Деловые игры и упражнения для коррекции и развития профессиональной компетентности
Ролевая игра «Повышение и увольнение»1 Цель: предназначено для отработки тактик самопрезентации и убеждения. Проанализировать значимость переговоров в системе «начальник-подчиненный». Целесообразно использовать в работе с руководителями среднего звена. Описание упражнения. Участники работают в нескольких раундах по четверкам. Инструкция. В предлагаемом вам упражнении вы будете работать по четверкам. Один из вас будет играть роль руководителя, трое других — роли его подчиненных. Игровые условия. Руководитель пригласил троих свои подчиненных, чтобы сообщить им о необходимости ему уехать на длительный срок (например на 3 месяца на стажировку за границу). Вместо себя он должен оставить кого-то из них (т. е. фактически, один из подчиненных должен быть повышен). С другой стороны, ситуация на рынке требует сокращения одной управленческой единицы, поэтому один из троих по итогам разговора будет уволен. Взаимодействие в раунде происходит следующим образом: — сначала руководитель говорит вступительную речь своим подчиненным (1 минута); - затем подчиненные по очереди высказывают собственные соображения, почему они не должны быть уволены (по одной минуте на каждого); — выслушав выступления подчиненных, руководитель принимает решение о судьбе каждого из подчиненных, и в течение минуты аргументирует свои решения уволенному и неповышенному подчиненным. 1. Управление персоналом. Практикум: упражнения, тесты / Под ред. М.Н. Кулапова — М.: Экзамен, 2003. — 256 с.
По итогам раунда в карточки участников ставятся баллы: 0 баллов тому подчиненному, чья аргументация руководителю была неубедительной — его уволили. 1 балл тому подчиненному, чья аргументация была 2 балла тому подчиненному, чья аргументация убедила руководителя повысить его. Подчиненные (кроме повышенного) могут поставить (а могут не поставить) руководителю по одному баллу, если они остались удовлетворены теми аргументами, которые руководитель привел для обоснования своего не самого лучшего для них решения. Таким образом, в каждом раунде каждый участник может получить от 0 до 2 баллов за собственное умение аргументировать свою позицию и презентовать себя во взаимодействии. В игре четыре раунда. Даже если вы встретитесь с одним и тем же человеком второй раз, каждый раз ваши статусы будут различны. Каждый из вас побывает в роли руководителя и трижды в роли подчиненного. По итогам упражнения мы проанализируем удачные ходы аргументации. В ходе анализа участники высказывают свое мнение о том, какие ходы аргументации были выигрышными для них как руководителей, а какие работали против самого подчиненного. Для этого в режиме фронтального опроса заполняется таблица:
По итогам тренеру важно подчеркнуть, что аргументация «не работает», если говорящий не прояснил для себя, какие задачи хочет решить для себя партнер, в данном случае — начальник. А хочет он, в первую очередь, решить вопрос безопасности (чтобы его не подсидели), вопрос стабильности (чтобы без него — как с ним и не хуже), вопрос контроля (держать руку на пульсе). Важно также подчеркнуть, что руководитель уже в своей вступительной речи оговаривает те критерии, которые считает важными. Если их услышать, зафиксировать и вернуть руководителю как собственный аргумент — велика вероятность «попадания в яблочко». Т.е. аргументы должны ложиться точно в цель, которую можно выделить, если внимательно слушать, понимать и фиксировать услышанное. Ролевая игра «Небрежность в работе»' Цель: развитие умений достигать согласия и принятия обязательств со стороны сотрудника, стимулировать его желание изменить свое отношение к работе. Четкое определение и согласованное принятие планов, целей и требований. Описание упражнения. В игре могут принимать участие 2 человека, остальные выступают в роли наблюдателя. Как вариант — участники разбиваются на тройки, где 2 человека — главные действующие лица, третий — наблюдатель. Выдайте каждому участнику листок с описанием его роли: сотрудника или менеджера. Наблюдатели получают копии всех материалов и таблицы ведения наблюдений. Во время обсуждения рекомендуется обратить особое внимание на следующие вопросы: ■ Удалось ли менеджеру достичь своей цели? ■ Насколько ему удалось стимулировать самоанализ сотрудницы? ■ Согласилась ли сотрудница с тем, что ей надо измениться? Были ли определены требования? ■ Насколько удалось менеджеру вовлечь сотрудницу в процесс определения требований на будущее? ■ Кто больше говорил? Насколько внимательно слушал менеджер? Кроме того, группа должна постараться ответить на следующие вопросы: ■ Насколько удалось участникам восстановить реальную картину ситуации? Насколько удачно задавались вопросы? ■ Насколько непредвзято участники подошли к собеседованию? Хорошо ли они слушали собеседника? ■ Осталось ли у обеих сторон ощущение, что им удалось достичь своих целей? ■ Эффективен ли был выбранный ими подход? Удалось ли тактично разобраться с проблемами? ■ Можно было бы добиться других результатов при ином подходе? 1 Турнер Д. Ролевые игры. Практическое руководство. — СПб: Питер, 2002. — 352 с. Раздаточный материал
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (503)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |