Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛЕЙКОЦИТОЗЫ. ЛЕЙКОПЕНИИ



2016-09-16 651 Обсуждений (0)
ЛЕЙКОЦИТОЗЫ. ЛЕЙКОПЕНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Участие лейкоцитов в патологических процессах тесно связано с многообразием их функций (фагоцитоз, реакции иммунитета и аллергии; образование, транспорт и инактивация некоторых биологически активных веществ и др.). В связи с этим большинство различных по этиологии заболеваний сопровождается качественными и количественными изменениями со стороны белой крови. Знание причин и механизмов различных изменений белой крови помогает врачу определить характер патологии у больного, назначить рациональное лечение и по динамике изменений контролировать эффективность проводимой терапии.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен знать:

- классификации и основные механизмы развития лейкоцитозов;

- качественные изменения лейкоцитов при лейкоцитозах;

- виды и механизмы развития лейкемоидных реакций;

- причины и механизмы развития лейкопений;

- уметь объяснить основные биологические закономерности развития лейкоцитозов.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для усвоения темы студент должен знать из курса физиологии и гистологии:

- физиологическую норму общего числа лейкоцитов и отдельных их видов;

- схему кроветворения, физиологические механизмы регуляции кровообразования.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1. Лейкоцитозы (физиологические, защитно-приспособительные и патологические), причины их развития.

Классификации лейкоцитозов: а) по степени увеличения количества лейкоцитов; б) по преобладанию отдельных видов лейкоцитов; в) в зависимости от качественных изменений нейтрофильных лейкоцитов.

Основные механизмы развития лейкоцитозов (роль лейкопоэтинов, гормонов, симпатических и парасимпатических нервных влияний в развитии лейкоцитозов). Качественные изменения лейкоцитов при лейкоцитозах.

Основные биологические закономерности развития лейкоцитозов (зависимость лейкоцитоза от реактивности организма, силы и характера раздражителя). Стадии лейкоцитарной реакции при остром инфекционном заболевании, закономерности их развития.

2. Лейкемоидные реакции, их виды, механизмы развития.

3. Лейкопения. Классификация лейкопений, причины и механизмы развития лейкопений.

V. ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

1. Конспект лекции.

2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. – М.: Триада-Х, 2000. - С. 469-475.

3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, В.В. Новицкого. – Томск, 1994. - С. 280-283.

4. Руководство к практическим занятиям по патофизиологии / Под ред. С.М. Павленко. – М., 1974. - С. 120-122.

5. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – Киев, 1985. - С. 349-355 или то же, 1994, С. 349-355.

б) дополнительная:

1. Исследование системы крови в клинической практике. Под ред.
Г.А. Козинца и В.А. Макарова. – М.: Триада-Х, 1997. – С. 133-243.

2. Клинические аспекты лейкопений, нейтропений и функциональных нарушений нейтрофилов. – СПб.: Фолиант, 2002. – 416 с.

3. Козловская Л.В., Мартынова М.А. Учебное пособие по клиническим лабораторным методам исследования. - М., 1975. - С. 22-27, 58-64, 69-71, 81-93.

4. Кузник Б.И. Физиология и патология системы крови. – Чита, 2002. –
С. 111-113.

5. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 2 т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т. 2. – С. 45-56, 85-86.

6. Руководство по гематологии в 2-х томах / Под ред. А.И. Воробьева. – М., 1985.

7. Секреты гематологии и онкологии / Пер. с англ. – М.: "Издательство Бином", 1997. - С. 47-50, 134-142, 148-152.

8. Справочник по гематологии. – Киев: Здоровье, 1997. – С. 110-122, 187-209.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Определение понятия "лейкоцитоз", принципы классификации лейкоцитозов.

2. Виды лейкоцитозов по различным классификациям.

3. Причины развития защитно-приспособительных лейкоцитозов.

4. Роль гормональных механизмов в развитии лейкоцитозов.

5. Роль лейкопоэтинов и клеточных механизмов в развитии лейкоцитозов.

6. Роль нервных механизмов в развитии лейкоцитозов.

7. Причины и механизмы развития нейтрофильного лейкоцитоза.

8. Причины и механизмы развития эозинофильного лейкоцитоза.

9. Причины и механизмы развития базофильного лейкоцитоза.

10. Причины и механизмы развития моноцитарного лейкоцитоза.

11. Причины и механизмы развития лимфоцитарного лейкоцитоза.

12. Качественные изменения нейтрофильных лейкоцитов при лейкоцитозах.

13. Стадии и механизмы лейкоцитарной реакции при острых инфекционных заболеваниях.

14. Определение и виды лейкемоидных реакций.

15. Основные гематологические проявления лейкемоидных реакций.

16. Определение и классификация лейкопений.

17. Причины и механизмы развития лейкопений.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.

В процессе самоподготовки к занятию студент должен заполнить таблицу:

 

Характер лейкоцитарной реакции при некоторых заболеваниях

  Заболевания Вид лейкоцитоза
нейтрофильный эозинофильный базофильный лимфоцитарный моноцитарный
Острое инфекционное заболевание: -начало          
-разгар          
-выздоровление          
Острый миелолейкоз          
Хронический миелолейкоз          
Острый лимфолейкоз          
Травма черепа          
Септический эндокардит          
Эритремия          
Острая кровопотеря          
Глистные инвазии          
Туберкулез          
Гемофилия          
Лимфогрануломатоз          
Инфекционный мононуклеоз          
Аллергические заболевания          
Коклюш          
Базедова болезнь          
Малярия          
Краснуха          

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.

1. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.

2. Самостоятельная работа студентов по изучению механизмов развития лейкоцитарной реакции у кролика.

3. Самостоятельное написание заключения по готовому анализу крови .

4. Самостоятельное решение проблемных задач.

 

ООД

при изучении механизмов развития лейкоцитарной реакции у кролика

 

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Забор крови для подсчета количества лейкоцитов.     2. Проведение опыта.     3. Определение числа лейкоцитов в периферической крови.   4. Анализ полученных данных.     5. Оформление протокола и написание вывода.   1. Взять два кролика и произвести забор крови для подсчета лейкоцитов. Для этого животным обработать эфиром или спиртом ухо, вытереть насухо ваткой и сделать прокол краевой вены. Набрать в пипетку 0,02 мл крови, в которую заранее налито 0,38 мл 3% раствора уксусной кислоты. 2. Одному кролику внутрибрюшинно ввести 5 мл охлажденного кипяченого молока с 5 мл физиологического раствора, второму - смесь молока (5 мл) с 5 мл 1% раствора новокаина. Через 45 мин после введения растворов у кроликов повторно взять кровь. 3. Определить число лейкоцитов в обеих порциях первого и второго кроликов по классической методике (см. "Руководство к практическим занятиям по патологической физиологии" под ред. С.М. Павленко, М., 1974. - С. 121). 4. Сравнить количество лейкоцитов в периферической крови животных до и после введения им молока на фоне новокаина и без него. Объяснить различие изменений числа лейкоцитов у первого и второго кроликов. 5. Полученные результаты представить в виде таблицы, описать механизмы развития выявленных различий.

 


ООД

при написании заключения по анализу крови

 

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Выявление изменений красной крови. 2. Выявление количественных изменений белой крови.   3. Выявление качественных изменений белой крови.   4. Анализ изменения белой крови.     5. Оформление протокола и написание заключения.   1. Выполнить все действия, описанные в ООД при написании заключения по анализу красной крови. 2. Выявить изменения общего количества лейкоцитов в периферической крови. Определить изменения относительных показателей в лейкоцитарной формуле и вычислить абсолютное содержание различных видов лейкоцитов (в 1 литре крови), сравнить их с нормальными показателями. Охарактеризовать выявленные изменения согласно принятым классификациям. 3. Определить характер качественных изменений в лейкоцитарной формуле: установить наличие или отсутствие ядерного сдвига нейтрофильных лейкоцитов, его направленность и степень выраженности.   4. Дать характеристику всем выявленным изменениям согласно существующим классификациям. Определить, пользуясь таблицей "Характер лейкоцитарной реакции при некоторых заболеваниях", при каких заболеваниях (заболевании) могут быть такие изменения крови. 5. Данные анализа записать в тетрадь, дать развернутую характеристику изменениям красной и белой крови, установить связь выявленных изменений красной и белой крови с определенным видом патологии и объяснить механизмы их развития.

 

ЛЕЙКОЗЫ

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Лейкоз – это сравнительно частое, тяжелое; прогрессирующее заболевание кроветворной ткани опухолевой природы. Знание причин возникновения, механизмов развития и проявления лейкозов необходимо врачу для проведения целенаправленной профилактики, своевременного выявления болезни и назначения эффективного лечения.



2016-09-16 651 Обсуждений (0)
ЛЕЙКОЦИТОЗЫ. ЛЕЙКОПЕНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛЕЙКОЦИТОЗЫ. ЛЕЙКОПЕНИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (651)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)