Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


БОРИСОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ЗВУКОВАЯ ИГРУШКА



2016-09-16 1502 Обсуждений (0)
БОРИСОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ЗВУКОВАЯ ИГРУШКА 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: создать условия для формирования у обучающихся познавательного интереса к изучению истории родного края.

Задачи:

· Предметные: расширить знания учащихся об истории родного края, познакомить их с особенностями борисовской глиняной игрушки, ее символикой; научить выполнять из глины игрушку-свистульку.

· Метапредметные:

· активизировать и расширить словарный запас учащихся;

· способствовать развитию умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;

· развивать мелкую моторику рук, чувство пластики, культуру ведения работы с глиной;

· развивать коммуникативную и информационную культуру, содействовать развитию культуры самоуправления учебной деятельностью.

· Личностные: создать условия для воспитания патриотизма, любви к родному краю, к малой родине – Белгородчине.

Оборудование:

· ремесленная карта Белгородской области;

· презентация «Борисовская глиняная игрушка»;

· рабочая тетрадь;

· компьютер;

· проектор;

· методическая таблица по изготовлению звуковой глиняной игрушки «Курица»;

· глина, стеки, клеенка, баночки с водой.

Ход урока

I.Организационный момент

1) приветствие

2) психологический настрой

3) проверка готовности к уроку

II.Определение темы и цели урока

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы на ней видите? (на доске вывешены изображения глиняных игрушек Белгородской области)

(Ответы детей).

- Да, это глиняные игрушки нашей с вами области.

- Подумайте и скажите, какая тема нашего урока?

(слайд 1) Тема урока «Борисовская глиняная звуковая игрушка»

- Во все времена глиняная игрушка была на особом счету. Она радовала глаз, волновала сердце. В глиняной игрушке были показаны люди с их выразительными чертами лица, типом одежды. Животные и птицы занимали в этом ряду свое особое место, обладая неповторимыми чертами, обликом, пластикой. Помимо любованием космосом природы, человек придал глиняной игрушке функциональное назначение. Она превратилась в музыкальный инструмент – свистульку, достаточно часто использовавшуюся.

Сегодня сфера бытования глиняной игрушки не так широка. Традиционно ее можно увидеть в музеях.

- Определим, какие цели поставим перед собой.

( Ответы детей)

III. Изучение нового материала

(слайд 2) Ремесленная карта Белгородской области

-А сейчас внимание на экран. На нём вы видите ремесленную карту Белгородской земли 19 века. Давайте внимательно рассмотрим карту и по условным обозначениям определим, в каких районах нашей области занимались изготовлением глиняной игрушки.

(Ответы детей)

- Верно, это Старый Оскол, Белгород, слобода Борисовка.

Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями борисовской глиняной игрушки.

Рассказ учителя

На Белгородчине глиняной игрушкой издревле славилась Борисовка.

Несмотря на то, что поселок окружен плодородными землями, основным занятием местных жителей было не сельское хозяйство, а различные виды промыслов и ремесел. В конце XVIII – начале XIX века в Борисовке насчитывалось около 40 видов различных кустарных промыслов, среди которых особое место занимал один из древнейших – гончарный промысел и искусство глиняной игрушки. Глиняная игрушка – побочное занятие гончаров.

Появлению здесь глиняной игрушки способствовала сама природа – естественная кладовая для глиняного сырья. Здесь были большие залежи глины, которая подходила по своему составу и дала основу для развития и посуды и глиняной игрушки.

До нас дошли имена двух мастеров-игрушечников: Михаил Иванович Моргун (1910 г. р.) и Петр Ефимович Ткаченко (1912 г. р.). Каждый мастер лепил игрушки по-своему. Были здесь бабы, мужики, лошади, коровы, петухи, собаки, зайцы – животные, окружавшие крестьян в их повседневной жизни.

М.И. Моргун – уроженец Борисовки. Гончарным промыслом занимался с 9 лет. С детства лепил и игрушки. Это были простые по форме женские фигурки – барыни, всадники на конях, а так же различные звери и птицы, выполненные так, что друг от друга они отличаются лишь моделировкой головы. Конь – с острыми торчащими вверх ушами, баран – с рогами-улитками, олень – с венчиком в виде цветка, символизирующим рога.

(слайд 3) Глиняные игрушки М.И. Моргун

Мелкие игрушки-свистульки, выполненные Михаилом Ивановичем, напоминают по форме клеповские (Воронежская обл.) Они стоят на трех точках опоры: две передние ноги в виде небольших бугорков и хвост-свисток. Силуэт такой игрушки легко вписывается в равнобедренный треугольник, поставленный на один из катетов.

П.Е. Ткаченко - уроженец сумской области. Его искусство правильней было бы отнести к украинскому, хотя родное село он покинул еще в 1931 году. П. Е. Ткаченко прошел школу мастерства по гончарному ремеслу под руководством своего отца и старшего брата. Гончарством занимался с 11 лет. Мастер лепил глиняные дудки-игрушки, зайчиков, петушков, свинок, лошадок

(слайд 4) Глиняные игрушки П.Е. Ткаченко

Любимые сюжеты борисовских мастеров – домашние животные и птицы. Их образы хранят от полного забвения все знаки русского языческого пантеона, способствующие добру и благу.

(слайды 5-11) Борисовские игрушки

(лайд 5) Птица (петух, курица, утица) – главный древний оберег, олицетворял весну, тепло, являлась знаком воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, предвестником хорошего урожая.

(слайд 6) Олень был связан с образом неба, являлся знаком удачного брака, обильной жизни.

(слайд 7) Корова, коза – знак плодородия, в низ заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье – при виде ржаного колосящегося поля, колеблющегося от ветра, считать, что бродит «ржаной» козел или корова.

(слайд 8) Конь, коник – знак неба и солнца, совершающего путь но небу на колеснице, знак плодородия и хорошей погоды.

(слайд 9) Баран – знак богатства, жизненного успеха, знатности.

(слайд 10) Баба – Центральным образом в народной игрушке и в русском народном искусстве в целом является образ женщины – матери. Образ женщины – матери выступал символом земли и ее плодородия.

(слайд 11) Хозяин – хранитель рода, прародитель, защитник

Сегодня не осталось родовых связей потомственных гончаров. С уходом из жизни Михаила Ивановича Моргун и Петра Ефимовича Ткаченко вымер и промысел.

С идеей восстановления в Борисовке традиционного гончарного промысла при райкомбинате возникла гончарная мастерская, затем строятся майоликовый и гончарный цеха, а в 1969 на их базе организована Борисовская фабрика художественной керамики. В том же году фабрика стала выпускать изделия сувенирного и подарочного назначения.

В связи с выходом Постановления ЦК КПСС «О народных промыслах» на фабрике была введена должность главного художника (Ю. П. Агафонов), что дало возможность выпускать продукцию малой серии с авторским клеймом.

В настоящее время предпринимаются попытки возрождения промысла борисовской глиняной игрушки.

IV. Практическая работа учащихся по изготовлению глиняной игрушки-свистульки «Курица».

- На сегодняшнем уроке мы будем лепить с вами глиняную игрушку–свистульку «Курица».

- Что нам потребуется для работы?

(Ответы детей).

(слайды 12-16) Этапы лепки свистульки

В тетради вы видите этапы изготовления игрушки. Приступаем к работе.

1. Хорошо разминаем глину, смачиваем ее водой до получения однородной пригодной для лепки массы – основы создания глиняной игрушки.

2. Затем формируем шарик необходимого размера. После этого создаем общую массу будущей игрушки – морковки, уточняя пропорциональное соотношение ширины к длине.

3. После этого широкий кончик большим пальцем сдвигаем в сторону и формируем вторую морковку так, чтобы получился прямой угол.

4. Формируем голову, туловище и ножки игрушки. Добавляем глазки в виде налепов.

5. Следующий этап – изготовление механизма отражения звука. Для этого притупляем острый кончик морковки, после чего стекой делаем внутри игрушки отверстие на 2/3 ее длины. Затем вырезаем язычок, по направлению к нему прокалываем отверстие. По краям игрушки прокалываем отверстия-лады и, двигая язычок то в одну, то в другую сторону, добиваемся чистого звонкого свиста.

По мере необходимости после сушки и обжига игрушку можно раскрасить.

Игрушка готова!

V. Закрепление изученного.

-В тетради вы видите вопросы викторины по теме нашего урока. Работаем в парах.

(слайд 17) Проверь себя.

1. В каких районах Белгородской области развивался гончарный промысел?

2. Почему в слободе Борисовка развивался гончарный промысел?

3. Как звали мастера–уроженца пос. Борисовка, занимавшегося изготовлением глиняных игрушек?

4. Назовите любимые сюжеты борисовских мастеров глиняной игрушки.

(слайд 18) Найди борисовскую глиняную игрушку:

VI. Подведение итогов урока.

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Что особенно интересного было на уроке?

Показ лучших работ, краткий анализ (какие из поставленных задач выполнены, какие нет и почему).

Уборка рабочего места.

VII. Рефлексия

- Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

(На доске картинка, изображающая ступеньки к вершине знаний.)

- С помощью сигнального кружка покажите, на какой ступеньке вы оказались по уровню полученных знаний на этом уроке. (Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.)

 

Коломиец Т.Г., Съедина Н.В.

Урок № 8



2016-09-16 1502 Обсуждений (0)
БОРИСОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ЗВУКОВАЯ ИГРУШКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: БОРИСОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ЗВУКОВАЯ ИГРУШКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1502)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)