Перевод первичных баллов в баллы МПСС 7 страница
Обработка и интерпретация результатов. Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий. Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»: 1) человек-человек; 2) человек-техника; 3) человек-знаковая система; 4) человек-художественный образ; 5) человек-природа. Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»: А) исполнительские; Б) творческие.
Набор профессиографических материалов для профессиональной переориентации
Резюме 1 Фамилия, имя, отчество_______________________ Год рождения_____ Образование_______________ Дата заполнения_________
Резюме 2
Автобиографическая анкета Фамилия, имя, отчество Дата и место рождения _____________________ Семейное положение_________________________ Адрес, телефон_______________________________ Образование (какие учебные заведения окончил(а) и когда)_______ - _______________________________ Специальность по образованию (указать все дипломы, свидетельства и т. п., которые имеются)____________ Опыт работы (какой работой приходилось заниматься, в каких организациях, в течение какого времени и на каких должностях)________ Дополнительная информация (представляющая вас в выгодном свете — например, об увлечениях, связанных с ними навыках и умениях, участии в общественной жизни и пр.) Дополнительные профессиональные навыки (нужное подчеркнуть): Машинопись: не владею; со средней скоростью; слепой метод; рус. лат. Компьютерная грамотность: не владею; пользователь; программист. Языки программирования:____________________ Владение офисной техникой:__________________ Иностранные языки: со словарем; разговорный; свободно. Другие сведения о себе:_______________________ Ожидаемый месячный заработок:_______________ Оценка требований к будущей работе:__________
Подпись______________ Дата
Заключительная анкета результатов работы по профессиональной адаптации Фамилия, имя, отчество_______________________ Дата заполнения_____________ Что вы думаете по поводу курса по профадаптации? Помог ли вам курс по профадаптации в чем-либо? Какое занятие было наиболее интересным? Какое занятие было наименее интересным? Какое занятие было наиболее полезным? Что еще, на ваш взгляд, было бы полезно освоить в программе курса? Есть ли у вас какие-либо дополнительные замечания? Подпись Дата
4.8. Диагностика профессиональной компетентности
4.8.1. Выявление и анализ профессионально важных качеств специалистов системы «человек-техника»[7] , Успешность профессиональной деятельности в системе «человек-техника» во многом зависит от психофизиологических особенностей, целого ряда психологических качеств, нервно-психической устойчивости и др. Они могут быть изучены в «первом приближении», то есть ориентировочно, и углубленно. Для ориентировочного обследования в конкретной сфере целесообразно использовать свои специфические методики. Одна из них — методика «Диагностический опросник «Человек-машина» Диагностический опросник «Человек-машина» Диагностическая цель. Методика предназначена для первичного определения пригодности испытуемого для работы на транспорте. Она позволяет выявить интерес к технике, физическое развитие и состояние здоровья, определить усидчивость, внимание, чувство самосохранения, реакцию, выдержку, ответственность, умение сосредоточиться при наличии внешних раздражителей. Методика, наряду с профотбором, используется для более углубленной профессиональной ориентации и при приеме на работу на должности, связанные с эксплуатацией техники. Процедура тестирования. Время обследования испытуемого не ограничено, но следует предупредить о необходимости работать в течение 30-40 минут. Для более углубленного изучения испытуемого необходимо провести психофизиологическое обследование, которое предусматривает использование аппаратурных и бланковых методик, изучение свойств личности и степени ее нервно-психической устойчивости. Инструкция. Перед вами вопросы, которые помогут вам оценить выбор профессии. На вопросы нужно отвечать «ДА» или «НЕТ», проставляя ответы в листе ответов под цифрой соответствующего вопроса. Подумайте перед тем как ответить на каждый вопрос. Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Если у вас возникают сомнения или затруднения с выбором ответа, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается. Укажите свою фамилию, имя, отчество и дату заполнения. Желаем успехов в работе!» Стимульный материал. Вопросы: 1. Нравится ли вам смотреть на дорогу через ветровое стекло автомобиля? 2. Сможете ли вы пробежать 1 км? 3. Всегда ли вы доводите начатое дело до конца? 4.Часто ли вам удается поймать случайно задетые столовые приборы (ложку, чашку, тарелку и т. п.)? 5.Существуют ли у вас боли (тяжесть) в пояснице (спине)? 6. Вы человек рассеянный? 7. Часто ли вы ругаетесь с кем-либо в общественных местах (транспорт, магазины и т. д.)? 8.Любите ли вы рисковать? 9.Пугают ли вас резкие звуки? 10.Любите ли вы работать самостоятельно? 11.Любили ли вы в школе уроки труда? 12.Любите ли вы читать о путешествиях? 13.Поднимете ли вы груз весом в 16 кг? 14.Вы человек обязательный? 15.Может ли вас шокировать неожиданная ситуация? 16.Хорошо ли вы различаете цвета? 17.Часто ли вы теряете предметы быта? 18.Легко ли вас вывести из равновесия? 19.Любите ли вы играть в азартные игры? 20.Можете ли вы нормально выполнять работу, когда включен приемник, магнитофон? 21.Нравится ли вам однообразная работа? 22.Сможете ли вы разобраться в несложном техническом чертеже? 23.Доставляет ли вам удовольствие разбираться в техническом устройстве машины? 24.Любители вы заниматься спортом? 25.Вы бы поехали на красный свет? 26.Умеете ли вы полностью расслабляться? 27.Хорошее ли у вас зрение? 28.Умеете ли вы сосредоточиться на одном деле? 29.Вы человек выдержанный? 30.Умеете ли вы вовремя себя остановить, когда видите, что у вас ничего не получается? 31.Часто ли вы забываете выключить чайник, кран в ванной, закрыть квартиру и т. п.? 32.Любите ли вы созерцать природу, красивые строения и т. п.? 33.Нравится ли вам читать, слушать, смотреть фильм о научно-технических достижениях, устройстве и эксплуатации техники? 34.Нравится ли вам управлять техническим средством? 35.Утомляют ли вас путешествия? 36.Уйдете ли вы спокойно с работы, не выполнив задания на день? 37.Вы быстро выполняете полученную работу? 38.Хорошо ли вы видите ночью? 39.Легко ли вас отвлечь от какого-либо занятия? 40.Вы часто ссоритесь по пустякам? 41.Следуете ли вы поговорке: «Или грудь в крестах, или голова в кустах»? 42.Вы часто отвлекаетесь на посторонние дела? 43.Вас усыпляет монотонная работа? 44.Доставляет ли вам удовольствие что-нибудь изобретать и конструировать? 45.«Любит» ли вас техника? 46.Любите ли вы физическую работу? 47.Часто ли вы опаздываете на работу (занятия, встречу и т. д.)? 48.Вы человек подвижный? 49.Вызывает ли у вас отвращение запах бензина? 50.Вы человек внимательный? 51.Умеете ли вы сдерживать свои эмоции? 52.Присуще ли вам чувство самосохранения? 53.Случалось ли у вас, что, задумавшись, вы можете пройти подъезд своего дома, не заметить идущего вам навстречу знакомого и т. п.? 54.Вы человек усидчивый? 55.Нравится ли вам разбираться в устройстве бытовых электро- и радиоприборов? Обработка результатов. Обработка результатов сводится к подсчету «ДА» и «НЕТ». За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл. Если ответ не совпал с ключом, баллы не начисляются. Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество «ДА» и «НЕТ» в соответствии с ключом по одиннадцати параметрам: 1.Интерес к технике. 2.Физическое развитие. 3.Наличие чувства ответственности. 4. Быстрота принятия решения (реакция). 5. Состояние здоровья. 6. Внимание. 7. Психологическая устойчивость. 8. Наличие чувства самосохранения. 9. Устойчивость к внешним раздражителям. 10.Склонность к однообразной работе. 11.Техническая грамотность. Испытуемый рекомендуется к обучению и работе по специальности, если по каждому из одиннадцати параметров он набрал более 3 баллов. При любом ответе «НЕТ» на вопросы № 16, 27, 38 и «ДА» на вопросы № 5, 49 следует предложить испытуемому пройти углубленное медицинское обследование. Ключ. При ответах «ДА» на вопросы: 1, 2,3,4, 10, 11, 12, 13, 14, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 37, 44, 45, 46, 48, 50,51, 52, 54, 55 и «НЕТ»: 6, 7, 8, 9, 15, 17, 18, 19, 25, 31, 35, 36, 39, 40, 41, 42, 43, 47, 53 присваивается 1 балл. ЛИСТ ОТВЕТОВ Дата . Фамилия, имя, отчество
Второй этап — углубленное изучение пригодности к деятельности в системе «Человек-техника»—требует специального диагностического инструментария. Для эффективной деятельности в системе «человек-техника» важен моторный компонент деятельности, т. е. характеристики психомоторных качеств. Для оценки этих качеств могут быть использованы следующие методики: «Простая сенсомоторная реакция»; «Сложная зрительно-моторная реакция»; «Реакция на движущийся объект». Методика «Простая сенсомоторная реакция» предназначена для исследования скорости протекания нервных процессов. Время реакции определяют как интервал между появлением сигнала и ответным действием. Чаще всего изучают два вида простых сенсомоторных реакций: акустико-моторную, зрительно-моторную. Измерение простой сенсомоторной реакции может успешно производиться с помощью рефлектометров различной конструкции. Основным элементом этих приборов является электромиллисекундомер, который включается в момент подачи обследуемому раздражителя (светового или звукового) и выключается в момент начала ответной реакции. Методика реализуется следующим образом. Обследуемый сидит в удобной позе, его правая рука находится на кнопке. Вначале предлагается осуществить несколько пробных попыток, чтобы дать испытуемому возможность освоиться с аппаратурой, настроиться на внимательную работу. Для предупреждения преждевременных реакций полезно при тренировке подачу сигналов производить с различными интервалами. При нажатии испытуемым кнопки до появления сигнала следует указать, что преждевременная реакция является показателем невнимательности и не учитывается. Методика «Реакция на движущийся объект» предназначена для оценки точности движений, динамического глазомера, а также уравновешенности основных нервных процессов. Сущность методики состоит в остановке обследуемым бегущей стрелки миллисекундомера на нулевом делении шкалы с помощью кнопки. После небольшой тренировки дается 20-30 зачетных попыток. Запуск стрелки производится с различных делений шкалы, чтобы у обследуемого не выработался условный рефлекс на время. Учитываются следующие показатели: количество точных, преждевременных запаздывающих реакций в процентах к общему их числу, а также средняя величина ошибки в миллисекундах (частное от деления суммы абсолютных величин ошибок на общее количество реакций).
4.8.2. Исследование профессионально важных качеств для профессии системы «человек-человек»[8]
Профессионально важными качествами специалиста в системе «человек-человек» являются, прежде всего, личностные компоненты деятельности. То есть для составления прогноза в этой системе необходимо оценить эмоционально-волевую сферу, коммуникативные и организаторские способности. В качестве методик для оценки уровня развития этих качеств могут быть использованы различные тесты. Например: ■ «Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС); ■ «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ). Данные, полученные в результате тестирования, должны быть уточнены психологом в результате наблюдения и беседы после обработки результатов тестирования.
Методика КОС (В.В. Синявского и Б.А. Фелоришина)[9] Для проведения исследования необходимо подготовить вопросник КОС и лист для ответов. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию. Инструкция. Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) — поставьте знак минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда вы запишете свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимым подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов. ВОПРОСНИК КОС 1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? 2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения? 3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей? 4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? 5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств разными людьми? 6. Нравится ли вам заниматься общественной работой? 7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или с какими-либо другими занятиями, чем с людьми? 8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них? 9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту? 10.Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? 11.Трудно ли вы включаетесь в новую для вас компанию? 12.Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня? 13.Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми? 14.Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением? 15.Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе? 16.Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств? 17.Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком? 18.Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя? 19.Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному? 20.Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке? 21.Нравится ли вам постоянно находиться среди людей? 22.Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело? 23.Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? 24.Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 25.Любите ли вы участвовать в коллективных играх? 26.Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей? 27.Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей? 28.Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты? 29.Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию? 30.Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе? 31.Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? 32.Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами? 33.Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию? 34.Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 35.Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей? 36.Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 37. Верно ли, что у вас много друзей? 38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей? 39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с незнакомыми людьми? 40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей? Лист ответов Фамилия, имя, отчество Дата Возраст
Обработка результатов. 1. Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. Дешифратор. Коммуникативные склонности: ■ положительные ответы — вопросы 1-го столбца; ■ отрицательные ответы — вопросы 3-го столбца. Организаторские склонности: ■ положительные — вопросы 2-го столбца; ■ отрицательные — вопросы 4-го столбца 2. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кk) и организаторских (Ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх), организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадений
Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками (табл. 32). Таблица 32 Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей
Интерпретация результатов. При анализе полученных данных необходимо учитывать следующие параметры: 1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. 2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присуши на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и, выступая перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. 3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей. 4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принял самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. 5. Испытуемые, получившие высшую оценку — 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ)
Диагностическая цель. Для более глубокого изучения личностных качеств и выработки рекомендаций по профессиональному предназначению. Опросник, разработанный А.Г. Маклаковым и СВ. Чермяниным, содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы: ■ «достоверность «(Д); ■ «адаптивные способности» (АС); ■ «нервно-психическая устойчивость» (НПУ); ■ «моральная нормативность» (МН). Инструкция. На каждое утверждение необходимо ответить «да» или «нет». Стимульный материал. Текст опросника: 1.Бывает, что я сержусь. 2.Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим. 3.Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда. 4.Судьба определенно несправедлива ко мне. 5.Запоры у меня бывают. 6.Временами мне очень хотелось покинуть свой дом. 7.Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться. 8.Мне кажется, что меня никто не понимает. 9. Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я 10. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие 11. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе. 12.У меня бывают часто странные и необычные переживания.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (361)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |