Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1: Предмет и методы психологический науки



2016-09-16 469 Обсуждений (0)
Тема 1: Предмет и методы психологический науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные вопросы:

1. Определение психологии как науки, ее место в системе наук.

2. Предмет, задачи и принципы психологии.

3. Основные отрасли психологии.

4. Научное и житейское понимание психологических явлений.

5. Организация психологического исследования. Основные направления в психологии.

6. Классификация методов психологии.

 

Основные понятия:

Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее составленные вопросы.

Беседа — метод психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

Биографический метод— изучение личности по имеющимся документам биографии.

Валидность теста – один из основных критериев оценки тестовых результатов. Действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен.

Возрастная психология— отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов.

Гендерная психология- отрасль психологии, изучающая закономерности поведения человека в обществе, определяемые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.

Генетическая психологияизучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Детерминизм — принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов.

Детская психология– отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка.

Дифференциальная психология –раздел психологии,выявляющий и описывающий индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования.Дифференциальная психология занимается изучением индивидуально-психологических различий. В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида.

Единство сознания и деятельности— принцип психологии, утверждающий неразрывное единство сознания и деятельности.

Естественный эксперимент— психологический эксперимент, включенный в игровую, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого.

Интроспекция (от лат. intrо - внутри + skоreо - смотрю.) - метод исследования психологических процессов, заключающийся в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р.Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж.Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на окружающий мир.

Консультативная психология– раздел знания, содержащее систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Консультативная психология отвечает на пять основных вопросов: 1. в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью (клиентом), и человеком, ее оказывающим (консультантом). 2. каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта. 3. какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в процессе консультирования. 4. какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента. 5. каковы те приемы или техники, которые могут быть сознательно использованы консультантом в процессе оказания помощи.

Лабораторный эксперимент— метод психологии, осуществляемый в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов.

Медицинская психология– отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследований медицинский психологии входит, широки комплекс психологических закономерностей связанных с возникновением и течением болезни, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с его окружением.

Методология – система принципов и способов организации построения теоретической и практической деятельности; учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования психологической действительности.

Методы психологии— основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей. Метод представляет собой комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. В психологии понятие метода включает в себя систему основных подходов и способов исследования, отвечающих предмету и задачам психологической науки.

Наблюдение — метод психологии, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях.

Патопсихология— отрасль психологии, изучающая отклонения в развитии психики при различных заболеваниях.

Педагогическая психология— отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания.

Политическая психология– область психологии, изучающая психологические компоненты в политической жизни общества, которые формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в конкретных политических действиях.

Предмет психологии- строение, закономерности возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.

Психика – открытая система саморегуляции целенаправленной жизнедеятельности живого организма.

Психодиагностика— область психологии, разрабатывающая методы определения и изменения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психология — наука о закономерностях формирования и функционирования психики. Включает в себя психологическое изучение отдельных сфер психики, исследование различных сторон жизнедеятельности человека.

Психотерапия – комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических расстройствах.

Психотоксикология– раздел медицинской психологии, изучающий нейрохимические механизмы, проявления и способы лечения психических нарушений, которые вызываются химическими веществами, именуемыми психотомиметиками или галлюциногенами. Эти вещества обладают выраженной избирательной повреждающей активностью по отношению к мозгу, вызывая психические расстройства (галлюцинации, нарушения памяти, внимания, мыслительных процессов, эмоций, бредовое поведение, общее психомоторное возбуждение).

Психофармакология – отрасль психологии, сложившаяся на стыке фармакологии, медицинской психологии, патопсихологии и нейрофизиологии, изучающая воздействие на психику человека фармакологических средств, среди которых особое место занимают психотропные средства. Целью психофармакологии является разработка и внедрение эффективных лекарственных средств для лечения нервнопсихических расстройств, купирование бреда, галлюцинаций, психомоторного возбуждения, нарушений памяти, депрессий и т.д.

Психофизиология – область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом. Задача психофизиологии является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

Системный подход (в психологии) — принцип, требующий рассмотрения психики как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в различных группах.

Социометрия — метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Тест — стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом.

Тест проективный — совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции.

Эксперимент — основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.

 

Основная литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. М., 2006.

Дополнительная литература:

1. Психология. /Под ред. В.Н. Дружинина С-Пб., 2003.

2. Зинченко В.П. и др. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.- М.: Триволта, 1994. С. 153-177.

3. Творогова Н.Д. Психология: Лекции для студентов медвузов. М., 2002.

4. Психология. /Под ред. А.А.Крылова.-М., 2000.

5. Гуревич П.С. Психология. М., 2005.

6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2005.

Контрольные вопросы:

1. Что является предметом психологии? Какие основные группы психических явлений она изучает?

2. Какие стоят задачи перед современной психологией?

3. Каковы основные принципы научного изучения психики?

4. Чем обусловлено проявление психики у живых существ?

5. Что такое психическое отражение? Как понимается это явление?

6. В чем заключается активный характер психического отражения?

7. Каковы функции психики?

8. Что такое сознание и каковы его признаки?

9. Что такое бессознательное и как оно связано с сознанием?

10. В чем сущность понимания психических явлений и психологических фактов?

11. Что такое метод научного исследования?

12. Какие методы принадлежат к группе основных методов психоблогического исследования?

13. Какие методы принадлежат к группе дополнительных методов психологического исследования?

 

Альтернативно-тестовые задания для самоконтроля:

1. Согласны ли вы с утверждением, что все разнообразие психической жизни человека можно свести к трем группам психических явлений?

2. Можно ли утверждать, что главной задачей психологии как науки является установление психологических закономерностей в психической деятельности?

3. Все ли методологические принципы изучения психических явлений указаны: принцип детерминизма, принцип единства психики и деятельности, принцип развития психики в деятельности?

4. Согласны ли вы с утверждением, что только полушария головного мозга могут быть органом психической деятельносьти?

5. Правильно ли названы главные функции психики: отражательная, регулятивная, приспособительная?

6. Все ли условия создания условного рефлекса названы правильно: объективная актуальность для организама безусловного раздражителя, совпадение во времени действия условного и безусловного раздражителей, количество повторов таких совпадений, сила безусловного и условного раздражителей, качество условного раздражителя?

7. Согласно ли вы с утверждением, что необходимым физиологическим условием усовершенствования любого рефлекса является дифференциальное торможение?

8. Достаточна ли такая характеристика сознания: сознание – это высшая форма психики, которая сформировалась в процессе общественно-исторического развития человека?

9. Правильно ли утверждение, что бессознательное в деятельности человека никак не связано с сознанием?

10. Возможен ли переход сознательного в бессознательное и наоборот?

11. Всегда ли применение методов исследования должно базироваться на определённых принципах?

12. Согласитесь ли вы с мнением, что недостаточность самонаблюдения как метода научного исследования проявляется только в субъективизме трактовки его результатов?

13. Согласны ли вы с мнением, что эксперимент как метод может быть применён для исследования психических явлений?

14. Можно ли при помощи метода тестов исследовать психологические закономерности?

15. Все ли сферы психики человека дают возможность изучать метод анализа продуктов деятельности?

16. Согласны ли вы с мнением, что разделение методов на основные и дополнительные основано преимущественно на возможностях изучать больший или меньший круг психических явлений?

 

Задания и проблемные ситуации:

1. В чём заключается отличие естественного эксперимента от наблюдения? В чём проявляются положительные стороны первого и второго методов?

2. Сформулируйте основные требования к проведению метода беседы и анкетирования, которых необходимо придерживаться, чтобы обеспечить объективность и надёжность результатов исследования.

3. В чём заключается корректность трактовки результатов, полученных в результате применения тестов?

4. Какие величины необходимо определять при количественной обработке данных исследования и что они характеризуют?

Темы рефератов:

1. Психология как наука.

2. Научное и житейское понимание психологических явлений.

3. Задачи психологии.

4. Историческое преобразование предмета психологии.

5. Психика. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики.

6. Психика. Её структурная и системная организация.

7. Основные формы проявления психики.

8. Основные функции психики: отражение и регуляция поведения и деятельности.

9. Классификация методов психологии.

10. Психология как система развивающихся наук. Основные отрасли психологии.

 

Б. Ф. Ломов[1]. Психология в системе научного знания

В комплексе наук о человеке важнейшая роль принадлежит психологии. Какая бы проблема (или ее аспект) из того класса, который относится к изучению человека, ни была взята, ее последовательное изучение так или иначе приводит к необходимости анализа того круга явлений, которые принято определять как психические. Эта необходимость отчетливо обнаруживается в общественных науках.

Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, лингвистикой, литературоведением, теорией искусства (искусствоведением), юридической, политической науками, необходимым образом приводит к постановке проблем по существу психологических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без анализа настроений, чувств, психологического климата, без анализа таких феноменов, как подражание, внушение, заражение, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т. д. Коротко говоря: в исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов, при этом особенно острой она становится тогда, когда исследователь переходит от общих законов к специальным, от глобальных проблем к частным, от макроанализа к микроанализу.

Потребность обращения к теории психологии, ее методам и результатам конкретных исследований возникает и в том случае, когда та или иная общественная наука включается в решение практических задач. Ведь любая практическая рекомендация реализуется в конкретных действиях конкретных людей, и то, как она будет реализовываться, в значительной степени зависит от психологических особенностей этих людей.

Одна из наиболее фундаментальных проблем, названная Э. Геккелем «мировой загадкой», над решением которой наука бьется уже в течение длительного времени, — это проблема возникновения и развития психики в процессе биологической эволюции. Для дальнейшего развития биологических наук эта проблема, пожалуй, не менее важна, чем проблема возникновения жизни. Как показал еще А. Н. Северцов, психика должна была возникнуть и возникла в процессе биологической эволюции закономерно, а, возникнув в этом процессе, она стала его важнейшим фактором. Это значит, что изучение процесса биологической эволюции неизбежно требует изучения не только строения и функций живых организмов, но также их поведения, психики

Еще более остро психологические проблемы ставятся в тех областях естествознания, объектом исследования которых является высший продукт эволюции — человек. По мере того как, например, физиология обращается от изучения функционирования организма животных к изучению человеческого организма, т.е. с развитием физиологии человека, она вынуждена, так или иначе, сталкиваться с проблемами психологическими. Напомним, что крупнейшие отечественные физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, И. С. Бериташвили, П. К. Анохин и другие видели свою конечную цель именно в том, чтобы раскрыть физиологические основы человеческой психики. Перспективы развития физиологии человека (прежде всего физиологии высшей нервной деятельности и нейрофизиологии) существенно связаны с перспективами развития психологии.

В последние годы наметилось и начало интенсивно разрабатываться еще одно научное направление — исследование биохимических основ поведения и психики. Особенно много работ ведется в области изучения биохимических основ памяти и эмоций. Иногда это направление называют психобиохимией.

На границах естественных наук и психологии также формируется и развивается ряд специальных научных дисциплин и направлений: к тем, которые упомянуты выше, нужно добавить общую, дифференциальную и генетическую психофизиологию.

Так же как и дисциплины, пограничные для общественных наук и психологии, они развиваются неравномерно. Одни уже имеют определенные успехи (например, общая и дифференциальная психофизиология), в других лишь определяются проблематика, подходы и методы исследования (например, психобиохимия).

Однако в любом случае важно подчеркнуть, что к психологическим проблемам обращаются и биологические, и физические, и химические науки. И это диктуется внутренней логикой их развития. Конечно, каждая из специальных естественных наук обращается к тем психологическим проблемам, которые диктуются этой логикой, но так или иначе перспективы их развития связываются с перспективами психологии.

В медицинских науках необходимость привлечения данных психологии, так или иначе, возникает при разработке большинства проблем здоровья и болезни. Это, прежде всего, относится к психическим и психогенным заболеваниям, которые изучаются патопсихологией и психопатологией.

Короче говоря, изучение заболеваний требует анализа изменений не только организма, но и психики больного, т.е. их внутренней, субъективной картины. В связи с этой потребностью на границах между медицинскими и психологическими науками как особая дисциплина формируется и развивается медицинская психология и тесно связанная с ней нейропсихология.

Но значение исследований «психологических составляющих» здоровья и болезни не только позволяет более глубоко и полно понять этиологию и развитие того или иного заболевания, что, конечно, прежде всего, важно для его диагноза. Знание психологии может помочь также в определении наиболее эффективных методов лечения. В некоторых условиях эффективным оказываются методы психологического воздействия, система которых получила название психотерапия.

Психологические исследования открывают новые возможности не только в диагностике и лечении заболеваний, но и в восстановительной терапии, а также в социально-трудовой реабилитации больных и в медицинской (трудовой; судебной и военной) экспертизе.

В связи со все расширяющимся применением в медицине фармакологических веществ, в том числе и действующих на психику, в последние годы начала формироваться новая научная дисциплина — психофармакология, связанная с психобиохимией. Изучение психотропных эффектов лекарственных веществ открывает новые возможности для лечения патологических изменений психики, а также для изучения психических процессов и состояний.

Психологические проблемы возникают и в другом научно-практическом комплексе — в педагогических науках. Связи между педагогикой и психологией традиционны. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях». В том же случае, если педагогика не опирается на знания «о законах природы и души человеческой, она превращается в простои набор практических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю». В развитии всех областей педагогики: в ее общей теории, дидактике, частных методиках, теории воспитания, школоведении — возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей восприятия, памяти, мышления, динамики формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеет существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания, оценка результативности педагогических воздействий, совершенствование профессиональной ориентации и др.

На границах между педагогикой и психологией развиваются педагогическая психология, а также связанные с нею возрастная и детская (как самостоятельная область) и ряд специальных областей психологии (тифлопсихология, сурдопсихология и др.).

Наконец, потребность в психологических исследованиях испытывают и технические науки, прежде всего те, которые связаны с разработкой систем управления, созданием роботов, компьютеров, систем коммуникации и средств отображения информации. Данные о психических функциях, процессах и свойствах человека необходимы техническим наукам в двух планах. Во-первых, для того, чтобы заранее определить, как будет работать человек с создаваемыми техническими устройствами. Во-вторых, эти данные. Иногда могут служить основой технических решений при создании Устройств, имитирующих некоторые характеристики психических процессов и функций (например, при разработке искусственных органов чувств).

На границах технических и психологических наук также формируются специальные дисциплины и направления. Важнейшей среди них является инженерная психология, изучающая психические явления с целью решения инженерных задач.

В общей психологии накоплено немало данных о структуре, динамике и закономерностях познавательных процессов, в возрастной и педагогической — об умственном развитии ребенка, в зоопсихологии и сравнительной, психологии — об умственном развитии животных. Философское осмысление всей совокупности этих данных составляет важнейшее условие дальнейшей разработки материалистической теории познания и диалектики.

Без серьезной опоры на результаты психологических исследований немыслима философская разработка и таких проблем, как роль субъективного фактора в историческом процессе, в социальной, организации и управлении обществом, соотношение сознательного и стихийного в революционном движении, познавательная деятельность человека, творческое мышление, роль интуиции в познании и многих других.

Таким образом, сама логика развития всей системы научного знания диктует постановку проблем, которые относятся к компетенции психологии. В связи с этим существенно изменяются положение и роль психологической науки в данной системе. Она становится важнейшим звеном, связующим целый ряд различных областей научного знания, в определенном аспекте синтезируя их достижения. Без ее всестороннего развития невозможно обеспечить полноценные взаимосвязи между биологией и историей, медициной и педагогикой, техникой и экономикой и другими науками в изучении человека и решении практических задач, относящихся к человеческому фактору в жизни общества.

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания, является интегратором всех (или во всяком случае большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек. Как отмечал Ананьев, именно в этом состоит ее историческая миссия, с этим связаны перспективы ее развития. Психология осуществляет интеграцию данных о человеке на уровне конкретно-научного знания. Более высокий уровень интеграции — это, конечно, задача философии.

В психологии как особой области знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда видны на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою порой кажущуюся «несовместимость», они все, тем не менее, относятся к единой области знания. В конце концов, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психических. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы.

Тем не менее, главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это — человек, его психические процессы, состояния и свойства. Изучая их, психология использует достижения всех других наук, разрабатывающих в той или иной связи проблему человека. И она не может развиваться, не используя эти достижения. Трудно рассчитывать на серьезные успехи в исследовании психических процессов как функций мозга (и понять их специфику), не опираясь на ту совокупность данных, которые накоплены в других науках о мозге. Точно так же нельзя исследовать психологические характеристики личности и ее социального поведения, не опираясь на знания объективных законов жизни общества.

Взаимосвязи психологии с другими науками диктуются не только логикой (законами) процесса научного познания, но и самой сущностью познаваемого объекта. В их многообразии отражается объективное многообразие связей и отношений, в которых существует и развивается психика как реальность.

Но прогресс психологического знания предполагает также и развитие связей между самими специальными психологическими дисциплинами, т.е. связей внутренних. Любая из них — возникла ли она на границах с естественными или общественными науками — раньше или позже, но неизбежно обращается к достижениям других психологических дисциплин, а, в конечном счете — ко всему «спектру» основных проблем психологии.

Психологическое знание, таким образом, органически объединяет позиции естествознания и обществоведения в изучении человека.

Взаимосвязи психологических наук — как внешние, так и внутренние — являются важнейшим условием ее прогресса. В зонах этих взаимосвязей содержатся большие резервы развития психологического знания.

Психология формировалась и развивается в неразрывной взаимосвязи с другими областями научного знания. В зонах этих взаимосвязей содержатся большие резервы развития психологического знании. Именно здесь в первую очередь возникают новые проблемы, открываются возможности поиска новых путей исследования, формируются новые методы, получаются новые факты, создаются новые концепции и теории.

Источник: Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984, с. 11—24.

Вопросы:

1. Что является главным объектом исследования всей системы психологических дисциплин?

2. В чем заключается важнейшая функция психологии?

3. Какие направления междисциплинарного характера получили развитие в настоящее время?

4. Значение психологических знаний при определении диагноза больного.

 



2016-09-16 469 Обсуждений (0)
Тема 1: Предмет и методы психологический науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1: Предмет и методы психологический науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)