Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ



2016-09-16 1069 Обсуждений (0)
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: содействовать расширению знаний обучающихся о воде, как об одном из самых важных условий жизни на Земле и водных ресурсах Белгородской области.

Задачи:

1.Создать условия для формирования представления о воде, как одной из главнейших форм и источников жизни на Земле, разнообразии видов водоемов Белгородской области.

2.Способствовать осознанию особой важности воды для всего живого на Земле.

3.Прививать навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.

Формулируемые УУД:

Личностные: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, расширять представления о водных ресурсах Белгородской области.

Регулятивные: принимать учебную задачу урока, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные: обучать работе с информацией, представленной в презентации; формировать умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач; устанавливать причинно- следственные связи, наблюдать, анализировать, рассуждать.

Коммуникативные: планирование способов сотрудничества в поиске и сборе информации, выбор определенных форм поведения во взаимоотношениях с одноклассниками.

Методы и приемы проведения:

- методы словесной передачи и слухового восприятия (словесные методы: беседа, рассказ);

- методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наглядные методы: демонстрация презентации, работа с картой);

- практические методы: решение экономических задач, выполнение заданий);

- проблемно-поисковый метод;

- метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся через использование источников информации.

Оборудование:В. В. Иванов «Школьный словарь иностранных слов», мультимедийный проектор с экраном, муляжи капель воды, тетрадь, капельки синего и серого цвета для рефлексии, презентация.

Ход урока

I. Организационный этап. Психологический настрой.

Учитель: Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наши улыбки украсят наш класс, и ничто не омрачит наше настроение.

Посмотрите на слайд 1, прочитайте выражение (С маленькой удачи начинаются большие успехи) Так пусть и нам сегодня сопутствует успех!

II. Определение темы и цели урока.

Учитель: Посмотрите на слайд 2, вы видите ребус. Назовите слово, которое я зашифровала.

(Вода)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О воде) А что такое «вода»? (Жидкость без цвета и запаха) (слайд 3)

22 марта во всем мире отмечается «Всемирный день водных ресурсов», который был учрежден участниками конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г.

- Знаете ли вы, что такое ресурсы? Давайте в «Школьном словаре иностранных слов» посмотрим значение этого слова.

Ученица: (Читает) «Ресурсы – это средства, запасы, источники чего - либо»

Работа в тетради

Задание 1. Закончите выражение: «Водные ресурсы – это….»

Учитель: «Всемирный день водных ресурсов» - праздник всех живущих на Земле людей, а значит, и наш с вами. Поэтому, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о ее Величестве Воде и о том, какие водоемы находятся на территории Белгородской области.

1. Этап актуализации субъектного опыта обучающихся

Беседа о значении воды в жизни живых организмов

Учитель: Вся наша планета раскрашена в различные цвета. (слайд 4)

-Какой цвет преобладает? Почему нашу планету называют голубой планетой? Большая часть поверхности Земли покрыта океанами, морями, реками, озерами. Суша занимает на ее поверхности лишь третью часть.

Россия находится на втором месте в мире по запасам воды после Канады. Наша страна обладает пятой частью мировых запасов пресной воды. И это делает Россию одной из самых богатых в этом отношении государств мира. На ее территории находятся сотни рек, озер и прудов. Ее берега омывают несколько океанов и морей.

Учитель: В каком виде вода находится в воздухе? Где на поверхности Земли встречается вода? Как вода служит человеку? Нужна ли она животным и растениям? (слайд 5)

Учитель: Нависли тучи над селом-

И разразился в небе гром!

Катился гром, гремел, ворчал

На всех, кого в пути встречал.

На землю шляпкою гвоздя

Упала капелька дождя. (слайд 6)

Прослушивание песни «Золотые капельки» (Музыка и стихи Н. Жемайтук)

Игра «Оживи каплю». Работа в группах.

(Каждой группе выдается муляж капельки из бумаги.)

Задание: Вода начинается с небольшой капельки. Представьте, что вы капелька дождя. Обсудите в группах и расскажите, куда упала ваша капелька и какую пользу она может принести природе, человеку? Ответ начинайте с фразы: «Я – капелька дождя….» (слайд 7, звуки дождя)

Учитель: В каком состоянии вода может находиться в природе? (слайд 8)

- Есть ли на нашей планете подземные воды?

- Как называется выход подземных вод на поверхность Земли? (Родник, источник, ручей)

(Звуки «Журчание ручья»)

III. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Учитель: Весной, когда тает снег, или летом после дождя маленькие ручейки соединяются в большие, а те, в свою очередь, текут дальше, и образуют большие потоки, которые условно можно называть речкой. Каждый такой поток воды на своем пути принимает воду из других ручейков и становится все обширнее. Так рождаются маленькие речки. В природе даже очень большие реки часто начинаются с маленьких ручейков и родников.

Работа в тетради

Задание 2. Заполнение схемы реки. Работа в парах.

Назовите части реки (Русло, приток, устье, исток, правый и левый берег). Обсудите в парах, как называется каждая часть реки, и обозначьте их на схеме.

Проверка: (слайд 10)

- Как называется начало речки? ( Исток)

- Как называется углубление, по которому течет река? ( Русло)

- Что такое притоки? (Другие реки или ручьи, впадающие в реку)

- Назовите место впадения реки в море, озеро или водохранилище.

(Устье)

– Какие бывают берега у реки? (Левый и правый).

Реки Белгородской области.

В древности по территории нашей области шел водный путь из Днепра в Дон. И не удивительно, что в далеком 16 веке наши предки выбрали для строительства города-крепости живописные берега полноводного Северского Донца и Везелки. 1780-1800 годы были временем расцвета судоходства наших рек, доказательством этому служат попадающиеся в реках остатки якорей, судов. Еще в прошлом веке, во время весеннего половодья реки выходили из берегов, затапливая улицы города.

В наши дни речная сеть области имеет в длину 5000 км, насчитывает 480 рек и ручьев. Большинство рек Белгородской области относятся к малым рекам. Самые крупные из них – Северский Донец, Оскол, Ворскла, Тихая Сосна. (слайд 11) Многие реки Белгородчины обмелели, истощились, утрачивают естественные способности самоочищаться и восстанавливаться. Главной причиной деградации рек следует считать нерасчетливое хозяйствование человека.

Северский Донец называют младшим братом Дона. (слайд 12) Северский Донец назван в честь северских народов, населявших ее берега когда-то. Свое начало река берет в Белгородской области. По территории Ростовской области протекает 280 км и впадает в реку Дон. Правые берега высокие и крутые, левые - пологие и песчаные. Притоком Северского Донца является река Везёлка. (слайд 13) Эта река переживает не лучшие времена. Везелка в последнее время сильно обмелели.

Неузнаваемо изменилась река Оскол. (слайд 14) По рассказам старожилов она была полноводной. Отдельная глубина достигала 7 метров. В реке было много рыбы практически всех видов (сомы, сазаны, судаки, окуни, лещи и др.). Отдельные особи сомов достигали 2,5 м в длину. На реке стояли мельницы. Распахивание поймы рек, строительство Старооскольского водохранилища привело к тому, что река стала мелководной.

Река Тихая Сосна — правый приток Дона, берет начало на юго-восточных склонах Среднерусской возвышенности и протекает через Каменную степь. (слайд 15) Берега изрезаны оврагами и балками, на южных склонах в ряде мест обнажены коренные породы: мел, мергели, иногда красные глины и пески.

Река Ворскла – это левый приток Днепра. (слайд 16) Исток реки находится на западных склонах Средне - Русской возвышенности, возле села Покровка (Ивнянский район Белгородской области). Длина реки 464 км. Течение спокойное, его скорость местами достигает 2 км/ч. Ширина реки достигает 100-150 м, глубина до 2-4 м.

Работа в тетради

Задание 3. Запишите названия четырех крупных рек Белгородской области

1. ________________________

2. ________________________

3. _________________________

4. _________________________

Учитель: А знаете ли вы, куда текут реки? (Все речки, большие и маленькие, впадают в моря или в водохранилища).

Работа в тетради

Задание 4. Естественные и искусственные водоемы

По какому признаку перечисленные водоемы можно разделить на 2 группы?

Море, океан, болото, пруд, озеро, водохранилище, река, канал.

1группа:________________________

2 группа:_______________________

Взаимопроверка. Проверь у соседа: Водоемы можно разделить на 2 группы:

- естественные (созданные природой, без участия человека);

- искусственные (созданные человеком). (слайд 17)

Водоемы Естественные Искусственные Океан Пруд Болото Водохранилище Река Канал Море Озеро

 

 

Физкультминутка

Течет река… Течет река…

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне…

Ты хороша, река, весной,

И осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Кому, попробуй, передать!

Приятней плыть в живой волне.

Все дети счастливы вполне!

Работа в тетради

Задание 5. О каких водоемах идет речь? Работа в группах.

В тексте пропущены названия водоемов, впишите их.

Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди утроили запруду, и на этом месте появился __________. (Пруд) Теперь в нем разводят рыбу.

Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось ___________________. (Водохранилище.) Сейчас из него берут воду для города.

Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился ______________. (Канал.) Теперь из одной реки на теплоходе можно поплыть в другую.

Учитель: Какие слова в тексте подсказали, что речь идет об искусственных водоемах?

Рассказ о водоемах Белгородской области

Учитель: Воды на Земле много, и в то же время мало. Несмотря на то, что общие запасы воды на Земле велики, на пресную воду приходиться очень небольшая часть. (слайд 18) Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А ведь людям необходима пресная вода, которой на земле не так уж много. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - будет только стакан.

- В каких водоемах вода пресная?

В области имеются более 1100 прудов и водохранилищ. Наиболее крупные из них: (слайд 19)

Старооскольское на р. Оскол,

Белгородское на р. Северский Донец,

Корочанское на р. Короча,

Ураевское на р. Ураева.

Они предназначены для производства товарной рыбы, полива сельскохозяйственных культур, обеспечения водой промышленных предприятий, являются местами культурного и спортивного отдыха населения.

Пресной поверхностной воды на Белгородчине недостаточно и было решено, с целью накопления воды, создать Белгородское водохранилище. (слайд 20) Оно было сооружено в 1985 году, а с 1986 года стало функционировать. Белгородское водохранилище создано для надежного водоснабжения Белгородского промышленного узла и улучшения санитарного состояния воды в реке Северский Донец в районе города Белгорода.

Работа в тетради

Задание 6. Запишите названия водохранилищ Белгородской области, начиная с самого крупного.

1.____________________

2.____________________

3.___________________

4.___________________

IV. Этап обобщения и систематизации знаний.

Охрана водоемов

Учитель: Воды Северского Донца и Везелки служат для нужд жителей города Белгорода. Но не все люди берегут воду. Послушайте историю о том, как люди речку обидели.

Рассказ «Как речку обидели»

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада», - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли мама, папа и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые бутылки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.

Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Вопросы для обсуждения:

1. Какой была речка до прихода Костиной семьи?

2. Как вы понимаете выражение «Голубая Речка посерела»?

3. Почему река бывает грязной?

4. Как сохранить воду в реке чистой?

Учитель: Людям требуется не просто пресная вода, а чистая. Но чистой воды остается все меньше и меньше, и виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. От загрязнения воды страдает все живое. В реках, озерах погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека. В целях охраны водных объектов сейчас в области осуществляется расчистка Ворсклы, Везелки, Айдара, Оскола; ведется реконструкция и строительство очистных сооружений в Белгороде, Грайвороне, Старом Осколе. (слайд 21)

Работа в тетради

Задание 7. Природоохранные знаки

Вы видите природоохранные знаки. Контур предупреждающего знака обведите синим цветом, а запрещающего – красным и раскрасьте знаки.

 

 

 

 

- Какие правила люди должны соблюдать, чтобы уберечь от загрязнения водоемы?

Релаксация. Минутка отдыха. Слушание звуков льющейся воды.

Работа в тетради

Задание 8. Решение экономических задач

Нам для жизни нужна только чистая пресная вода. Где мы ее можем встретить? Почему надо экономить воду? Сколько времени человек может прожить без воды? Чтобы узнать это, вам необходимо решить экономические задачи.

Задача 1. В квартире неисправен кран. Из него за один час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки?

Задача 2. При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю? За месяц?

Блиц – опрос.

Учитель. Из трех предложенных вариантов надо выбрать один.

1. Что не относится к естественным водоемам?

а) река

б) океан

в) пруд

2. Как называется углубление, по которому течет река?

а) приток

б) русло

в) исток

3. Что не относится к искусственным водоемам?

а) канал

б) море

в) водохранилище

4. На берегах, какой реки расположен город Белгород?

а) Ворскла

б) Оскол

в) Северский Донец

5. Какое водохранилище Белгородской области самое крупное?

а) Белгородское

б) Старооскольское

в) Корочанское

Полезные советы

1.В течение дня, помимо других напитков, рекомендуется выпивать

1,5 литра воды.

2. Воду желательно употреблять небольшими порциями.

3.Лучше, если температура употребляемых напитков будет ниже температуры тела человека, или выше

4. Пейте только качественную и чистую воду.

V. Итог урока.

Учитель: (слайд 22) Вспомните выражение: «С маленькой удачи начинаются большие успехи». Перефразируйте ее в соответствии с темой нашего занятия (С маленького ручейка начинается река).

Воду нужно беречь! Вода - это жизнь!

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… ВОДЫ!

VI. Рефлексия.

Учитель: Если вам все было понятно и понравилось работать на уроке, я попрошу вас поднять и показать синюю капельку, а если у вас возникали трудности, то серую капельку, и я буду знать, кому нужна помощь.

Я думаю, что вы сегодня узнали много полезного и интересного для себя. Спасибо всем за активную работу. (слайд 23)

VII. Домашнее задание:Выполнить задание № 8 в тетради.


ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

Шапаренко О.М., Ольшанская И.В.

Урок № 1



2016-09-16 1069 Обсуждений (0)
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1069)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)