ВОДНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Цель: Формирование знаний обучающихся об особенностях водных поверхностей Белгородской области Задачи: 1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися темы «Водные поверхности Белгородской области». 2. Продолжить формировать умения работы с различными источниками информации, анализировать полученную информацию, структурировать, выявлять главное. 3. Воспитывать умение работать в малой группе, развивая такое качество как, взаимопомощь, культура общения. 4. Содействовать нравственно-ценностному отношению школьников к водным ресурсам Формируемые УУД: Личностные: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представления о водных поверхностях Белгородской области. Регулятивные: принимать учебную задачу урока, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: формирование умения поиска информации по карте; обучение работе с информацией, представленной в презентации; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Основные понятия: водные поверхности (реки, пруды, водохранилища, озёра, болота). Оборудование и инструменты: 1)физическая карта Белгородской области, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран; 2) рабочая тетрадь, атлас Белгородской области, рисунок дерева, оценочный лист. Ход урока I. Организационный этап. Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас! Проверьте вашу готовность к уроку: рабочая тетрадь, атлас, письменные принадлежности. Перед каждым из вас на столе лежат оценочные листы, которые вы должны будете последовательно заполнять в ходе урока. Каждое правильно выполненное задание оценивается одним баллом. За неправильное задание баллы не начисляются. Затем все баллы суммируются, и вы получаете оценку за урок. Задания вы выполняете в тетрадях. На уроке вы пользуетесь объяснением учителя, картами атласа. На экран проецируется учебная презентация, которая тоже поможет вам усвоить новый материал. Желаю вам успехов! II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. - Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение природы родного края. - Прослушайте стихотворение: Поля, леса, и горы, И водные просторы Есть, ребята, на Земле В краю любом, в любой стране Про водные просторы Узнаешь очень скоро… - О чем пойдёт речь на нашем уроке? - Что такое водные просторы? - Почему их называют ещё водными поверхностями? (они находятся на земле, а не внутри) - Что можно отнести к водным поверхностям? (реки, озёра, болота, моря, океаны…). - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - А какие водоёмы встречаются на территории Белгородской области мы узнаем на нашем уроке. III. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. 1. Отгадайте загадку: Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик - в роднике, А широкий - в море. (Река) Реки - одно из самых больших богатств Белгородской области. Неоценимо велико значение рек в природе, одном хозяйстве, в жизни общества. Большинство рек берут начало на территории области, плавно пересекают равнины. Реки участвуют в круговороте воды в природе, смягчают климат. Трудно переоценить значение рек в жизни человека. Они - источники водоснабжения промышленных предприятий и различных отраслей сельского хозяйства; они питают живительной влагой поля и сады, обеспечивая высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Велика роль рек в рыбном хозяйстве. Реки Белгородской области образуют сравнительно густую сеть, но водность их невелика. По ее территории протекают 480 рек и ручьев общей протяженностью более 5 тыс. км. Преобладающая часть рек относится к категории малых, имеющих протяженность от 10 до 100 км. Рек длиной более 100 км в области четыре: Оскол (220 км), Ворскла (118 км), Северский Донец (110 км) и Тихая Сосна (105 км). Все реки, за исключением р. Оскол, берут начало внутри области на южном склоне Среднерусской возвышенности. Более 90 рек являются притоками р. Дон и относятся к бассейну Азовского моря, 39 рек - притоки р. Днепр, относятся к бассейну Черного моря. Работа в тетради. - А теперь откройте ваши рабочие тетради и выполните задание № 1 - Сверьте правильность выполнения задания со слайдом, поставьте балл, если нет ошибок. 2) Отгадайте загадку: Что за рыбное местечко? Но не озеро, не речка, Там семьей бобры живут, Дом родной им старый... (пруд) В Белгородской области насчитывается свыше 1100 прудов и 4 водохранилища. Большинство их создано путем перегораживания земляными плотинами балок, лощин, ручьев и небольших рек. Питание прудов осуществляется главным образом за счет талых весенних вод, частично за счет летне-осенних осадков. Пруды в основном используются для водоснабжения, разведения водоплавающей птицы, рыбоводства и различных бытовых целей. С развитием промышленности, сельского хозяйства, улучшением быта населения в городах и сельской местности расход воды значительно возрастает. Поэтому возникает необходимость в регулировании поверхностного стока, прежде всего речного. С этой целью в области построены 4 крупных водохранилища: Солдатское (Ракитянский район), Моравинское (Чернянский район), Старооскольское (Старооскольский район) и Белгородское — вблизи Белгорода. Работа в тетради. Работа в группе. - А теперь в рабочих тетрадях выполните задание № 2 (Отчёт групп) 3) - Отгадайте загадку: Стоит корыто Полно воды налито. (Озеро) Озера. Озер в области сравнительно немного. В основном они находятся в поймах рек. В долинах Ворсклы, Северского Донца, Тихой Сосны, Оскола и других рек насчитывается несколько сотен преимущественно малых пойменных озер. Они имеют вид узких и вытянутых полос длиной от нескольких десятков метров до нескольких километров. Пойменные озера в период весеннего половодья соединяются с реками, и после паводка их чаши наполнены талыми водами. Летом в результате испарения они теряют много воды, а наиболее мелкие и вовсе пересыхают. Осенью уровень воды заметно повышается за счет атмосферных осадков. Вследствие небольших размеров и маловодности они не имеют народнохозяйственного значения. Работа в тетради. - Теперь в рабочих тетрадях выполните задание № 3 -Сверьте правильность выполнения задания со слайдом, поставьте балл, если нет ошибок. 4) - Отгадайте загадку: Не вода и не суша- На лодке не уплывёшь И ногами не пойдёшь. (Болото) Болота. Заболоченность территории Белгородской области невелика. Болота распространены главным образом по пониженным днищам речных долин (приречные), в местах выхода ключей у подножия склонов (присклоновые), по краям прудов и пойменных озер — то есть там, где имеются благоприятные условия для застоя поверхностных и ключевых вод. Это преимущественно низменные болота, поросшие травянистой растительностью. Встречаются и верховые (или сфагновые), наиболее известное из которых так называемое Моховатое болото, расположенное близ города Грайворон. Его покрывает белый торфяной мох сфагнум. Это растение характерно для заболоченных территорий севера нашей страны, а в Белгородской области встречается чрезвычайно редко. Озеро-болото Моховатое, которое находится в четырёх километрах западнее города Грайворона. Известно, что оно находится в котловине, оставленной древним ледником, здесь встречаются уникальные растения: мох сфагнум, сальвиния плавающая, сабельник болотный. В 1978 году озеро-болото Моховатое причислено к памятникам природы и взято под охрану государства. Многие болота и заболоченные земли после проведения мелиоративных работ могут быть использованы в сельском хозяйстве для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур, особенно овощных. Работа в тетради. - А теперь в рабочих тетрадях выполните задание № 4 Выйдите по одному человеку из каждой пары к доске и покажите свои знаки. Поставьте каждый в свой оценочный лист балл за это задание. IV. Этап обобщения и систематизации. Работа в тетради. а) (1 ученик работает у доски на отвороте по заготовке) - А теперь в рабочих тетрадях выполните задание № 5 -Сверьте правильность выполнения задания с доской, поставьте балл, если нет ошибок. б) В рабочих тетрадях выполните задание № 6 -Сверьте правильность выполнения задания со слайдом, поставьте балл, если нет ошибок. V. Этап подведения итогов учебного занятия и выставление оценок. - Возьмите свои оценочные листы и поставьте итоговое количество баллов. - Как вы считаете, справились ли мы с теми задачами, которые поставили в начале урока? - Какими новыми знаниями вы бы поделились с друзьями, родителями? VI. Этап информации о домашнем задании. 1) Найти стихи о крупных реках Белогорья. 2) Предложите оригинальные варианты охраны рек. VII.Этап рефлексии. - Перед вами рисунок флажков. Каждый флажок это позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив в соответствующий цвет. Зеленый – для меня тема была важной и интересной. Желтый - узнал много нового. Красный - мне было трудно. Черный - для меня было не достаточно информации. Гончарова Т.В., Шиянова И.В. Урок № 7
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1333)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |