Вот что говорит и как поучает Афанасий Великий о совершающих смертные грехи: « Грех, который тяжелее и страшнее всех грехов смертных, - это впасть в ересь и отвратиться от Христа», - так вот говорит божественный Афанасий. Да и великий Иоанн Златоуст в своих сочинениях говорит: « Царский суд и гражданские законы обуздывают произвол неразумных людей, творящих смертные грехи и губящих душу и тело4. И вот что: если они совершат зло, грех падает на душу того, кто допускает это, то есть на царя, на князя, на правителя области. Если недостойным людям дадут они власть, спросит с них за это господь бог в страшный день второго пришествия Христа. Вот почему цари и властители должны попечение имети, яко да будуть отмстители Христу на еретики8. Вот так и все святые и преподобные богоносные отцы наши, пастыри и учители молили благочестивых царей и князей, чтобы истребляли еретиков5… ведь так и поступали и пророки, и праведники, и благочестивые цари в Ветхом завете: если видели они, что кто- нибудь отступил от господа бога вседержителя, то либо мечом убивали его. Либо молитвой низвергали6. А в новом завете апостол Петр силою молитвы предал смерти Симона - волхва, основателя ереси. Подобным же образом святой Иоанн Богослов молитвою утопил в море Кунопа – волхва. Следуя этим божественным пророческим и апостольским текстам и преданию, благочестивые и православные цари и иерархи отправляли в заключение и подвергали жестоким казням вероотступников и еретиков. Впервые великий цесарь, равный апостолам, Константин установил в своем государстве закон, чтобы предавать насильственной смерти того, кто не верит в святую и животворящую Троицу, а собственность его отдавать на разграбление. И святые отцы на Первом соборе не воспрепятствовали, чтобы так было7. Теперь скажем и том, что говорят еретики, - что если и следует, дескать, судить и осуждать еретиков и вероотступников, то лишь царям, князьям, иерархам и правителям областей, а не монахам, которые отрекались от мира и всего, что в мире, а им следует только ______ 1Памятники литературы Древней Руси. Конец XV- пер. пол. XVI вв. М., 1984., с.325 2Там же с. 337 3Там же с.339 4Там же с 341 5Там же с 343 6Там же с 343 7Там же с 347
собой заниматься и не судить никого – ни еретиков, ни вероотступника. Таким образом, князья и военноначальники, частные лица - мужчины и женщины – и каждый православный, осуждая вместе с архиереями и священниками еретиков, составили божественные правила, наставляемые живым и животворящим духом. К тому же и гражданские законы прибавили они к божественным правилам, по которым еретиков не только осуждают, но подвергают проклятиям и жестоким казням1.
Послание Иосифа Волоцкого княгине Голениой2.
Если же умирают совершеннолетними, но молодыми, то потому, что бог предвидит их склонность жить злой и лукавой жизнью и быти созданиями дьявольскими. В этих случаях бог призывает их к себепрежде времени, чтобы их родители вразумились и те богатства и имения, которые хотели приготовитьдля них, раздавали нищим и убогим, и божьим церквам, еже о них да раздають, тако с чады своими царствия вечнаго получать3. Что ты писала: «Давать двадцать рублей за семь лет- то грабеж, а не милостыня», - так это не грабежэто мы с тобою заключаем добровольное соглашение, по воле твоей и по нашей, а если тебе угодно, то мы так и сделаем, а не угодно – не сделаем. Так мы заключали соглашения и прежде с теми, кто писались в годовое поминание. А грабежом этого никто не называл, ибо ведомо всем, и тебе ведомо: даром священник ни одной обедни, ни панихиды не служит. Да чтобы служить со своими просфорами. И вином, и тимьяном и свечами и кутьею, и кануном, и притом вечно пока монастырь Пречистой стоит, - для этого священникам, клирошанам и всей братии нужно ежечасно иметь попечение, как и обо всем, что для этого надобеть4. Даже если давать по одной деньге за обедню – на год выйдет мало, не хватит даже на то, о чем мы писали. А сверх того еще панихиды, да заупокойные литии, нужен еще мед и воск, да просфоры, да фимиам – если их считать, то не хватит и по полуденьге на обедню, а у нас идет священникам за всякое богослужение по четыре деньги каждому, а в простые дни по две деньги. По всем монастырям и по соборным церквам вписывают в годовое поминание, заключив для этого договор. А князь Семен Иванович бельский прислал двести рублей и велел узнать, где монастырю можно купить землю, а велел писать в годовое поминание отца, мать, да себя третьим. Да и все, кто писались в годовое поминание, навеки записаны в синодике – как их поминать, и как за них плата, и кто что дал на свое поминовение, - чтобы это никогда не было забыто5.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1002)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |