Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Неоконченные споры: П.Я.Гальперин и Ж.Пиаже



2016-09-16 1590 Обсуждений (0)
Неоконченные споры: П.Я.Гальперин и Ж.Пиаже 0.00 из 5.00 0 оценок




Печатается по: Обухова Л.Ф. Неоконченные споры: П.Я.Гальперин и Ж.Пиаже // Психологическая наука и образование. 1996. № 1. С. 31—41.

<…> Традиционному способу исследования психического развития путем проведения возрастных «срезов» (работы Ж.Пиаже) П.Я.Гальперин противопоставил метод изучения психических явлений путем их целенаправленного формирования. Главное условие успешного применения нового метода — изменение позиции самого исследователя. От констатации разнообразных явлений психической жизни он должен перейти к выявлению и созданию условий, обеспечивающих формирование психического процесса с заданными свойствами. Понятие такого полноценного процесса определяется отнюдь не субъективным желанием экспериментатора. Напротив, оно обусловлено определенными объективными требованиями системы задач, которые испытуемый должен решить с помощью формируемого психического процесса. Сильная сторона нового метода состоит, прежде всего, в разработке объективной системы требований к конкретному психическому процессу и системы условий, обеспечивающих выполнение этих требований.

Трудность решения этой задачи очевидна, ибо формирование психического процесса никогда не начинается с нуля. У ребенка до формирующего эксперимента, разумеется, уже имеются образы, и он умеет выполнять некоторые умственные, идеальные действия. Поэтому экспериментатор обязан сначала проверить наличие знания и умения испытуемого, чтобы убедиться, на какой основе он начинает формирование нового процесса.

Самая большая трудность, однако, состоит в том, что в специальных условиях обучения необходимо получить новое идеальное действие. Обычно исследователи считают, что нужно только развивать уже имеющиеся у ребенка сформированные ранее идеальные действия. П.Я.Гальперин и его последователи идут не от готовых психических действий к их развитию в каком-то частном, конкретном случае. Они начинают с новых форм предметного действия и лишь затем формируют идеальные действия, превращают их в новые психические процессы.

Основную задачу формирования действия составляет построение его ориентировочной части. В ориентировочной части в расчлененном виде представлены структура объекта, образец действия и намечен путь его выполнения. Благодаря намеченным ориентирам обеспечивается контроль за ходом действия, а исполнительная часть действия представляет собой реализацию этого пути и получение заданного результата. Отсюда следует, что для формирования нового идеального действия необходима система ориентиров, обеспечивающая ребенку правильное и безошибочное выполнение действия с первого раза и далее каждый раз. По словам П.Я.Гальперина, полная ориентировочная основа действия открывает для испытуемого «свободное и успешное движение к ясно представленной цели» (С. 129). При такой установке каждая ошибка ребенка ставит перед экспериментатором задачу — найти ориентир, позволяющий ребенку избежать в дальнейшем этой ошибки. Вот почему для работы по этому методу для предварительного выяснения самой ориентировочной основы действия особенно важны отстающие ученики. Если у таких детей можно сформировать новое предметное действие, а затем и такое же новое идеальное действие, то тогда станет понятно, что собой представляет изучаемый психический процесс, ибо он создан экспериментатором, возник на его глазах. Ошибки испытуемого служат показателем неполноты ориентировочной основы действия. И наоборот, у слабых испытуемых отсутствие ошибок свидетельствует о полноте ориентировочной основы нового действия.

Составление ориентировочной основы — это первый этап формирования идеального действия. На следующем этапе испытуемый выполняет материальное действие с реальными предметами (или материализованное действие с их заменителями). На третьем этапе действие выполняется в громкой социализированной речи. Если на предшествующем этапе ориентировочная схема впервые превращается в действие самого ребенка, то на этом этапе действие принимает форму суждения и рассуждения. Когда такое действие становится быстрым и безошибочным, испытуемый начинает выполнять его с помощью «внешней речи про себя», то есть с помощью речи беззвучной по форме, но развернутой и социализированной, понятной другому человеку. Здесь действие впервые становится умственным. Но на этом процесс формирования идеального действия не заканчивается. В умственном плане оно претерпевает дальнейшие изменения — по мнению П.Я.Гальперина, речь, звуковые образы слова как бы «уходят» из сознания, в котором сохраняются лишь значения слов. Теперь процесс выступает для субъекта как мысль о действии. <…>

 

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

1. Метод изучения условий возникновения психических явлений, их экспериментальное воспроизведение, установление генезиса изучаемого психического явления называется _________________.

2. Соответствие метода его автору:

1. Метод поэтапного формирования А. Выготский Л.С.
2. Генетико-моделирующий эксперимент Б. Гальперин П.Я.
3. Экспериментально-генетический метод В. Давыдов В.В.

3. Метод формирующего эксперимента впервые в педагогическую психологию был введен:

1. В.В.Давыдовым;

2. Л.С.Выготским;

3. П.Я.Гальпериным;

4. А.Ф.Лазурским.

4. Отличительными признаками формирующего эксперимента по отношению к констатирующему являются:

1. Активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы;

2. Выявление актуального состояния того или иного психического образования;

3. Проектирование и моделирование содержания психических новообразований;

4. Конструирование новых программ воспитания и обучения и способов их реализации.

5. Синонимом формирующего эксперимента является:

1. Констатирующий эксперимент;

2. Генетико-моделирующий эксперимент;

3. Лабораторный эксперимент;

4. Контрольный эксперимент.

6. Метод, воплощающий в себе «единство исследования психического развития детей с их воспитанием и обучением» (по В.В.Давыдову), называется ____________

7. Соотнесение метода и характеристик, определяющих его содержание:

1. Экспериментально-генетический метод А. Выявление и создание условий, обеспечивающих формирование психического процесса с заданными свойствами
2. Обучающий эксперимент Б. Изучение условий возникновения того или иного психического явления, экспериментальное воспроизведение этих условий; установление этапов развития изучаемого психического явления
3. Метод поэтапного формирования В. Изучение усвоения школьниками системы понятий, прослеживание тенденций умственного развития учащихся, переходы от одних психических новообразований к другим
4. Генетико-моделирующий эксперимент Г. Изучение изменений в усвоении системы знаний школьников

 

аздел II. Психология педагогической деятельности



2016-09-16 1590 Обсуждений (0)
Неоконченные споры: П.Я.Гальперин и Ж.Пиаже 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Неоконченные споры: П.Я.Гальперин и Ж.Пиаже

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1590)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)