Судебная власть и правосудие
Основная функция судебной власти − осуществление правосудия. Правосудие − это разрешение социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права, посредством судопроизводства в особой процессуальной форме. Основные принципы организации и деятельности судебной власти закреплены в главе 7 Конституции РФ: − правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия; − судебная система РФ едина, она устанавливается Конституцией РФ и законом, создание чрезвычайных судов не допускается; − судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону; − судьи несменяемы, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом; − судьи неприкосновенны, судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом; − разбирательство дел во всех судах открытое, слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом; − судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суды не должны отдавать предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям; − судебные постановления обязательны для исполнения на всей территории субъектов РФ; − финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Конституция РФ предусматривает 4 вида судопроизводства, посредством которых реализуется судебная власть: 1) конституционное; 2) гражданское; 3) административное; 4) уголовное. Каждый из этих видов судопроизводства имеет свои особенности, связанные со спецификой рассматриваемых дел и свои источники, которыми данный вид судопроизводства регулируется. Так, конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Источниками правового регулирования в данном случае выступают: Федеральный конституционный закон «О Конституционным Суде РФ» и соответствующие законы субъектов РФ. Гражданское судопроизводство связано с применением гражданского, жилищного, семейного, трудового законодательства. Его порядок регламентируется Гражданским процессуальным Кодексом РФ. Административное судопроизводство реализуется в двух случаях: 1) при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях (регламентируется нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях); 2) при рассмотрении дел об оспаривании действий, решений, правовых актов органов государственной власти местного самоуправления (регламентируется Кодексом административного судопроизводства РФ). Уголовное судопроизводство связано с рассмотрением уголовных дел и регламентируется Уголовно-процессуальным Кодексом РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[151] судебная система состоит из двух уровней − федеральных судов и судов субъектов РФ. К федеральным судам относятся: − Конституционный Суд РФ; − Верховный Суд РФ; − верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; − арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов РФ относятся: − конституционные (уставные) суды субъектов РФ; − мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Судебная власть занимает особое место в механизме государства. Эта особенность состоит в том, что она дистанцирована (обособлена) от других государственных органов, не находится в административной подчиненности у них. Более того, закон прямо запрещает какое-либо вмешательство в деятельность судов, внепроцессуальное обращение к судьям с какими-либо просьбами. Принцип независимости суда предполагает не только запрет внешнего вмешательства в его работу, но и внутреннюю объективность судей при рассмотрении дела, отсутствие предвзятости, обвинительного или оправдательного уклона. Задача судов состоит в применении законов. Причем суд обязан применять закон, исходя из его буквального толкования. Суд не вправе изменять, дополнять закон, придавать его нормам иной смысл. Также нужно иметь в виду, что суд рассматривает лишь вопросы права, поэтому вопросы экономической или политической целесообразности, вопросы морали и нравственности не могут быть предметом судебного дела.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (516)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |