Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. При подготовкепервого вопросаважно понять, чтодоказательство – это логическая



2016-09-16 367 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. При подготовкепервого вопросаважно понять, чтодоказательство – это логическая 0.00 из 5.00 0 оценок




При подготовкепервого вопросаважно понять, чтодоказательство – это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Сам процесс обоснования нередко называют доказыванием; в судопроизводстве этот процесс называют судебным доказыванием. Термин доказательство в процессуальном праве употребляется в двух смыслах: для обозначения фактических обстоятельств, связанных с существенными сторонами уголовного или гражданского дела (например, оставленные на месте преступления следы); для обозначения источников сведений о фактических обстоятельствах, имеющих отношение к делу (дневники, письма, показания свидетелей и т.п.). Правильное применение логического метода доказательства в процессе расследования обеспечивает последовательность и стройность и тем самым убедительность выводов, к которым приходит оппонент.

При подготовкевторого вопросанеобходимо рассмотреть два основных вида доказательств: прямое и косвенное.

Прямое доказательство — это то, которое, даже будучи взятым в отдельности, дает возможность сделать лишь один определенный вывод об искомом факте (разумеется, если оно достоверно).

Косвенное доказательство, взятое в отдельности, дает основание не для одного определенного, а для нескольких предположительных, вероятностных выводов. Например, по иску об установлении отцовства истица предоставила свидетельские показания о том, что соседи по квартире очень часто видели их вместе в период, когда предположительно ребенок был зачат. Это косвенное доказательство дает основание для предположительного вывода: мужчина может быть отцом ребенка, но с такой же вероятностью можно сказать, что этот мужчина не является отцом ребенка. Если же косвенные доказательства взять в совокупности, то, сопоставляя их, можно прийти к одному определенному выводу. В нашем примере, если добавятся такие сведения, как покупка данным мужчиной коляски для ребенка, его сообщения друзьям о том, что он стал отцом, и др., то решение может быть вынесено в пользу истицы.

При подготовкетретьего вопросаследует отметить, чтодоказательное рассуждение – характерная черта любого научного стиля мышления. Для формирования научных убеждений помимо доказательности требуется еще и убедительность рассуждения. Эти два качества рассуждения не всегда совпадают. Для усвоения научного доказательства требуется определенная подготовка в конкретной области знаний. Доказательные выводы способствуют перевоспитанию и переубеждению правонарушителей. Судебное доказывание по содержанию богаче, чем логическое доказательство. Анализируя соотношение судебного доказывания и логического доказательства, курсанты и слушатели с необходимостью уясняют принцип неразрывности практики и познания.

При подготовкечетвертого вопросанеобходимо уяснить, чтопомимо доказательства истинности некоторых утверждений важное место в научной практике занимает установление ложности высказываний (опровержение).

Опровержение – это логическая операция, направленная на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности выдвинутого тезиса. Опровергнуть какое-либо высказывание означает не что иное, как обосновать его ложность. По структуре опровержение тесно связано с доказательством. Поскольку операция опровержения направлена на разрушение ранее состоявшегося доказательства, то в зависимости от целей критического выступления оно может быть выполнено следующими тремя способами: критикой тезиса, критикой аргументов, критикой демонстрации.

По критической силе каждая из названных операций является весьма эффективной. Но следует помнить также и о том, что указанные способы опровержения применяются не только в качестве самостоятельных операций, но и в сочетаниях. Так, например, успешное использование опровержения демонстрации предполагает отчетливое представление о правилах и ошибках соответствующих умозаключений – дедукции, индукции, аналогии, в форме которых протекает обоснование тезиса. Но критика демонстрации сама по себе лишь разрушает доказательство и показывает необоснованность тезиса. Иногда думают, что, разрушив демонстрацию или опровергнув аргументы, тем самым опровергли и выдвинутый тезис. В действительности же о таком тезисе можно лишь сказать, что он не опирается на доводы, либо опирается на недоброкачественные доводы и требует нового обоснования. Сочетая различные операции, прямое опровержение тезиса, например, можно дополнить критическим разбором аргументов, анализ аргументов можно дополнить выявлением ошибок в процессе рассуждения и т.д.

Вопросы для самопроверки

6. Что представляет собой непосредственное доказательство?

7. Что такое опосредованное доказательство?

8. В чем заключается различие между прямыми и косвенными доказательствами?

9. Почему косвенные подтверждения обычно мене надежны, чем прямые?

10. В чем заключается опровержение аргументов доказательства и что представляет собой опровержение его демонстрации?

11. Почему тезис должен быть сформулирован ясно и определенно?

12. Что представляет собой логическая ошибка, называемая «подменой тезиса»?

Используемая литература: [1, 5, 6, 7, 10, 12, 16].


ГЛОССАРИЙ

Аналогия(или умозаключение по аналогии) – вид опосредованного умозаключения, в котором на основе сходства предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках.

Верификации принцип – одним из критериев науки, наряду с принципом фальсификации, позволяющий отличить научное знание от псевдонаучного или ненаучного. В силу принципа верификации только то знание является научным, которое можно в той или иной форме подтвердить.

Гипотеза – предположение, как правило, научного характера, выдвигаемое с целью объяснения чего-либо (объектов, явлений, событий), которое впоследствии подтверждается или опровергается.

Дедукция(или дедуктивное умозаключение) – вид опосредованного умозаключения, в котором из общего правила выводится частный случай; в дедукции рассуждение идет от большего к меньшему, знание сужается, и поэтому ее выводы достоверны.

Демонстрация– часть в структуре доказательства, наряду с тезисом и аргументами (основаниями), которая показывает, что тезис не просто связан с аргументами каким-либо образом, но и вытекает из них с достоверностью. Обычно демонстрация выражается в форме какого-либо умозаключения (как правило – дедуктивного).

Дизъюнкция (или дизъюнктивное суждение) – вид сложного суждения, образованного из простых суждений при помощи союза «или»; дизъюнкция бывает нестрогой, когда ее элементы (входящие в нее простые суждения) друг друга не исключают (например: Петров изучает английский, или он изучает немецкий) и строгой, когда ее элементы друг друга исключают (например: Петров родился в 1969 году, или он родился в 1971 году).

Доказательство – совокупность приемов подтверждения или опровержения чего-либо; оно состоит из трех частей:

а) тезис – что доказывается;

б) аргументы или основания – чем доказывается;

в) демонстрация – как доказывается или способ связи аргументов с тезисом.

Закон достаточного основания – один из основных законов логики, по которому любая мысль или тезис, для того чтобы иметь силу, должна быть доказана или обоснована какими-либо аргументами или основаниями; причем эти основания должны быть достаточными для доказательства исходной мысли или тезиса, то есть тезис должен вытекать из оснований с достоверностью.

Закон исключенного третьего – один из основных законов логики, по которому два противоречащих суждений об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными и не могут быть одновременно ложными.

Законы мышления (или законы логики) – объективные принципы или правила мышления, соблюдения которых приводит рассуждение (независимо от его содержания) к истинным выводам при условии истинности исходных суждений.

Закон противоречия – один из основных законов логики, по которому два противоположных суждения об одном и том же предмете, в одно и тоже время и в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными, но могут одновременно ложными.

Закон тождества – один из основных законов логики, по которому любая мысль должна быть равной самой себе, то есть должна быть ясной, точной и определенной (нельзя подменять и путать понятия, создавать двусмысленность, уклоняться от темы, употреблять одни и те же слова в разных значениях или вкладывать одни и те же значения в разные слова и т. п.).

Импликация (или импликативное суждение) – вид сложного суждения, образованного из простых суждений при помощи условного союза «если… то», например: Если вещество является металлом, то оно электропроводно. Первая часть импликации – это основание, а вторая часть следствие; из основания обязательно вытекает следствие, но из следствия не вытекает основание (например, из того, что вещество – металл, обязательно вытекает его электропроводность, но из того, что вещество электропроводно, не вытекает, что оно является металлом).

Индукция (или индуктивное умозаключение) – вид опосредованного умозаключения, в котором из нескольких частных случаев выводится общее правило; в индукции рассуждение идет от меньшего к большему, знание расширяется, и поэтому ее выводы чаще всего вероятностны.

Квантор– указатель на объем субъекта простого суждения (в роли кватора могут быть слова все, некоторые, ни один и т. п.).

Конъюнкция (или конъюнктивное суждение) – вид сложного суждения, образованного из простых суждений при помощи соединительного союза «и», например: Сверкнула молния, и загремел гром.

Логика (или формальная логика) - наука о формах и законах правильного мышления, которая появилась приблизительно в 5 в. до н.э. в Древней Греции и до сих пор сохраняет свое практическое значение.

Модус простого силлогизма – совокупность простых суждений (A, I, E, O) – посылок и вывода силлогизма.

Обращение (или конверсия) – способ преобразования простого суждения, который заключается в том, что его субъект и предикат меняются местами. Например, суждение Все караси (S) являются рыбами (P), преобразуются путем обращения так: Некоторые рыбы (S) являются карасями (P). Обращение также считается одним из видов непосредственных умозаключений.

Объем понятия – количество объектов, охватываемых этим понятием. Например, понятие человек охватывает собой огромное количество объектов, то есть всех людей), в объем же понятия первый президент Америки входит только один объект (то есть только один человек), а в объем понятия марсианский житель не входит ни одного объекта. Таким образом, по объему понятия бывают общими, единичными и нулевыми, или пустыми.

Определение понятия – логическая операция, которая раскрывает содержание понятия. Наиболее распространенный способ определения заключается в то, что определяемое понятие подводится под ближайшее к нему родовое понятие, после чего указывается на его видовое отличие (определение через род и вид), например: Сутки – это часть времени, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг своей оси (первая часть определения является подведением определяемого понятие сутки под родовое понятие часть времени, а вторая часть указывает на его видовое отличие от других частей или отрезков времени).

Пересечение – логическое отношение между понятиями, объемы которых совпадают или соприкасаются только в некоторых своих элементах. Например, понятия студент и спортсмен находятся в отношении пересечения.

Подчинение – логическое отношение между понятиями, объем одного из которых полностью включается в объем другого. Например, понятия карась и рыба находятся в отношении подчинения.

Понятие – форма мышления, которая означает какой-либо объект или его признак и выражается в форме слова или словосочетания, например: человек, птица небесное тело, знаменитый русский писатель, мужество, красота и т. п.

Превращение (или обверсия) – способ преобразования простого суждения, который заключается в том, что его связка меняется с положительной на отрицательную или наоборот. Например, суждение Все караси являются рыбами преобразуются путем превращения в суждение Все караси не являются не рыбами (любое утверждение равно двойному отрицанию). Превращение также считается одним из видов непосредственных умозаключений.

Предикат – элемент простого атрибутивного суждения, обозначающий какой-либо признак или свойство его субъекта, или то, что говорится о субъекте. Например, в суждении Все учебники – это книги понятие учебники является субъектов, а понятие книги – предикатом (в данном суждении о учебниках говорится то, что они книги, или неотъемлемое свойство любого учебника заключается в то, чтобы быть книгой). Предикат обозначается заглавной латинской буквой P.

Равнозначность – логическое отношение между понятиями, объемы которых полностью совпадают, например понятия квадрат и равносторонний прямоугольник находятся в отношении равнозначности, потому что любой квадрат является равносторонним прямоугольником, а любой равносторонний прямоугольник является квадратом.

Силлогизм– дедуктивное умозаключение. Существует несколько видов силлогизмов, которые различаются суждениями, входящими в них в качестве посылок.

Содержание понятия – наиболее важные признаки того объекта, который обозначается этим понятием.

Софизм – внешне правильное и убедительное доказательство какой-либо ложной мысли (идеи) с помощью преднамеренного нарушения логических законов. Например, софизмом является следующее рассуждение: 3 и 4 – это два разных числа, 3 и 4 это семь, следовательно, семь это два разных числа. В этом рассуждении смешиваются две различные вещи: простое перечисление чисел и математическая операция сложения, то есть нарушается логический закон тождества.

Субъект – элемент простого атрибутивного суждения, обозначающего предмет (объект) суждения или то, о чем идет речь в суждении. Например, в суждении Все планеты являются небесными телами речь идет о планетах, поэтому понятие планеты является его субъектом, а понятие небесные тела – предикатом. Субъект суждения обозначается заглавной латинской буквой S.

Суждение– это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается (то же, что и высказывание). Суждение состоит из понятий, связанных между собой, выражается в форме предложения, может быть истинным или ложным, простым или сложным (сложное суждение состоит из простых суждений, соединенных каким-либо союзом). Примеры суждений: Все города – это населенные пункты; Некоторые курсанты являются спортсменами; Ни один кит не является рыбой; Сверкнула молния, и загремел гром; Если вещество металл, то оно электропроводно и т. п.

Теоретический уровень научного познания – второй этап научного познания, на котором путем выдвижения гипотез и их последующего подтверждения и превращения в теории или опровержения и замены новыми гипотезами происходит объяснение фактов, накопленных на первом, эмпирическом уровне, или этапе научного познания.

Умозаключение – форма мышления, в которой из нескольких исходных суждений (посылок) вытекает новое суждение (вывод).

Фальсификации принцип– один из критериев науки, наряду с принципом верификации, позволяющий отличить научное знание от псевдонаучного или ненаучного. В силу принципа фальсификации только то знание является научным, которое можно опровергнуть. Наука, в отличие от псевдонауки, постоянно развивается: старые гипотезы и теории сменяются новыми (опровергаются ими), поэтому в науке важна не только подтверждаемость гипотез и теорий, но и их опровержимость.

Форма мышления – способ выражения мыслей или схема их построения. По содержанию мышление бесконечно многообразно, но все это многообразие укладывается всего в несколько форм. Например, различные по содержанию высказывания:

1. Все планеты – это небесные тела; 2. Все академииэто научные заведения; 3. Все квадраты – это геометрические фигуры имеют одну и ту же форму: Все А - это B. Существует три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение, которыми занимается логика, в силу чего она также часто называется формальной логикой.

Эмпирический уровень научного познания – первый этап научного познания, представляющий собой накопление фактов, которые подлежат объяснению на втором, теоретическом уровне, или этапе научного познания.

 

Примерные вопросы для сдачи зачета

 

1. Предмет формальной логики.

2. Понятие как форма мысли.

3. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

4. Виды понятий.

5. Отношения между понятиями.

6. Обобщение и ограничение понятий.

7. Определение понятий. Виды определений.

8. Правила определения понятий. Ошибки в определении.

9. Деление понятий. Виды делений.

10. Правила деления понятий. Ошибки в делении.

11. Суждение как форма мысли. Структура простого суждения.

12. Виды простых суждений.

13. Классификация суждений по количеству и качеству.

14. Правила распределения терминов простых атрибутивных суждений.

15. Отношения между атрибутивными суждениями по правилам логического квадрата.

16. Соединительные (конъюнктивные) суждения и условия их истинности.

17. Разделительные (дизъюнктивные) суждения и условия их истинности.

18. Условные (импликативные) суждения и условия их истинности.

19. Закон тождества.

20. Закон непротиворечия.

21. Закон исключенного третьего.

22. Закон достаточного основания.

23. Умозаключение как форма мысли. Структура умозаключения.

24. Виды умозаключений: непосредственные и опосредованные, индуктивные и дедуктивные.

25. Категорический силлогизм и его структура.

26. Общие правила силлогизма.

27. Условно-категорический силлогизм и его структура. Модусы условно-категорического силлогизма.

28. Разделительно-категорический силлогизм и его структура. Модусы разделительно-категорического силлогизма.

29. Индуктивное умозаключение и его структура. Полная и неполная индукция.

30. Методы установления причинных связей.

31. Общая характеристика логического доказательства и его структура. Виды доказательств.

32. Опровержение и его структура. Виды опровержений.

33. Правила доказательства и опровержения. Ошибки, возникающие при нарушении этих правил.

 


Литература

Базовый учебник

1. Кириллов В. И. Логика : учеб. для юрид. вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. ‒ 6-е изд., перераб. и доп. ‒ М. : Проспект, 2011. ‒ 233 с.

 

Основная литература

2. Агапов Е. П. Логика : учеб. пособие / Е. П. Агапов. ‒ М. : Дашков и Ко ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2014. – 159 с.

3. Бочаров В. А. Основы логики : учеб. для студ. вузов / В. А. Бочаров, В. И. Маркин. – М. : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2013. – 333 с.

4. Герасимова И. А. Введение в теорию и практику аргументации : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению «Философия» / И. А. Герасимова. – М. : Логос, 2012. – 310 с.

5. Гетманова А. Д. Логика для юристов : учеб. пособие для вузов / А. Д. Гетманова. – 9-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2013. – 415 с.

6. Гетманова А. Д. Логика : учеб. для студентов вузов / А. Д. Гетманова. –17-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2013. – 415 с.

7. Гетманова А. Д. Логика : учеб. для пед. вузов / А. Д. Гетманова. ‒ 15-е изд., стер. ‒ М. : Омега-Л, 2010. – 415 с.

8. Ивин А. А. Теория и практика аргументации : учеб. для бакалавров / А. А. Ивин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 300 с.

9. Ивлев Ю. В. Логика : учеб. для студ. вузов / Ю. В. Ивлев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2010. – 296 с.

10. Ивлев Ю. В. Логика для юристов : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. и направ. «Юриспруденция» / Ю. В. Ивлев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2010. – 272 с.

11. Кириллов В. И. Упражнения по логике : учеб. пособие / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2009. – 184 с.

12. Мареев С. Н. Логика : учебник / С. Н. Мареев. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Экзамен, 2009. – 317 с.

13. Михалкин Н. В. Логика и аргументация для юристов : учеб. пособие для бакалавров / Н. В. Михалкин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 365 с.

14. Сковиков А. К. Логика : учеб. и практикум для бакалавров / А. К. Сковиков. – М. : Юрайт, 2013. – 575 с.

15. Хоменко И. В. Логика : конспект лекций / И. В. Хоменко. – М. : Юрайт, 2010. – 192 с.

16. Хоменко И. В. Логика. Теория и практика аргументации : учеб. для бакалавров / И. В. Хоменко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 327 с.


Дополнительная литература

17. Афанасьева О. В. Логика : учеб. пособие / О. В. Афанасьева. ‒ М. : Проспект, 2008. – 271 с.

18. Берков В. Ф. Логика : учеб. пособие / В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Павлюкевич. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск: ТетраСистемс, 1998. – 474 с.

19. Войшвилло Е. К. Логика : учеб. для вузов / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 527 с.

20. Гетманова А. Д. Логика. Углубленный курс : учеб. пособие / А. Д. Гетманова. ‒ М. : КНОРУС, 2007. ‒ 192 с.

21. Горский Д. П. Краткий словарь по логике / Д. П. Горский, А. А. Ивин, А. Л. Никифоров ; под ред. Д. П. Горского. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с.

22. Дегтярев М. Г. Логика : учеб. пособие для студ, вузов / М. Г. Дегтярев, С. А. Хмелевская. – М. : ПЕР СЭ, 2003. – 287 с.

23. Зегет В. Элементарная логика : пер. с нем. / В. Зегет ; под ред. Е. Б. Кузиной. – М. : Высш. шк., 1985. – 256 с.

24. Иванов Е. А. Логика : учеб. для юрид. вузов и фак. / Е. А. Иванов. ‒ 3-е изд., перераб и доп. ‒ М. : БЕК, 2007. ‒ 358 с.

25. Ивин А. А. Логика : учеб. пособие для вузов / А. А. Ивин. ‒ М. : ОНИКС ; Мир и Образование, 2008. ‒ 335 с.

26. Ивлев Ю. В. Логика : учеб. для вузов по спец. «Философия», «Юриспруденция» / Ю. В. Ивлев. ‒ 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М. : Проспект ; ТК Велби, 2008. ‒ 296 с.

27. Курбатов В. И. Логика в вопросах и ответах / В. И. Курбатов. – Ростов н/Д : Феникс, 1997. – 383 с.

28. Курбатов В. И. Логика для юристов : учеб. пособие для юрид. вузов / В. И. Курбатов. ‒ М. : Дашков и Ко ; Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2007. ‒ 479 с.

29. Рузавин Г. И. Логика и аргументация : учеб. пособие для студ. вузов / Г. И. Рузавин ; гл. ред. Н. Д. Эриашвили. – М. : Культура и спорт ; ЮНИТИ, 1997. – 350 с.

30. Солодухин О. А. Логика : учеб. для вузов / О. А. Солодухин ; под ред. В. А. Бочарова. ‒ Ростов н/Д : Феникс, 2000. ‒ 377 с.

31. Малахов В. П. Логика для юристов : учеб. пособие для вузов / В. П. Малахов. ‒ М. : Акад. Проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2002. ‒ 429 с.

32. Мареев С. Н. Логика : учебник / С. Н. Мареев. ‒ 2-е изд., стер. ‒ М. : Экзамен, 2007. ‒ 157 с.



2016-09-16 367 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. При подготовкепервого вопросаважно понять, чтодоказательство – это логическая 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. При подготовкепервого вопросаважно понять, чтодоказательство – это логическая

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)