ЖИВОТНЫЙ МИР БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ. Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с животным миром
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с животным миром Белгородской области, способствовать воспитанию бережного отношения к природе, любви ко всему живому. Планируемые результаты: личностные УУД: проявляют стремление к успешности в учебной деятельности; метапредметные УУД: регулятивные – понимают цель и смысл выполняемых заданий; познавательные – понимают содержание изучаемого материала, коммуникативные - понимают содержание вопросов и высказывания учителя и сверстников, уважают мнение собеседников; предметные УУД: научатся различать животных, живущих в нашей области. Оборудование:ПК, презентация «Животный мир Белгородской области», рабочая тетрадь, проектор. Ход урока I. Организационный момент. На фоне звучания музыки «В мире животных» учитель читает стихи: В мир животных музыка нас позвала, На чудеса настроить нас смогла. II. Подготовка к восприятию материала урока. Сообщение темы урока. Новую тему сейчас мы начнем. Много неизвестного в ней мы найдем. Хочется тему урока узнать? Я вам предлагаю ее угадать. Они повсюду нас окружают: Прыгают, плавают, в небе летают, В земле притаились, снуют под ногами… Кто же они, ведь живут рядом с нами? - Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке? (Выслушиваются ответы учеников). – Ребята, кто из вас любит путешествовать? Велика и прекрасна наша страна Россия, занимает она огромную территорию. Мы уже с вами совершали заочные путешествия по городам нашей страны, а сегодня отправимся в путешествие по нашей малой родине, не выходя из класса. Мы с вами познакомимся с животными, которые живут в Белгородской области. III. Изучение нового материала. 1. Работа в парах в тетради - Прежде чем начать наше путешествие давайте вспомним правила поведения в лесу. Заполните таблицу № 1 «Экологические правила». 2. Путешествие в далекое прошлое. Рассказ учителя и заранее подготовленных учащихся Учитель. Формирование фауны Белгородской области происходило в условиях своеобразной природы ее территории - в зоне перехода от леса к степи. Поэтому животный мир и слагается здесь из смеси степных видов и видов, характерных для широколиственных лесов. Еще в недалеком прошлом, когда в нашем крае существовали непроходимые леса и широкие дикие степи, мир копытных и мелких животных здесь был довольно богатым. Сейчас, даже трудно представить, что в середине XVIII столетия в наших, местах могли водиться дикие лошади - тарпаны, а, по-видимому, в более позднее время, сайгак. Однако в результате длительного и неустанного истребления лесного массива и распашки; лесостепь почти совершенно была обезлесена. Вследствие этого исчезли такие крупные лесные звери, как медведи, рыси и другие. Поэтому охота на полезных животных стала строго ограничена, а на редких - совершенно запрещена. (слайд 3) В настоящее время на территории Белгородской области насчитывается 60 видов млекопитающих, 40 видов рыб, 20 видов земноводных и пресмыкающихся, 250 видов птиц, а всего известно 6000 видов животных, среди которых особенно многочисленна фауна беспозвоночных. Учитель: Назовите признаки млекопитающих. Ученик 1. (слайд 4). В составе млекопитающих значительное распространение получили копытные. Наибольшую достопримечательность представляют лоси. Они стали известны в лесах Белгородчины в пятидесятые годы. Эти красивые жители тайги в своем движении на юг быстро размножились, распространились в нашем крае и стали обычными животными. Этому в огромной степени способствовала строгая охрана их. Ученик 2. Из Воронежского заповедника совсем недавно в наши места пришли европейские олени. Почти во всех дубравах широко расселились дикие кабаны. Древнейшие предки домашних свиней были почти полностью истреблены. Благодаря запрету охоты и усиленной охране за короткое время стадо этого сильного зверя достигло 2500 голов. Ученик 3. Во всех крупных, особенно южных, лесах области в начале текущего века водилось много диких коз. Эти небольшие грациозные животные очень пострадали в годы минувшей войны. Сохранились они главным образом в заповедной дубраве «Лес на Ворскле». Тщательная забота о них позволила увеличить их численность. IV. Физминутка. Бобер в бору затеял бал, Бобер на бал гостей позвал: Белочки во флейты дуют, Польку бабочки танцуют, Даже тихий барсучок Туфельками чок да чок! А. Пудваль V. Продолжение работы по теме урока. Учитель: Каких животных называют хищниками? Ученик 4. (слайд 5) Из отряда хищных млекопитающих назовем прежде всего волка, лисицу, енотовидную собаку. Волки живут как в лесистых, так и в степных местах. Особенно размножились они в годы Великой Отечественной войны, когда охота на них не велась. В молодых лесных насаждениях, по перелескам, в приречных кустарниковых зарослях, по закрытым балкам водится красная лисица. Она является важным промысловым видом. Акклиматизировалась в нашем крае енотовидная амурско-уссурийская собака. Этот пушной зверь стал даже ощутимым вредителем. На него разрешена охота. Ученик 5. (слайды 6-7). Встречается несколько видов куньих — каменная куница, хорек, европейская норка, барсук, горностай и ласка. Эти редкие животные находятся под строгой охраной закона. Ученик 6. (слайд 8). Распространены в области грызуны. К ним относится много различных млекопитающих. Одни из них полезны человеку, другие — вредны. В значительном количестве в открытых, кустарниковых местах и по опушкам леса водится - заяц-русак, являющийся ценным объектом охотничьего промысла. У воды обитают бобры. В широколиственных лесах целого ряда районов области раньше обитала белка. Теперь она — редкость. По всей области широко распространены суслики. Вред, наносимый ими хлебным полям, общеизвестен. С сусликами ведется постоянная борьба. В степных районах области довольно часто встречаются слепыши. Изредка на юго-востоке области попадаются тушканчики. Большой вред, особенно в годы массового размножения, наносят зерновым культурам распространенные по всей области мышевидные грызуны. Учитель: Какие еще грызуны обитают в нашей местности? Ученик 7. (слайды 9 -10) Из насекомоядных в Белгородской области обитают различные землеройки, и ежи. Рукокрылые представлены двумя видами летучих мышей. Ученик 8. Немало в области амфибий и рептилий — лягушек, жаб, ящериц, ужей и др. Встречаются болотные черепахи! Учитель (слайд 11). Из рыб, обитающих в водоемах области, десять видов являются промысловыми. Широко распространено семейство карповых. В крупных реках и прудах области вылавливают такую довольно ценную рыбу, как сазан. Культурная форма — зеркальный карп. В пойменных озерах, старицах и прудах водятся караси. Ценной промысловой рыбой является лещ. Обитая в тихих реках области, он иногда достигает крупных размеров. В слабопроточных, стоячих, заросших, прогреваемых илистых водоемах обитает линь. В реке Оскол обитает судак, в больших реках бывает сом, очень редко — налим. В водоемах области есть плотва, красноперка, окунь, ерш. Учитель: Назовите признаки птиц. Ученик 9. (слайд 12). Очень богат и разнообразен в области мир птиц. Многие птицы — спутники и друзья человека. Они помогают ему в борьбе с вредителями культурных растений. Многочисленны певчие птицы. Они украшают нашу природу. Половина птиц приходится на лесные виды, среди которых преобладает отряд воробьиных. Некоторые птицы являются охотничье-промысловыми (серая куропатка, перепел, утка-кряква, кулик, бекас и др.). Охота на них проводится в строго установленное время. Учитель: На полях и в лесах обитает множество насекомых. Среди них немало полезных, но большинство — вредители культурных растений. Заботливое отношение к птицам — важное средство борьбы с насекомыми-вредителями. Большая и полезная работа школ области по охране пернатого населения края — благородное, очень нужное природоохранительное мероприятие. VI. Фронтальная работа. Учащиеся выполняют задание № 3 в тетради. VII. Рефлексия. (На доске картинка, изображающая ступеньки к вершине знаний.) - С помощью сигнального кружка покажите, на какой ступеньке вы оказались по уровню полученных знаний на этом уроке. (Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.) VIII. Итог урока. - Что нового для себя вы сегодня узнали? - Почему нужно знать животный мир своей области? IX. Домашнее задание. -Отгадать загадки и доказать, что отгаданное слово обозначает животное. Тетрадь по краеведению, задание № 2. Кунцева Т.Е., Храмченко Е.В. Урок № 4
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (521)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |