Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МОЙ РОДНОЙ КРАЙ ГЛАЗАМИ ПОЭТОВ - БЕЛГОРОДЦЕВ



2016-09-16 862 Обсуждений (0)
МОЙ РОДНОЙ КРАЙ ГЛАЗАМИ ПОЭТОВ - БЕЛГОРОДЦЕВ 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Цели:

· познакомить с реками области через творчество поэтов – белгородцев;

· совершенствовать развитие умения работать с разными источниками информации;

· активизировать и расширить словарный запас учащихся;

· способствовать развитию умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;

· содействовать воспитанию любви к родному краю, гражданственности, экологической культуры.

Оборудование:карта Белгородской области, презентация «Реки Белгородской области», толковый словарь, рабочая тетрадь, компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый,

Начинаем наш урок!

Любознательные дети

Хотят знать про всё на свете.

А пока проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте? Всё в порядке?

Ну, тогда отгадай загадку:

«Течёт, течёт, не вытечет

Бежит, бежит, не выбежит» ( река )

 

II. Определение темы, цели урока

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы на ней видите? (на доске вывешена физическая карта Белгородской области) (выслушиваются ответы детей). Да, это физическая карта нашей с вами области. А сейчас внимание на экран. На нём вы видите высказывание нашего земляка – поэта Владимира Молчанова.

(слайд 1) «Вода. Святое неоценимое вещество, ничто живое без неё не может существовать. Без воды земля превращается в пустыню, мёртвое пространство. Вода гасит огонь. Вода, разлагаясь, даёт кислород, то есть обогащает воздух основным компонентом для дыхания всего живого. Вода источник жизни. И нет целительнее на земле напитка, чем чистая вода…»

Подумайте и назовите тему нашего урока. (Выслушиваются ответы детей).

(слайд 2) Тема урока: «Мой родной край глазами поэтов – белгородцев. Реки Белгородской области»

III. Изучение нового материала

Учитель: Реки - одно из самых больших богатств Белгородской области. Неоценимо велико значение рек в природном ландшафте, в народном хозяйстве, в жизни общества.

Большинство рек берут начало на территории области, плавно пересекают равнину, врезаясь в горные породы, вырабатывают до­лины, создают речные террасы, формируя рельеф своих бассей­нов. Реки участвуют в круговороте воды в природе, смягчают кли­мат, оживляют ландшафт. Трудно переоценить значение рек в жиз­ни человека. Они - источники водоснабжения промышленных пред­приятий и различных отраслей сельского хозяйства; они питают живительной влагой поля и сады, обеспечивая высокие урожаи сель­скохозяйственных культур. Велика роль рек в рыбном хозяйстве. Они же - основные объекты рекреации.

Реки Белгородской области образуют сравнительно густую сеть, но водность их невелика. По ее территории протекают 480 рек и ручьев общей протяженностью более 5 тыс. км. Пре­обладающая часть рек относится к категории малых, имеющих протяженность от 10 до 100 км.

(слайд 3) Рек длиной более 100 км в области четыре: Оскол (220 км), Ворскла (118 км), Северский Донец (110 км) и Тихая Сосна (105 км).

(слайд 4) Река Оскол.

Ученик: Оскол – главный левобережный приток Северского Донца, впадающий в него на территории Харьковской области Украины. Его общая длина – 472км, в пределах области- 220км. Истоки Оскола находятся в Тимской гряде, расположенной в Курской области. Долина Оскола узкая, правый берег высокий и крутой, с меловыми обрывами и утёсами. Вот как об этой реке писал наш земляк – поэт Владимир Молчанов:

***

Речка тихая,

Речка сонная,

Огибает лугами сады.

Солнце зрелое яблоком сорванным

Проплывает по глади воды.

Властвуй, август!

Тепло – ненадолго.

Обогреть всех продрогших спеши.

Перекинь через речку радугу-

Семицветную радость души.

Лунным вечером,

Звёздной полночью,

Хочешь - верь, хочешь- нет, я – не лгу,

Я тебе доверяюсь полностью,

Но сказать почему?- не могу.

На реке Оскол сооружено Старооскольское водохранилище, которое используется для водоснабжения Старооскольско – Губкинского горнопромышленного узла.

(слайд 5) Северский Донец

Учитель: Красота этой реки так же не оставила равнодушным В.Молчанова.

Ей он посвятил вот такие строки:

Какая тишь! Какой простор!

И горизонт – кольцом.

Светло молчит сосновый бор

Над Северским Донцом.

Не крикнет птица

И пчела

В цветах не прожужжит

Лишь от рыбацкого весла

Вода, искрясь, дрожит.

В душе я свято берегу

Начало всех начал:

И камешки на берегу,

И лодочный причал.

Когда вечерняя луна

Взойдёт, чтобы гореть,

Я верю – эта тишина

Не может умереть…

 

Ученик:

Северский Донец - самый крупный приток Дона. В пределах области он меньше по протяженности, чем Оскол и Ворскла, хотя за пределами области Оскол впадает в Северский Донец. Река бе­рет начало в Прохоровском районе, течет на юго-запад, а затем поворачивает на юго-восток. Ее общая длина - 1053 км, а площадь бассейна - 99 600 км2, в том числе в пределах области - 110 км и 6630 км2. Правыми притоками Северского Донца в пределах обла­сти являются Сажновский Донец, Липовый Донец, Везелка, Топлинка, левыми - Разумная и Нежеголь. Ширина реки в верхнем течении достигает 20 м, а глубина - от 1-2 до 2-3 м, южнее г. Белгорода она плавно переходит в Белгородское водохранилище. Скорость тече­ния - 0,2-0,3 м/с. Средний годовой расход воды - 5,52 м3/с. Правый берег почти на всем протяжении возвышенный, сложен мело­выми породами, местами покрыт лесом, представленным преиму­щественно нагорными дубравами. Левый берег низменный, часто закреплен посадками сосны или с сохранившимися реликтовыми меловыми борами.

(слайд 6) Река Тихая Сосна

Тихая Сосна - наиболее крупная река в крайней восточной части области, приток Дона. Берет начало в Волоконовском райо­не, течет преимущественно в восточном направлении. Ее общая длина - 161 км, в том числе в пределах области - 105 км. Русло реки извилистое, на перекатах песчаное, а на плесах местами вяз­кое. Из притоков наиболее значительный - Усердец (левый приток). Ширина реки на территории области нарастает от 10-15 до 40-50 м. Скорость течения - 0,1-0,2 м/с, а средний годовой расход воды составляет 6,20 м3/с.

Учитель: Незаметная красота реки Тихая Сосна пленила нашего земляка – поэта Игоря Чернухина. Ей он посвятил стихотворение, которое называется «Над Тихой Сосной».

Над Тихой Сосной — соловьи

И сад с голубою порошей...

Здесь луг еще сочный не скошен

И горькие травы ничьи.

Ничья еще в дымке сирень,

Еще не примят подорожник,

И даже пчела осторожно

Несет над цветком свою тень.

Не тронута свежесть весны,

Свежи еще ветер и солнце,

И голос кукушки несется

Среди молодой тишины.

Светло от кукушкиных слез,

От сада, где сыплет пороша,

От рощи, где белая лошадь

Застыла одна у берез.

 

Работа с Толковым словарём. Выяснение значения слов « пороша» и «кукушкины слёзы».

Физкультминутка

Речки мы считать устали

И сейчас все дружно встали.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

(поднять руки вверх, потрясти кистями рук, покачиваясь)

Узкий кончик в роднике,

А широкий – в море.

(соединить кисти рук, повороты вправо, влево)

Учитель : И вот так незаметно мы с вами подошли к реке нашего детства. Кто знает, как она называется?

( Выслушиваются ответы детей).

(слайд 7) Река Ворскла

Ворскла - самая крупная река в западной части области, при­ток Днепра. Она берет начало в Ивнянском районе. Общая длина реки 464 км, в том числе в пределах области - 115 км. Ворскла течет с северо-востока на юго-запад. Ее берега чаще пологие, но в некоторых местах правый берег возвышенный и обрывистый. В целом река маловодна, впадающие в нее притоки имеют малую протяженность. Ширина ее нарастает от 10 до 40 м, глубина - до 2-2,5 м, лишь в отдельных местах может достигать 4-5 м. Ско­рость течения 0,1-0,2 м/с, а средний расход на границе области составляет 5,37 м3/ с.

На берегах нашей реки родились поэты: И.Чернухин, Т.Рыжова, Т.Олейникова.

Конечно же, они не могли не посвятить свои стихи реке своего детства.

Т.Олейникова «Ворскла»

Голубая моя, голубая,

Удивительных красок вода!

Мне хотелось к тебе — губами,

Да не пробовала никогда.

Мне в ладони тебя бы, мне бы

Ноги вызолотить о песок.

Не могла, потому что небо

У моих опрокинулось ног.

Я на дне твоем увидала:

Журавли летят, журавли...

Проплывают по синей дали,

Словно парусные корабли.

Я давно бы могла — губами.

И другой бы, конечно, мог...

Но не смею разбить кругами

Небо, вылитое у ног.

Тихо-тихо. Я вижу: тает

Журавлиный клин без следа.

Голубая моя, золотая,

Небом вымытая вода!..

Такой чистой и голубой Ворскла была в годы детства Т.Олейниковой.

Сейчас на её берегах горы мусора. И это мы с вами сделали её грязной.

Многие жители свозят к реке бытовой мусор. Вот она и стала грязной и захламлённой. Такой, как описывает её Т.Олейникова в наше время.

Берегла тебя, -

Не смогла сберечь.

Ворскла-речка моя,

Голубая речь!..

Как, скажи мне, теперь

В твои очи смотреть?

Родники твои

Затянула смерть...

Порешили тебя —

Русло выпрямили —

Вместе с рыбою

Душу вытравили.

«Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!..» ...

Ты прости-прощай!..

Голуба река!.. ...

Ты течешь еще,

Чуть в траве видна...

И на мне лежит

За тебя вина.

 

Учитель: Ребята, давайте вспомним правила работы в парах. Откроем рабочие тетради на ___ стр. и составим экологическую памятку по охране рек. (Взаимопроверка)

VI. Закрепление изученного краеведческого материала.

Учитель: В тетради вы видите кроссворд по теме нашего урока. Работаем в парах и разгадываем данный кроссворд.

V. Обобщение изученного материала

Чему же был посвящён урок?

Что узнали о главных реках Белгородской области?

Какое значение они имеют в промышленности, сельском хозяйстве?

Почему нужно беречь реки?

Какие экологические правила охраны рек вы знаете?

VI. Домашнее задание

Ответить на вопросы задания «Проверь себя»

Рассказать о любой реке Белгородской области

VII. Рефлексия

(слайд 8)

Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы:

1. Что нового для себя я узнал (а) на уроке?

2. Что особенно интересного было для тебя на уроке?

3. Какие струны в твоей душе затронули наши поэты - земляки?

4. Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

VIII. Итог урока

Понравился ли вам урок?

Оценивание детьми и учащимися работы на уроке.

 

Шатило Н.И., Рубанова Т.А.

Урок № 6



2016-09-16 862 Обсуждений (0)
МОЙ РОДНОЙ КРАЙ ГЛАЗАМИ ПОЭТОВ - БЕЛГОРОДЦЕВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МОЙ РОДНОЙ КРАЙ ГЛАЗАМИ ПОЭТОВ - БЕЛГОРОДЦЕВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (862)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)