Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ



2016-09-16 1927 Обсуждений (0)
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель:познакомить учащихся с особо охраняемыми территориями Белгородской области.

Задачи:

личностные: формировать интерес к изучению природы родного края;

предметные: расширить представления об охране природы, об особо охраняемых природных территориях Белгородской области;

метапредметные: уметь определять тему урока, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь находить и использовать необходимую информацию.

Оборудование:карта Белгородской области, мультимедийный проектор, презентация, Толковые словари, разворот тетради

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока. (слайд 2)

Послушайте экологическую сказку.

- На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел?! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

Обсуждение сказки.

- Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?

- Почему лось заплакал?

- Как должен делать человек, чтобы сохранить природу?

III. Работа со словарем (в парах).

- Как вы понимаете значение слова «заповедник»? Обратимся к Толковому словарю.

Заповедник – территория, находящаяся под особой охраной, под запретом (с целью сберечь редкие породы растений, животных). (слайд 3)

IV. Определение темы. (слайд 4)

V. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя. (слайд 5)

В слове «заповедник» заложен древний корень. «Ведать» (знать), откуда происходят «поведать» (сообщать), «заповедь» (объявить запрещенным).

В нашей области есть особо охраняемые природные территории – это заповедные участки «Ямская степь», «Лысые горы», «Лес на Ворскле», «Стенки-Изгорье», «Острасьевы яры», которые в 1999 году объединились в государственный природный заповедник «Белогорье». В настоящее время заповедник «Белогорье» занимает площадь 2133 га, из которых 67 % занимают леса, а остальная часть представлена луговыми и петрофитными степями (с преобладанием растений, способных произрастать на каменистых грунтах).

2.Сообщения детей о заповедных участках.

Участок «Лес на Ворскле» расположен в юго-западной части Белгородской области, около районного центра Борисовка, на правом берегу р. Ворсклы. Площадь его-1021 га. Основная территория занята 80-100 летним дубовым лесом.

В историческом прошлом «Лес на Ворскле» входил в «засечную черту, служившую преградой от набегов татаро-монгольской орды и крымских татар. В ХVIII веке дубрава использовалась для поставки древесины для строительства русского флота. По указу Петра 1 лес строго охранялся, что способствовало сохранению его в качестве заповедного.

На территории заповедника в дубовом лесу встречается около 80 видов цветковых и папоротникообразных, 25 видов мхов, 21 вид лишайников, грибов до 900 видов.

Основная лесная порода дубравы - дуб черешчатый с небольшой примесью других широколиственных пород. 200-300 летние дубы достигают 39-35 м в высоту. Также распространены клён платоновидный, липа сердцевидная, ясень, дикие яблоня и груша, кустарники: бересклет, шиповник, клён полевой, боярышник, крушина. Из травянистых растений характерны сныть обыкновенная, осока волосистая, копытень европейский, ежа сборная, клевер луговой и др.. Из водных растений в Ворскле обычны плавающие, образующие заросли у берегов - кубышка жёлтая, кувшинка белая, ряска, роголистник. Из сорных растений подмаренник цепкий, крапивы двудомная и жгучая, горец птичий, лопух большой, чистотел, щирица запрокинутая. В заповеднике проживает 50 видов млекопитающих (типична косуля и кабан, встречается лось), 150 видов птиц, несколько тысяч видов насекомых. (cлайды 6-8)

Участок «Острасьевы яры» - новый лесостепной участок заповедника «Белогорье». Эта лесостепная балка занимает около 100 га. Она включает в себя леса, луговые поляны и заросли кустарников, луга и степные участки, болотные и прибрежно-водные сообщества. Видовой состав растений насчитывает здесь около 400 видов. Здесь встречаются ковыль-волосатик, овсец опушенный, различные виды австрагалов, кровохлебка лекарственная и другие. (cлайды 9-10)

Заповедный участок «Ямская степь» занимает площадь 566 га и находится в 8 км от г. Губкина. Особую ценность заповедника составляют его почвы. По запасам питательных веществ ямские чернозёмы не имеют себе равных в Европе. Основное богатство заповедника - луговые целинные степи, представляющие коренной тип травянистой растительности. Здесь есть своеобразная группа растений: ластовень меловой, чабрец меловой, оносма донская, солнцецвет монетолистный, лён жёлтый и украинский. Степи заповедника пересекают многочисленные лога, растительность которых сильно зависит от экспозиции склонов. На днище логов чаще растут луговые и лесные, реже степные растения, весной обильно цветут рябчик шахматный, чистяк весенний. Местами встречаются густые заросли крупностебельного разнотравья – купыря лесного, дудника лесного, щавеля конского. Ямская степь представляет собой южный вариант луговой степи. Особую ценность представляет растительность своеобразных луговых степей на выходах мела. Основу травостоя здесь составляют осока низкая, ковыль перистый, прострел луговой, типчак, овсец пустынный, чабрец меловой.

Наряду с травянистой растительностью встречаются дикая груша, клён, боярышник, заросли дуба, ясеня, лещины.

Из млекопитающих обитают лисица, заяц-русак, барсук, слепыш, хорь. Отмечено многообразие птиц: жаворонки, чекан луговой, овсянка садовая, славка серая. Разнообразны пресмыкающиеся. Насекомых насчитывается около 4000 видов. (cлайды 11-13)

Заповедный участок «Лысые горы» расположен в 7 км к юго-западу от г. Губкина. Его площадь 170 га. Главная его ценность - фрагменты степей и естественный широколиственный лес. Урочище Лысые горы давно известно в научных кругах как одно из местообитаний редких видов растений Среднерусской возвышенности. На участке отмечено 506 видов цветковых, 1 вид сосны обыкновенной, 2 вида папоротников, 3 вида хвощовых, 37 видов мохообразных. Встречается бересклет бородавчатый, бузина красная и чёрная, боярышник, лещина. В состав искусственных посадок входят сосна, берёза, ясень американский, дуб, яблоня и липа. Из редких видов встречаются проломник Козо-Полянского, борец дубравный, астрагал пушистоцветковый, овсец пустынный, касатик боровой, грудница мохнатая, оносма донская.

В заповеднике обитает 84 вида птиц: зяблик, лесной конёк, зарянка, пеночка-трещотка и др.. К редким относятся обыкновенная чечевица, ястребиная славка, средний дятел. На территории участка обнаружено 17 видов животных: мышевидные грызуны, европейский ёж, лесная куница, кабан, барсук, косуля, заяц-русак, лисица. (cлайды 14-16)

Участок «Стенки Изгорья» расположен на левом берегу реки Оскол, между сёлами Песчанка и Слоновка, в 10 км от г. Новый Оскол. Общая площадь лесного массива 80 га, из которых около половины занято дубовым лесом. Среди дубов встречаются липа мелколистная, клён остролистный, вяз, яблоня, лещина, бересклет и густой травостой (ландыш, копытень и др.). На участке произрастают 356 видов только цветковых растений. Много редких видов насекомых. Среди них подарилий, поликсена, жук-олень, занесённые в Красную книгу. (cлайды 17-18)

Учитель: В заповеднике «Белогорье» можно встретить множество растений и животных, занесённых в Красную книгу. Например, ятрышник болотный, калдезия белозёролистная, ковыль перистый, касатик боровой, пчела-плотник, пахучий отшельник, степная дыбка и др. Почему эти и многие другие виды растений и животных занесены в Красную книгу?

3.Выполнение задания в рабочей тетради.

1) Дать определение заповедника.

2) Указать названия особо охраняемых территорий Белгородской области.

VI.Физкультминутка. (cлайд 19)

VII.Изучение нового материала.

4.Викторина.

1) Как называется государственный заповедник Белгородской области? («Белогорье»)

2) Как называются участки заповедника «Белогорье», расположенные недалеко от г.Губкина? («Ямская степь» и «Лысые горы»)

3) На берегу какой реки находится заповедный участок «Стенки-Изгорье»? (Река Оскол)

4) Назовите растения нашего края, занесённые в Красную книгу. (Ятрышник болотный, калдезия белозёролистная, ковыль перистый, прострел луговой и др.)

5) Назовите животных нашего края, занесённых в Красную книгу. (Жук-олень, пчела-плотник, степная дыбка,выхухоль русская и др.)

5.Разгадывание кроссворда в тетради. (cлайды 20-21)

  1.д у Б  
  2.ч е р н о з ё м  
  и с и ц а  
  с к о л  
    у б к и н
о с у л я  
о р и с о в к а
о в ы л ь  
  е р е с к л е т
                         

1.Лиственное дерево, составляющее половину лесного массива на участке «Стенки-Изгорье» (Дуб)

2.Почва – основное богатство «Ямской степи». (Чернозём)

3.Млекопитающее, которое распространено на участке «Лысые горы» (Лисица)

4.Река, на берегу которой находится заповедный участок «Стенки-Изгорье» (Оскол)

5.Населённый пункт, недалеко от которого расположены участки «Ямская степь» и «Лысые горы» (Губкин)

6.Млекопитающее, распространённое в заповеднике «Лес на Ворскле» (Косуля)

7.Населённый пункт, в районе которого находится участок «Острасьевы яры» (Борисовка)

8.Степное растение. (Ковыль)

9.Кустарник, распространённый на заповедных участках. (Бересклет).

Ключевое слово: «Белогорье» – государственный заповедник в Белгородской области.

6.Выполнение заданий в тетради. Соотнести картинки с названием растений.

Нарисовать знаки «Правила поведения в природе».

7.Творческая работа (в группах по 4 человека): оформление листовки «Сохраним природу!»

VIII. Итог урока. Защита проектов.

Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

– О чём вы сегодня узнали на уроке?

– Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.

IX. Рефлексия. Барометр настроения. (cлайд 22)

 

Качановская С. Н., Шконда Е.А.

Урок № 6



2016-09-16 1927 Обсуждений (0)
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1927)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)