Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА - РАЗНЫЕ ОДЕЖДЫ



2016-09-16 1173 Обсуждений (0)
РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА - РАЗНЫЕ ОДЕЖДЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




ИСТОРИЯ КОСТЮМА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

 

Цели и задачи:

знакомство с традиционным русским костюмом родного края, развитие учебно-познавательной и информационно- коммуникативной компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы Белгородской области, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся,, воспитание национального самосознания в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально - культурным ценностям. ( слайд 1)

Материалы для учителя:учитель в русском костюме, презентация «История костюма Белгородской области», кроссворд, рисунок головного платка.

Материалы для учащихся:пазлы «Костюм», рисунки с изображением женского костюма, мужского костюма, рабочие тетради, шаблоны кружков - красного, желтого, синего цветов.

Ход урока

I. Оргмомент

-Здравствуйте! Садитесь!

Ой вы, гой - еси, дети милые,

Ой вы, гой - еси, гости званые,

Как вы спросите, а зачем же я

Нарядилась так, поукрасилась?

Расскажу я вам нынче сказочку.

Может сказочку, может быль пойдёт.

И не быль совсем - правда, чистая.

Расскажу я вам, вы послушайте,

В разговоре моем поучаствуйте,

Поддержите своими знаньями.

II. Актуализация опорных знаний

- Ребята, тему нашего урока, вы определите сами, если внимательно послушаете текст:

Домотканые и древние, ещё в сундуках

сохранил вековые мой край сарафаны.

Что за чудная дробь у тебя в каблуках,

Что за песни в душе твоей, Анна!

Как к лицу тебе этот старинный наряд

И «сорока», и в блёстках жемчужин Понёва...

 

Императрица Екатерина II вышла на балкон дома, отведённого в Белгороде для неё. Многочисленная толпа белгородцев пала ниц, а потом восторженно приветствовала свою молодую царицу. Её внимание привлекла молодая девушка, одетая в красивый русский костюм. Такого красивого, как был на белгородке, она ещё не видела. Поманив пальчиком гофмейстера, она шепнула: «Вот эту женщину пригласи ко мне». Вблизи костюм оказался ещё красивее. Одарив девушку, Екатерина II отдала распоряжение пошить ей такое же платье. Платье срочно пошили и отослали в Санкт-Петербург с гонцом. Надевала ли на какой-нибудь маскарад белгородское платье Екатерина, неизвестно, но не раз любовалась наверняка. И возможно, до сих пор хранится в коллекции платье великой императрицы.

-Ребята, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (о костюме)

-А именно, а каком костюме мы будем говорить? (О костюме Белгородского края)

- Какова же тема нашего урока?

Учитель:

- Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с костюмом нашего Белгородского края.

Нам, россиянам, русского костюма историю полезно будет знать!

Костюм о людях призовёт подумать,

О быте, нравах может рассказать.

-Итак, пристегнули ремни, закрыли глаза. Отправляемся в прошлое на машине времени в XVI-XVII в.

Народный костюм Белгородского края тесно связан с историей заселения, характером чересполосного проживания русских и украинцев, с военно-политическими событиями. (слайд 2)

Строительство Белгородской засечной черты в XVI-XVII веках вызвало приток колонистов из всех уголков России: Московии, Польши, Украины. В результате слияния элементов различных культур появилась новая, специфическая народная культура Белгородского края. Черты национального своеобразия ярко проявляются в народном костюме. В нем нашли воплощение искусство вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения.

Во все времена народный костюм развивался по законам народного искусства, где основой процесса создания является традиция - передача из поколения в поколение идейно-эстетических достижений народных мастеров.

Не случайно, известный ученый Б. Рыбаков подметил, что русская женщина, одетая в костюм, будучи княгиней или крестьянкой, представляет собой некую «модель Вселенной». Весь народный женский костюм в соответствии с этническим сознанием наших предков можно рассматривать как трехчастную картину мира.

На Белгородчине, относящейся к южным областям России, можно выявить несколько типов женского крестьянского костюма. (слайд 3)

Самостоятельная работа в группах (создание проекта народного костюма)

1 группа Женский костюм (сарафанного комплекса)

Одежда - один из устойчивых компонентов народной культуры. Всю одежду крестьяне делали дома - из льняных, конопляных волокон с помощью ткацкого стана.

Основой для женского костюма является белая рубаха из льняного полотна домашнего изготовления, поверх нее надевали сарафан, понёву (понёва -поясной вид одежды из домотканой шерсти), андарак - (полосая юбка), плечевую одежду .

Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафанам (род платья без рукавов). Комплекс одежды с сарафаном распространился широко в России на рубеже XVII-XVB вв. (слайд 5)

Сарафанный комплекс (женского костюма) включал: Рубаху, сарафан - платье без рукавов, передник, пояс, кичку, сороку. Среди особо почитаемых на Руси предметов одежды был пояс. На Белгородчине его называют «подпояска». Круг - это оберег, считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей. На Руси это был первый подарок новорожденному. Пояса были непременным атрибутом и женского и мужского костюма, отличались сочной гаммой многоцветных полос по основному красному фону. Мужские пояса были более узкими, со сложным завершением конца. Длина поясов достигала 3-х метров.

Неотъемлемыми частями костюма были головной убор (платок, повойник, кичка или сорока), передник (запон, завеска, занавеска), обувь, нагрудные и наспинные украшения.

Голова женщины должна быть покрыта, показываться на людях простоволосой считалось позором.

Кичкообразный головной убор с «сорокой» был общерусским национальным, хотя имел в разных районах свои особенности. Важным свойством народной одежды является многослойность, благодаря этому женщина всегда была одета «по погоде», а в доме был только необходимый минимум вещей, точнее, два костюма. Один - нарядный для праздника. В праздничные дни женщины надевали поверх костюма манисты ( бусы). Костюм берегли, он не снашивался, его передавали по наследству, а другой - повседневный, без украшений, его обновляли после того, как он приходил в полную негодность.

Одежда была своеобразным языком, говорящим о принадлежности женщины к определённой социальной группе, о достатке в её семье, о том, откуда она родом, о её семейном положении.

2 группа Поневный комплекс (слайд 4)

Комплекс с поневой - наиболее древний. Упоминание о поневе находят в древних памятниках еще домонгольского периода. Разные села в деревне имели в поневе отличия - в цвете, в размере клетки, в вышивке. Если молодая выходила замуж в другую деревню, то ей приходилось полностью менять свой «обряд».

Понева была одеждой замужних женщин, в обрядовых песнях ее называли «вечным хомутом», «бабьей кабалой».

В XIX веке поневу в основном продолжали носить в южнорусских губерниях. Основой поневного комплекса (как и всей народной одежды) является рубаха. Шилась она из конопляной ткани - верх («стан») из тонкой, нижняя часть - из более грубой. Преобладающий цвет вышивки - черный. Техника вышивки - наборные швы удивительно тонкой работы. Архаичный южнорусский геометрический орнамент черного цвета - это экзотический для Руси тип вышивки, связанный с бытованием понев.

«Завеска» (фартук, передник) повязывался на талии и закрывал верхнюю часть поневы, оставляя открытой нижнюю часть, более богат вышитую. Завески всевозможных цветов готовились на мануфактурах из шерстяных, хлопчатобумажных набивных тканей, из домотканого полотна. Завесы надевались поверх рубахи с поневой, оставляя открытыми узорные рукава рубахи.

Запон придавал костюму законченность, определенную монументальность.

На ноги женщины надевали белые вязаные чулки либо «онучи», представлявшие собой узкие полоски домотканины, обертывающие ноги. По праздникам вместо лаптей надевали на ноги «коты» - кожаные туфли с оторочкой. К этой одежде обязательной для женщин была «сорока».

Однодворцы занимали промежуточное положение между дворянами и крестьянами. В прошлом однодворцы держались обособленно от крестьян, избегали жениться на крестьянках и долгое время сохраняли своеобразие в быту. Характерные особенности сохранял и женский костюм однодворцев, комплекс с юбкой, распространенный на Белгородчине.

Появление у русского населения полосатой юбки (местное название «андарак») относится к периоду не ранее XV века, связано с бытом военно-служилого сословия. «От пояса до ног - 77 дорог», - так звучит загадка об однодворческой юбке. Цвет полос был преимущественно красным или черным.

Поневный ( женский) комплекс состоял из: рубахи, поневы-юбки, запона - передника, украшений, пояса, кички и сороки, платка, лаптей.

Понева - основная часть южнорусского комплекса, набедренная юбка, надеваемая на рубаху, шилась преимущественно из шерстяной клетчатой домотканины, более древняя, распашная понева шилась из трех полотнищ и укреплялась на поясе гашником.

Понева была одеждой замужних женщин, в обрядовых песнях ее называли «вечным хомутом», «бабьей кабалой».

Передники - запоны («занавески», «завесы») имеют удивительное своеобразие в южнорусском костюме. Их туникообразный покрой чрезвычайно прост: полотнище ткани, сложенное по утку, закрывает фигуру целиком спереди и до пояса сзади, по бокам вставлены прямые полотнища, слоенные по основе, вырез для головы прямоугольный, вдоль спины посредине проходит разрез.

Завесы надевались поверх рубахи с поневой, оставляя открытыми узорные рукава рубахи.

Запон придавал костюму законченность, определенную монументальность.Каждая женщина имела 10-15 понев - юбок. Основной цвет - черный, красный, часто в клетку.

3 группа Мужской костюм

Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма. Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком — гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние — из более плотного(суконные). Обычно рубахи были длиной до колен и носились навыпуск, подпоясанные кушаком. В былые времена кушак (пояс) служил оберегами. Изначально у мужчины рубаха была единственной и выполняла функции нижней (нательной) и верхней. Но постепенно, к XVI веку, рубахи уже были двух видов: нижние и верхние.

Верхние рубахи более богато украшались. Чаще всего украшались вышивкой или аппликацией ворот, обшлага и подол (слайд 7)

Выходная рубаха отличалась богатой вышивкой, украшалась кружевом, к праздничной рубахе молодые парни носили пояса из переборного тканья или из шерсти. Вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от "дурного глаза".

Белгородские рубахи богато украшались. Использовались тканые узоры, вышивка, блестки, нашивки из тканей, кружева.

В украинских поселениях рубахи расшивали крестом, красной и черной «заполочью», обильно декорируя рукава. Использовался цветочно-растительный орнамент. Рубахи шились длинными и широкими. Все отверстия в них, через которые духи могли проникнуть в человека - горловина, рубаха, покрывались магическим орнаментом.

Среди обуви преобладали онучи и лапти. Это была наиболее доступная, удобная и гигиеничная обувь. Среди крестьян лапти были в чести, в почете и цене.

Мужской костюм состоял из таких элементов, как:

Сорочка - рубаха, одежда из легкой ткани, надеваемая на тело.

Порты - штаны.

Подпоясок – пояс.

Лапти - обувь простого народа из древесной коры.

Отчёт по проекту каждой группы.

Вывод: Народный костюм Белгородского края тесно связан с историей заселения, характером чересполосного проживания русских и украинцев.

Для южнорусского орнамента характерны следующие цвета:

Красный – огонь, заря, жизнь.

Зеленый – красота, любовь, цвет природы.

Белый – духовное начало, чистота, снег.

Черный – земля, покой, траур.

Желтый – солнце, тепло, свет.

Синий – небо, вода, духовность, разум.

III. Физминутка

Мы с тобой шли?

Шли!

Кафтан нашли?

Нашли!

Я тебе его дал?

Дал!

Ты его взял?

Взял?

А где же он?

Что?

Кафтан?

Какой?

Да такой! Мы с тобой шли?

Шли!

Кафтан нашли?

Нашли!

IV. Закрепление изученного материала

- Отдохнули, продолжим наше путешествие.

- О чем же говорилось в нашей физминутке? (о кафтане)

- А что такое кафтан?

Работа в в паре

1) Работа с кластером « Народный костюм Белгородской области»

- Теперь мы проверим, как вы запомнили названия элементов костюма и характерные особенности его частей.

- Из каких частей состоит женский костюм, мужской костюм?

Работа в группе по проекту создание костюма

2) Конструирование

Соберите из пазлов костюмы.

Дети собирают костюмы и вывешивают на доску

V. Работа в Рабочей тетради

Работы в парах.

Игра «Продолжи фразу...».

1 .Одежда может рассказать о...

2.В далёкие времена одежду шили из...

З.На Руси главной одеждой мужчин и женщин была...

4.Ткань для рубахи изготавливали из...

5.В женский костюм Белгородчины входил сарафан,..

б. На формирование костюма влияет...

Работы в парах.

- Расположи предложения в правильном порядке:

Ткали холст. Пряли нитки

Выдернули лён с корнем

Отмочили в речке и высушили на лугу.

Сшили рубаху.

Вытрепали лён.

Посеяли льняное семя.

VI. Итог урока

Работа в группах. РТ

1) Разгадать кроссворд.

к и ч к а  
п о н ё в а  
с а р а ф а н
п о р т ы  
  ю б к а  
м а н и с т ы

Вопросы к кроссворду:

1. Женский головной убор (слайд 8)

2. Юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна. (слайд 9)

3. Платье без рукавов. (слайд 10)

4. Мужские штаны (слайд 11)

5. Часть женской одежды (слайд 12)

6. Женские украшения, надевающиеся на шею. (слайд 13)

- Какое ключевое слово у вас получилось по вертикали? (Костюм)

- О каком костюме мы сегодня с вами на уроке говорили?

VII. Рефлексия:

Итак, наше путешествие в прошлое костюма Белгородской области закончилось.

- Ребята, благодарю вас за активную работу на протяжении всего урока- путешествия.

Мы возвращаемся. Пристегнули ремни, сели поудобней в машине времени, закрыли глаза. И вот мы снова в классе.

Мне бы хотелось узнать, с каким настроением каждый из вас закончил этот урок. Посмотрите на доску, здесь расположен рисунок платка женщины нашего края, а у вас на парте лежат шаблоны кружков: красного, желтого и синего цвета.

Красный – отличное настроение.

Желтый – хорошее настроение.

Синий – неважное настроение.

- Возьмите шаблон кружков, определенного цвета и прикрепите его на платок

- Какого цвета на платке больше всего цветов?

Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учебе! До свидания!

 

Иванов Е.А., Иващенко Е.В.

Урок № 7



2016-09-16 1173 Обсуждений (0)
РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА - РАЗНЫЕ ОДЕЖДЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА - РАЗНЫЕ ОДЕЖДЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)