Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные теории учения



2016-09-16 589 Обсуждений (0)
Основные теории учения 0.00 из 5.00 0 оценок




Печатается по:Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. С. 252—266.

<…> В настоящее время имеется несколько вариантов деятельностной теории учения. …Замысел разработки данной теории принадлежит Д.Б.Эльконину. Он же представил общую структуру учебной деятельности, отметил ее принципиальное значение для психического развития младших школьников.

<…> П.Я.Гальперин и его сотрудники на большом экспериментальном материале разработали интересную теорию учения, которая состоит из двух частей. В первой дается подробное описание закономерностей поэтапного формирования умственных действий на основе их предметных аналогов. Во второй части выделены три типа учения человека и приводится их психологическая характеристика.

<…> Исследования П.Я.Гальперина и его сотрудников обнаружили внутреннюю связь определенного типа ориентировки со способами построения учебных предметов. При традиционном их построении частные явления изучаются раньше общих правил («индуктивный принцип»). Формирование действий, выделяющих основные единицы материала, позволяет учащимся сразу раскрывать эти общие правила, т.е. преодолеть «индуктивность» при сохранении единства общего и частного в процессе усвоения. Это требует глубокого изменения существующих способов размещения и освещения учебного материала.

<…> Н.Ф.Талызина, опираясь на труды А.Н.Леонтьева и П.Я.Гальперина, разработала свой вариант деятельностной теории учения. Она показала, что ассоциативно-рефлекторная теория, представленная в работах Д.Н.Богоявленского и Н.А.Менчинской, «не раскрывает психологических особенностей процесса усвоения», что данный процесс имеет деятельностную природу. «Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Качество знаний определяется содержанием и характеристиками той познавательной деятельности, в состав которой они вошли». Н.Ф.Талызина подробно описала основные условия, обеспечивающие управление процессом усвоения действий и понятий, а также пути формирования у школьников различных приемов познавательной деятельности. Она правомерно увязала между собой усвоение знаний и их применение (известно, что в традиционной дидактике эти процессы соотносятся с разными этапами).

Структура учения была рассмотрена И.И.Ильясовым, в книге которого, во-первых, критически прослежена история основных подходов к учению, во-вторых, приведены основания для различения разных его видов и форм, в-третьих, изложен собственный вариант деятельностной теории структуры учения. Анализ различных описаний учения как деятельности позволил И.И.Ильясову выявить в них несколько общих недостатков. Один из них состоит в следующем: в учении констатируются такие компоненты, которые свойственны любой деятельности, поэтому нет указаний на специфику их содержания применительно к учению.

Теория проблемного обучения, наиболее подробно представленная в работах М.И.Махмутова, также является, на наш взгляд, одним из вариантов деятельностной теории.

<…> Основным в теории проблемного обучения выступает понятие «проблемной ситуации». Такая ситуация может считаться моментом задачи как существенного компонента любой деятельности — ее собственно учебный характер в теории М.И.Махмутова проанализирован слабо (это относится и к оперативной стороне проблемного обучения). <…>

 

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

1. Возникновение педагогической психологии относят:

1. К началу XX века;

2. К середине XIX века;

3. К началу XIX века;

4. Ко второй половине XIX века.

2. Возникновение термина «педагогическая психология» связывают с именем ________.

3. Предметом педагогической психологии является:

1. Психика;

2. Развитие психики в онтогенезе;

3. Закономерности развития психики в процессе обучения и воспитания;

4. Закономерности общения людей в процессе их совместной деятельности.

4. Последовательность этапов становления педагогической психологии как науки:

1. Этап оформления в самостоятельную науку;

2. Общедидактический этап;

3. Этап создания психологических теорий обучения.

5. Соотнесение этапов развития педагогической психологии как науки и их представителей:

1. Разработка теоретических основ психологических теорий обучения А. Песталоцци И., Каптерев П.Ф., Дистервег А.
2. Первые попытки психологизировать педагогику Б. Мейман Э., Пиаже Ж., БлонскийП.П., Выготский Л.С.
3. Выделение педагогической психологии в самостоятельную отрасль В. Ланда Л.Н., Оконь В., Матюшкин А.М.и др.

6. Традиционную структуру педагогической психологии составляют следующие разделы:

1. Психология воспитания;

2. Психология группы;

3. Психология обучения;

4. Психология учителя;

5. Психология общения.

7. Активный целенаправленный процесс трансляции социокультурного опыта, организация освоения данного опыта и готовность его применения в различных ситуациях называется _______________________.

8. Целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру называется _____________.

9. Возникновение педологии как особого психолого-педагогического направления относят:

1. К началу XX века;

2. К концу XIX — началу XX века;

3. К середине XIX века;

4. Ко второй половине XIX века.

10. Соответствие между первыми экспериментальными работами в области педагогической психологии и их авторами:

1. Исследования особенностей запоминания, развития речи, интеллекта, особенностей выработки навыков А. Уотсон Дж., Толмен Э., Скиннер Б. и др.
2. Экспериментальное изучение особенностей поведения научения Б. Бине А., Симон Т., Кеттелл Дж.и др.
3. Развитие тестовой психологии и психодиагностики В. Мейман Э., Пиаже Ж., Нечаев А.П., Бине А.и др.



2016-09-16 589 Обсуждений (0)
Основные теории учения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные теории учения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (589)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)