Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV. Обобщение изученного краеведческого материала



2016-09-16 493 Обсуждений (0)
IV. Обобщение изученного краеведческого материала 0.00 из 5.00 0 оценок




Учитель: Чему же был посвящен наш урок?

Что мы узнали о растительном мире родного края?

Предполагаемый ответ учащихся: Растительный мир Белгородской области очень богат. Существуют растительные сообщества леса, луга, степи, водоёма. На территории края много лесов. Многие растения нуждаются в охране. Для сохранения видового разнообразия растений созданы заповедники.

Учитель:

- К какой природе принадлежат растения (живой или неживой)?

- Какие деревья, кусты, травы, произрастающие в нашем крае вы знаете?

- Какие растения растут в лесу? На лугу? На воде?

- Что дают растения людям?

Учитель: Верно всё, что вы сказали. Закончить наш разговор мне хочется словами: “Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Кто согласен с этими словами и почему?

Выслушиваются ответы детей.

VI. Домашнее задание(на выбор учащихся).

1. Выполнить понравившееся задание из рабочей тетради.

2. Составить кроссворд «Растительный мир Белгородской области»

3. Составить «Правила друзей леса», «Правила друзей луга», «Правила друзей водоёма».

V. Рефлексия(способность познавать себя и других с помощью логического анализа). (слайд 9)

Посмотрите на слайд, выберите любую строчку и продолжите предложение:

- «Моё внимание на уроке привлекло …»

- «На уроке мне запомнилось …»

- «Мне удалось на уроке …»

- «Захотелось ещё узнать о …»

VI. Итог урока

· Урок понравился? А чем?

· Оцените свою работу и работу коллективную. (слайд 10)

Тимакова Н.Е.

Урок № 2

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ – ЛУГ

Цели:

1.Оорганизовать деятельность учащихся по формированию у них

представления о луге как о природном сообществе;

2. Способствовать формированию УУД: узнавать изученные объекты живой и неживой природы природного сообщества - луга, проводить простейшую классификацию изученных объектов луга на основе их существенных признаков, использовать дополнительный материал в процессе изучения нового материала, обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой луга, использовать их для объяснения бережного отношения к природе, инициативное сотрудничество;

3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

Материально – техническое оснащение образовательного процесса: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки с заданиями для парной работы, учебник, хрестоматия, гербарии луговых трав, картинки с изображением животных луга, атласы родной природы «Луг».

Межпредметные связи:музыкальное искусство, литературное чтение.

 

Ход урока

I. Организационный момент. (слайд 1)

- Здравствуйте, ребята. Встали все ровненько, спинки выпрямили, улыбнулись мне и друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке. Голова мыслит ясно.

Сейчас я начну учиться. Я хочу учиться.

Я радуюсь этому. Я очень хочу учиться.

Внимание моё растёт. Я готов к работе.

Память моя крепка. Я работаю.

II. Постановка проблемы и объявления темы урока. (слайд 2)

- Посмотрите на слайд. Вы видите изображение местности Белгородской области, поросшей травой. Чем эта местность отличается от леса?

(Дети сравнивают растительный и животный мир, находят общие черты и отличия)

- Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой,

Он жёлт, и синь, и ал!

- Что же это за ковёр?

(Луг)

- Ребята, предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

(О луге Белгородской области)

III. Работа по теме урока.

1. Беседа «Луга в природе». (слайды 3 - 4)

- Кто из вас бывал на лугу? Расскажите о своих впечатлениях.

(Ответы детей)

- Как вы думаете, что такое луг?

(Луг – это безлесый участок земли, на котором растут только травы).

- Ребята, если рядом с лугом находится речка, что с ней бывает весной?

(Может выходить из берегов).

- А с лугом?

( Его заливает, затапливает вода).

-Как вы думаете, как называется такой луг?

(Луга, которые заливаются водой, называются заливными).

- Луга, вблизи которых нет рек, или, которые находятся вдали от рек, называются суходольными.

2. Знакомство с природным сообществом Белгородской области – лугом. (слайд 5)

- Что такое природное сообщество?

(Природное сообщество – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды)

- Можно ли сказать, что луг – природное сообщество?

- Давайте докажем это.

Что растёт?

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Что ещё?

Гвоздика, смолка,

Колокольчик,

Хвощ – как ёлка.

А ещё?

Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Граммофончики-вьюнки,

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

Г. Лагздынь

- Какие цветы растут на лугу? Что вы о них знаете? (слайд 6)

(Ромашка, лютик, василёк, колокольчик)

- Какие травы растут на лугу? (слайд 7)

(Тимофеевка, люцерна, мятлик, ежа)

- У вас на столах гербарии. Рассмотрите их. Что вы можете сказать о травах луга? О листьях? Зачем листьям такое приспособление: узкая и длинная форма?

( Листья у луговых трав узкие и длинные. С поверхности таких листьев меньше испаряется влаги, но в тоже время они получают солнечное тепло, а лучи солнца не обжигают поверхность листа)

- Как вы думаете, различаются ли луговые растения по времени своего цветения? (Да)

- Ребята, на лугу кроме полезных растений встречаются и ядовитые. Запомните их: калужница, лютик, семена мышиного горошка. (слайд 8)

- Много тайн хранит мир растений. С незапамятных времён человек знал растения, пользовался их плодами и целебными свойствами.

- Перед вами на карточках растения – работа в парах. Выберите из них лекарственные. (слайд 9)

(Тысячелистник, крапива, мать – и – мачеха, одуванчик, подорожник, ромашка)

- Как человек использует их в медицине?

(Ответы детей)

Физкультминутка. (слайд 10)

1,2,3,4,5 –

Вышли дети погулять. (Ходьба на месте)

Остановились на лугу.

Я вперёд быстрей бегу. (Два шага вперёд)

Лютики, ромашки, розовые кашки

Собирал наш дружный класс. (Наклоны вперёд)

Вот какой букет у нас! (Руки вытянуты вперёд)

- Прекрасен луг, на котором растут такие красивые цветы, травы, лекарственные растения. Наша задача – сделать его живым. Что для этого необходимо? (слайд 11)

(Поселить на луг животных)

- Какие насекомые, птицы, животные обитают на лугу?

(Шмель, кузнечик, бабочки, божья коровка, жаворонки, совы)

- Что вы о них знаете?

- Как животные луга приспособились к жизни на лугу?

(Они небольшого роста и размера, защитная окраска)

- Как вы думаете, чем питаются животные луга?

(Соком растений, нектаром, комарами, мошками…)

- Ребята, как вы думаете, может ли луг существовать без пчёл, бабочек?

(Нет, так как не будут опыляться растения и не будет урожая)

- Знаете ли вы, что… (слайд 12)

-Крот настолько прожорлив, что, если ему не удастся пообедать в течение всего лишь 12 часов, он может умереть.

- В мире насчитывается 750 тысяч видов насекомых

- Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду, а голубь только 9. За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков.

- Что дают луга человеку?

(Продукты, ягоды, сено для домашних животных, место отдыха)

- Какие меры предосторожности надо соблюдать при заготовке сена на лугах?

(Косить траву после того, как поспеют семена, чтобы при косьбе они упали на землю)

- Какую работу проводят работники сельского хозяйства на лугах?

(Подсевают полезные травы: люцерна, клевер)

- Трава лугов является незаменимым кормом для скота. Луговые травы развиваются особенно быстро, поэтому за лето их скашивают два, а то и три раза. (слайд 13)

- Какие правила мы должны соблюдать на лугу? (слайды 14 - 15)

(Не шуметь, подходить к насекомым так, чтобы на них не упала тень, нельзя делать резких движений, чтобы не спугнуть, нельзя трогать животных…)

- Как вы думаете, почему нельзя выжигать сухую прошлогоднюю траву?

(Погибают подземные части растений. Эти растения исчезают с лугов. Могут погибнуть божьи коровки, птицы…)

- Представьте себе ситуацию: «Вы любите слушать музыку и взяли с собой магнитофон. Вы идёте по лугу, и музыка гремит рядом с вами. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?

(Рядом находятся насекомые, птицы, животные…)

- Ребята, закончите предложения. (слайд 16)

Хочешь услышать – стань (невидимым, неслышимым, затаись)

Хочешь увидеть - стань (невидимым, неслышимым, затаись)

Хочешь узнать - стань (невидимым, неслышимым, затаись)

Н. Сладков

- О каком правиле идёт речь?

(На лугу соблюдай тишину).

-Луга – стол и дом для животных, насекомых, птиц. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране. МОЖНО ли назвать луг природным сообществом? (слайд 17)

(Да, так как на лугу совместно обитают разнообразные животные и растения. Они тесно связаны между собой и зависят друг от друга.)

IV. Первичная проверка понимания изученного

- Вот мы и познакомились с природным сообществом ЛУГ. А сейчас давайте повторим то, что изучили.

1. Найди ошибку – работа на рабочих листах – в парах. (слайды 18 - 19)

- Сколько здесь трав! Наиболее часто встречаются тимофеевка, мятлик, ель. Всякие есть цветы: белые, красные, желтые, лиловые. У каждого цветка, у каждой травинки есть свои названия. Ромашка, клевер, колокольчик, роза. Какие красивые цветы! В цветках копашатся шмели, пчёлы, колибри. С цветка на цветок порхают бабочки. В воздухе кружатся стрекозы, муравьи. А внизу на земле бесчисленное множество жуков. Благодаря зелёной окраске трудно различить среди травянистых растений кузнечиков. Только раздающееся стрекотание выдаёт их присутствие. Обилие растительной пищи и насекомых привлекает сюда птиц.

2. Задание по выбору – работа на рабочих листах – в группах. (слайды 20 -21)

- Продолжи цепь питания:

Растение тля …

(Божья коровка)

- Исправь ошибку:

Сок растений комары стрекозы

(муха)

V. Итог урока. (слайд 22)

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь – цветы вокруг

Да по колено травы.

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

- О каком природном сообществе мы говорили на уроке?

- Что каждый из нас может сделать для того, чтобы луг не стал безмолвным и пустынным?

- Хотелось бы вам поделиться этими знаниями с ребятами вашей школы? Подумайте, как можно это сделать?

(Рассказать, выпустить газету…)

VI. Домашнее задание (на выбор). (слайд 23)

1. Сообщение о растениях и животных луга Белгородской области

2. Мини – исследование на тему «Можно ли сказать, что коровы, лошади, козы, пасущиеся на лугу, - животные природного сообщества луг?»

VII. Рефлексия. (слайд 24)

Закончите предложение:

· Я работал с …… настроением

· Я….. доволен собой

· Я испытывал трудности, когда…

· Мне помог (или помогли) эти трудности преодолеть…

Заблоцкая Е. В., Лисовенко С. В.,

Урок № 3



2016-09-16 493 Обсуждений (0)
IV. Обобщение изученного краеведческого материала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV. Обобщение изученного краеведческого материала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)