Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Источники (формы) права. 1. Понятие и виды источников (форм) права



2016-09-17 567 Обсуждений (0)
Источники (формы) права. 1. Понятие и виды источников (форм) права 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Понятие и виды источников (форм) права.

2. Законы в системе нормативно-правовых актов: основные признаки и виды.

3. Понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов.

4. Правила действия нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

5. Систематизация нормативно-правовых актов.

 

Рекомендуемые источники.

Учебная литература:

1. Лазарев В. В, Липень С. В Теория государства и права. М., 2010.

2. Теория государства и права / под ред. Дмитриева Ю.А., Пиголкина А.С. М., 2009.

3. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2006.

4. Общая теория государства и права: Академический курс / под ред. М.Н.Марченко. М., 2002. Т.2. Гл.9, 16.

5. Перевалов В.Д. Теория государства и права. М., 2008.

 

Специальная литература:

1. Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение, 1998, №4.

2. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. СПб., 1993.

3. Бошно С.В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права // Журнал российского права. 2003. № 1.

4. Бошно С.В. Формы российского права. М., 2004.

5. Гук П.А. Судебный прецедент как источник права. Саратов, 2003.

6. Зивс С.Л. Источники права. М., 1981.

7. Иванов С.А. Основные аспекты соотношения закона и позаконного нормативного правового акта // Государство и право. 2004. № 8.

8. Калинин А.Ю., Комаров С.А. Формы (источники) права в теории государства и права // Правоведение. 2000. № 6.

9. Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6.

10. Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие. М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2008.

11. Судебная практика как источник права. М., 1997.

12. Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений // Правоведение. 1990. № 3.

13. Толстик В.А. Иерархия источников российского права. Н-Новгород, 2002.

14. Эффективность закона (методология и конкретные исследования) / отв. ред. В.М. Сырых и Ю.А. Тихомиров. М., 1997.

1. Источники права – жизненные условия, предопределяющие возникновение и развитие права. Принято выделять: а) источники права в материальном смысле (материальные условия жизни людей); б) источники права в идеальном смысле (философские идеи, которые выступают основой правовой системы); в) источники права в юридическом (формальном) смысле (способы внешнего выражения права). Таким образом, источник права в юридическом смысле – это форма выражения, объективизации нормативной государственной воли.

Источник (форма права) показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества.

Известны следующие основные формы права: а) нормативный правовой акт; б) правовой прецедент; в) правовой обычай; г) договор нормативного содержания; д) юридическая доктрина; е) принципы права. При ответе на данный вопрос необходимо раскрыть их главные признаки.

Правовой обычай – исторически первый источник права. Таковым признавался обычай, который в силу многократного применения приобретал общеобязательное значение и соблюдение которого обеспечивалось принудительной силой государства.

Правовыми становились обычаи, которые выражали: 1) продолжительную правовую практику; 2) единообразную практику, т.е. приобретали устойчивый, типичный характер.

Судебный прецедент является одним из главных источников права в странах, принадлежащих к так называемой системе общего права – Англии, США, Канаде, Австралии и др. Под судебным прецедентом понимается решение суда по конкретному делу, которое является обязательным при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. В России судебный прецедент в качестве источника права не признается.

Правовая доктрина представляет собой научно обоснованные, систематизированные взгляды ученых на право и юридическую деятельность. Она является источником права в мусульманской правовой семье (иджма). В праве континентальной Европы доктрина, хотя и не признается источником права, играет определяющую роль в процессе создания права и способствует правильной реализации правовых предписаний.

Принципы права выступают в качестве источников права во многих странах мира. В романо-германской правовой семье судебные решения при аналогии права могут приниматься на основе принципов права.

Договор нормативного содержания (нормативный договор) как источник права широко распространен в различных странах. Нормативным договором называется соглашение между субъектами права по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей, содержащее правовые нормы. В зависимости от сферы действия выделяют международные и внутригосударственные договоры. В Российской Федерации среди внутригосударственных договоров особое место занимают договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также коллективные договоры, заключающиеся между работодателем в лице администрацией и трудовым коллективом в лице профсоюза,

Судебная практика – это, прежде всего, совокупность актов толкования права. Судьи ориентируются на решения по конкретным делам вышестоящих судов, используют в своей деятельности разъяснения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Нормативный правовой акт – это изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Признаки нормативного акта, отличающие его от всех иных правовых актов: 1) является результатом правотворческой деятельности; 2) содержит нормы права; 3) принимается и реализуется в особом процедурном порядке; 4) имеет документальную (письменную) форму; 5) является выражением государственной воли. Нормативные правовые акты имеют определенную структуру, включающую разделы, главы, статьи, кодексы нередко включают части. Каждый акт имеет свое название (закон, указ, постановление) и указание на издавший его орган, дату и место издания. Четкая структура нормативного акта способствует правильному его толкованию и применению.

По юридической силе нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

2. Законы – это особые нормативно-правовые акты, которые занимают главное место в системе законодательства. Они обладают рядом специфических признаков, отличающих их от всех иных нормативных правовых актов. Такими признаками являются а) особый субъект принятия (представительный орган государственной власти или непосредственно народ); б) особый порядок принятия; в) особая сфера регулирования; г) высшая юридическая сила.

По юридической силе они подразделяются на: 1) Конституцию; 2) законы, принимаемые в порядке референдума; 3) конституционные законы; 4) обыкновенные законы. Следует помнить, что субъекты РФ также имеют свои конституции (республики), уставы (другие субъекты Федерации) и собственные законы, которые должны соответствовать федеральному законодательству.

3. Термин «подзаконный нормативный правовой акт» указывает на то, что этот акт должен вытекать из Конституции и законов и строго соответствовать им. К подзаконным актам относятся: нормативные указы Президента, постановления Правительства, акты центральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), акты органов исполнительной власти субъектов федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные правовые акты.

4. Все нормативные правовые акты имеют определенные пределы действия во времени, пространстве, по кругу лиц, по предмету регулирования. Действие актов во времени предполагает порядок их опубликования и вступления в силу; порядок утраты ими силы. К действию нормативных правовых актов во времени относятся и вопросы об «обратной силе» и «переживании» нормативного правового акта.

Действие актов в пространстве предполагает их распространение на ту территорию, которая находится под юрисдикцией принявшего этот акт органа. Таким образом , нормативно-правовой акт может распространять свое действие как на всю территорию государства, так и на ее отдельную часть. Рассматривая вопрос о территориальных пределах действия нормативного правового акта, следует помнить о правиле экстерриториальности, в соответствии с которым акт может распространять свое действие и за пределы юрисдикции принявшего его органа.

Действие актов по кругу лиц предполагает их распространение либо на всех, кто находится на территории государства, а также граждан этого государства находящихся за рубежом, либо на отдельные категории лиц: граждан, иностранцев, военнослужащих и т.д. При рассмотрении этого вопроса необходимо обратить внимание на понятие «правового иммунитета», которое является исключением из общего правила действия нормативно-правового акта по кругу лиц.

Предметное действие актов состоит в том, что они регулируют определенные виды общественных отношений.

5. Систематизация – это деятельность по упорядочению нормативного правового материала, приведению его в согласованную целостность. Систематизация может быть официальной и неофициальной. Видами систематизации являются инкорпорация, консолидация, кодификация. Следует раскрыть особенности и виды каждой из этих форм.

 

Семинарское занятие 6

Система права

1. Понятие системы права, её признаки и элементы.

2. Основания деления системы права на отрасли.

3. Отрасль права как главный элемент системы права. Виды отраслей права.

4. Публичное и частное право.

5. Внутригосударственное и международное право, их соотношение.

6. Система права и система законодательства: внутрисистемные, функциональные связи и различия.

 

Рекомендуемые источники.

Учебная литература:

1. Лазарев В. В, Липень С. В. Теория государства и права. М., 2010.

2. Теория государства и права / под ред. Дмитриева Ю.А., Пиголкина А.С. М., 2009.

3. Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2009.

4. Общая теория государства и права: Академический курс / под ред. М.Н.Марченко. М., 2002. Т.2. Гл.1.

5. Перевалов В.Д. Теория государства и права. М., 2008.

6. Тихомиров Ю.А. Современное публичное право. М., 2008.

 

Специальная литература:

1. Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод правового регулирования в системе права: понятие и структура // Журнал российского права. 2006. № 2.

2. Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права // Государство и право. 2003. № 1.

3. Баранов В.М., Поленина С.В. Система права и система законодательства в правовой системе России: учебное пособие. Нижний Новгород, 2002.

4. Киримова Е.А. Правовой институт: понятие и виды. Саратов, 2000.

5. Кононов А.А. Общенаучная концепция системы права // Правоведение. 2003. № 5.

6. Кузьменко А.В. «Системный взгляд» на систему права // Правоведение. 2003. № 3.

7. Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение, 2003, № 1.

8. Мозолин В.П. Система российского права // Государство и право. 2003. № 1.

9. Муромцев Г.И. Соотношение международного и внутригосударственного права в свете Конституции Российской Федерации. В кн.: Право и политика современной России. М., 1996.

10. Петров Д.Е. Отрасль права / под ред. М.И. Байтина. Саратов, 2004.

11. Радько Т.Н. Систематизация законов в России //Государство и право. 2008. № 5.

12. Скурко Е.В. Правовые принципы в правовой системе, системе права и в системе законодательства // Правоведение, 2006, № 3.

13. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 2003.

14. Сырых В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права // Журнал российского права. 2002. № 10.

15. Якушев В.С. О понятии правового института// Правоведение, 1970, № 6.

 

1. Система права – это целостность, образованная взаимодействием правовых норм, правовых институтов и отраслей права. Признаками системы права являются единство, структурированность и иерархичность. Единство системы права обуславливается, в конечном счете, целями государственной власти. Структурированность системы права означает ее деление на части (элементы), которыми являются правовые нормы, правовые институты (подинституты), отрасли (подотрасли) права, общности отраслей. Ответ на первый вопрос предполагает подробное освещение всех элементов системы права. Следует уяснить, что отрасль права – это совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих специфическим методом однородную сферу общественных отношений.

В крупных и сложных по составу отраслях права имеются подотрасли права – целостные образования, регулирующие специфическую группу однородных общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права, например, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют: авторское, наследственное, международное частное право. В отличие от правового института, подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права.

Правовой институт – это обособленная группа юридических норм, регулирующих вид общественных отношений, автономно существующих в рамках одной или нескольких отраслей права. Поэтому выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты. Критериями обособления правовых норм в правовой институт выступают: 1) юридическое единство правовых норм (общие положения, правовые принципы, правовые понятия; 2) полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений (каждый правовой институт выполняет только ему присущие функции; 3) обособление норм, образующих правовой институт в главах, разделах, частях и др. структурных единицах нормативных правовых актов.

2. Отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. Предмет правового регулирования – сфера однородных общественных отношений, регулируемая отраслью права. Он является материальным (объективным) критерием разграничения отраслей права. Метод правового регулирования – совокупность способов правового воздействия на определенную сферу общественных отношений. Он является формальным (субъективным) критерием разграничения отраслей права. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный – метод обязывания и запретов, метод властвования и юридического неравенства; диспозитивный — метод равенства и автономии воли.

3. Отрасль права – это основной элемент системы права. при подготовке к ответу на этот вопрос следует дать определение и раскрыть признаки правовой отрасли, отличающие ее от смежных правовых явлений. Необходимо рассмотреть виды правовых отраслей, определить в системе российского права базовые, специальные и комплексные отрасли права.

4. Деление права на частное и публичное сложилось в юридической науке и практике давно – его проводили еще римские юристы.

Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на ее основе. Оно обеспечивает интересы отдельных лиц. Его сущность выражается в таких принципах, как независимость, имущественная самостоятельность и автономия лица, формальное равенство, свобода договора. Отрасли частного права основываются на диспозитивности, связаны с действием общедозволительного типа регулирования.

Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие общественные и государственные интересы. Сфера действия публичного права – деятельность граждан, их организаций, властных структур по поводу достижения ими тех интересов, которые имеют публично-правовой характер. В публично-правовых отношениях одной из сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо). При этом стороны всегда юридически неравноправные. Для норм, институтов и отраслей публичного права наиболее специфичен императивный метод с присущими ему запретами и позитивным обязыванием, здесь господствует разрешительный тип правового регулирования.

5. Материальное право непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право – порядок реализации норм материального права.

6. Международное право занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств – участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене. В международном праве сохраняется деление на частное и публичное. Российская Федерация признала приоритет международного права перед внутригосударственным. В Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

4. Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов. Между нею и системой права существуют определенные различия, выражающиеся в степени объективности формирования и развития, структуре, объеме и т.п. Сходства и различия системы права и законодательства необходимо подробно раскрыть.

 

Семинарское занятие 7

Правотворчество

1. Понятие правотворчества. Правообразование и правотворчество. Принципы правотворчества.

2. Виды правотворчества: законотворчество и подзаконное правотворчество. Референдум. Делегированное, чрезвычайное, договорное, локальное правотворчество.

3. Стадии правотворческого процесса. Законодательный процесс.

4. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов.

 

Рекомендуемые источники.

Учебная литература:

1. Лазарев В. В, Липень С. В. Теория государства и права. М., 2010.

2. Теория государства и права / под ред. Дмитриева Ю.А., Пиголкина А.С. М., 2009.

3. Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2009.

4. Общая теория государства и права: Академический курс / под ред. М.Н.Марченко. М., 2002. Т.2. Гл.18, 19.

5. Перевалов В.Д. Теория государства и права. М., 2008.

 

Специальная литература:

1. Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени: теория, законодательство, судебная практика. М.: Норма, 2004.

2. Законодательный процесс: научно-практ. пособие. М., 2000.

3. Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. М., 2001.

4. Концепция развития российского законодательства. М., 2004.

5. Реми Кабрияк. Кодификации. М., 2007.

6. Поленина С.В. Правотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

7. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и законотворчество // Право и политика, 2008, № 2.

8. Хабибуллин А.Г. Теоретико-методологические проблемы законотворчества в условиях глобализации // Журнал российского права, 2006, № 9.

9. Щупленков В.П. Законотворчество. Фундаментальный курс. М., 1992.

 

1. При подготовке к первому вопросу важно уяснить, что под правотворчеством понимают деятельность специально уполномоченных властных субъектов по принятию, изменению или отмене норм права. Термин «правотворчество» в определенном смысле условен. Следует различать ту деятельность, которую называют правотворчеством, и процессы правообразования. Дело в том, что государство в ряде случаев не творит право. Процесс правообразования идет в обществе и государство, по существу, должно надлежащим образом оформлять те правовые потребности, которые уже сложились в обществе. Так, С.С. Алексеев считает, что «правотворчество начинается тогда, когда потребности общественного развития определились, непосредственно-социальные права сложились, необходимость правовых нововведений назрела, и на этой основе в процесс правообразования вступают компетентные органы». Следует раскрыть принципы правотворчества: законность, гуманизм, научность, демократизм, гласность, системность, профессионализм.

2. Понятие правотворчества охватывает все виды и способы (формы) деятельности по возведению воли общества в закон: а) принятие нормативных правовых актов органами государства; б) непосредственное принятие правовых актов народом на референдуме; в) принятие нормативных правовых актов негосударственными организациями (органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями); г) санкционирование обычаев; д) формирование юридических прецедентов; е) договорное правотворчество.

3. При подготовке третьего вопроса следует учесть, что правотворчество – это определенный процесс, включающий стадии: внесение проекта нормативного правового акта (реализация правотворческой инициативы); обсуждение и принятие нормативного правового акта; опубликование (обнародование) нормативного правового акта. Законотворческий процесс включает следующие стадии: а) законодательная инициатива; б) обсуждение законопроекта в Государственной Думе; в) принятие закона; г) обнародование закона Президентом.

4. Порядок вступления в силу федеральных законов регулируется ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. (ред. от 25.12.2012) Порядок опубликования и вступления в силу указов Президента, постановлений правительства и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти устанавливается Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 02.02.2013. Следует ознакомиться с данными документами.

 

Семинарское занятие 8

Правовые отношения

1. Правовое отношение: признаки, виды.

2. Субъекты правоотношений. Понятие правосубъектности.

3. Содержание правового отношения. Субъективное право и юридическая обязанность.

4. Объекты правоотношений.

5. Юридические факты: понятие и виды. Фактический состав.

 

Рекомендуемые источники.

Учебная литература:

6. Лазарев В. В, Липень С. В. Теория государства и права. М., 2010.

7. Теория государства и права / под ред. Дмитриева Ю.А., Пиголкина А.С. М., 2009.

8. Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2009.

9. Общая теория государства и права: Академический курс / под ред. М.Н.Марченко. М., 2002. Т.2. Гл.18, 19.

10. Перевалов В.Д. Теория государства и права. М., 2008.

 

Специальная литература:

1. Архипов С.И. Субъект права. СПб., 2005.

2. Дудин А.И. Диалектика правоотношения. Саратов, 1983.

3. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. 1980.

4. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

5. Абрамов А.И. Правоотношение: функциональные аспекты // Правоведение, 2008, № 2.

6. Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.

7. Протасов В.Н. Правоотношение как система. М., 1993. Варламова Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы// Правоведение. 1991. №4.

8. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961.

9. Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М., 2007.

 

1. При подготовке первого вопроса важно знать, что правоотношения – это установленные нормами права, возникающие на основе юридических фактов правовые связи между субъектами права. Следует подчеркнуть волевое содержание правоотношений и отметить проявление в них воли их участников.

Особого внимания заслуживают вопросы о соотношении правоотношения

и правовой нормы, об особенностях взаимосвязи участников правоотношений в виде взаимных прав и обязанностей, обеспечении их государством.

Специально следует остановиться на выявлении основных черт правоотношений, показать их многообразие и дать соответствующую классификацию. Возникновение конкретного правоотношения невозможно без: 1) наличия определенной правовой нормы, 2) правоспособных субъектов и 3) предусмотренных данной нормой юридических фактов. Эти три указанных явления и составляют предпосылки всякого правоотношения.

2. Изучение второго вопроса целесообразно начать с рассмотрения понятия субъектов правоотношения. Важно разобраться в особенностях таких субъектов, как органы государства, и дать их отличие от юридических лиц. Следует учесть, что граждане являются субъектами всех отраслей права. Государство выступает субъектом как внутригосударственных, так и международных правоотношений. Необходимо рассмотреть юридические признаки субъектов правоотношений, выражающиеся в правосубъектности, включающей правоспособность и дееспособность. При определении категории правоспособности нужно исходить из того, что закон различает общую и специальную (или отраслевую) правоспособность. Следует также проанализировать взаимосвязь субъективного права, правоспособности и правового статуса.

3. При подготовке третьего вопроса следует исходить из того, что субъективное право и юридическая обязанность составляют юридическое содержание правоотношения. Необходимо разобраться в понятии, элементах и видах субъективного права и юридической обязанности и показать их взаимосвязь.

4. По четвертому вопросу нужно рассмотреть различные подходы к пониманию объекта правоотношений (монистическая и плюралистическая теории объекта). Уяснить, что с точки зрения монистического подхода все правоотношения имеют единый объект (поведение участников) и разнообразные предметы правоотношений. Для плюралистической теории характерно признание наличия множества объектов правоотношений. Это могут быть социальные блага (имущество, личные неимущественные блага и др.), а также поведение участников правоотношений.

5. Пятый вопрос надо начинать с уяснения понятия «юридический факт». Юридические факты выступают основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Они предусмотрены нормами права и чрезвычайно многообразны. Основное внимание должно быть сосредоточено на классификации юридических фактов. Важно также уяснить, что в большинстве случаев для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений недостаточно одного юридического факта, а требуется несколько фактов, образующих фактический состав.

Семинарское занятие 9

Реализация права

1. Понятие реализации права и её формы.

2. Правоприменительная деятельность как особая форма реализации права: понятие, основания, стадии, значение.

3. Акты применения права. Их признаки и виды. Классификация актов применения права.

4. Пробелы в праве и способы их преодоления.

Рекомендуемые источники.

Учебная литература:

1. Лазарев В. В, Липень С. В. Теория государства и права. М., 2010.

2. Теория государства и права / под ред. Дмитриева Ю.А., Пиголкина А.С. М., 2009

3. Общая теория государства и права: Академический курс / под ред. М.Н.Марченко. М., 2002. Т.2. Гл.18, 19.

4. Перевалов В.Д. Теория государства и права. М., 2008.

5. Теория государства и права / под ред. А.С.Пиголкина. М., 2008.

 

Специальная литература:

1. Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М., 1992.

2. Вопленко Н.Н., Рожков А.П. Правоприменительная практика: понятие, основные черты и функции. Волгоград, 2004.

3. Решетов Ю.С. Реализация норм советского права: системный анализ. М., 1989.

4. Петрушев В.А. Толкование права. М., 2008.

5. Правоприменение: теория и практика / под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 2008.

 

1. При подготовке первого вопроса следует уяснить, что реализация норм права есть воплощение их предписаний в поведении людей. Общественные отношения в процессе реализации права упорядочиваются, приводятся в соответствие с потребностями развития общества, государства и личности. Следует усвоить такие формы реализации норм права, как осуществление (использование) прав, исполнение обязанностей, соблюдение запретов, применение норм права.

Основными методами реализации права являются убеждение и принуждение.

2. При ответе на второй вопрос нужно исходить из того, что применение норм права необходимо тогда, когда такие формы реализации права, как использование, исполнение и соблюдение недостаточны для полной реализации правовых норм и требуется вмешательство в этот процесс специальных компетентных органов. Необходимо охарактеризовать признаки применения норм права, а также уяснить, кто эту деятельность может осуществлять. Важно помнить, что правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий – стадий: установление фактических обстоятельств дела; выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам; вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц. К каждой из стадий правоприменительного процесса предъявляются требования, выработанные юридической теорией и практикой: обоснованность (объективность), целесообразность, законность.

3. Применение норм права оформляется особым актом (актом применения права). Акт применения права – это официальный юридический акт, закрепляющий решение уполномоченного органа по юридическому делу, содержащий государственно-властное, индивидуально-определенное правовое предписание. К его признакам относят: 1) конкретность (принимается по конкретному делу); 2) государственно-властный характер (содержит государственно-властное веление); 3) формальность (имеет определенную, установленную законом форму); 4) индивидуальность (направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений).

Акты применения права делятся на виды по субъектам (акты органов исполнительной власти, главы государства, юрисдикционных органов и т.п.); по форме (указы, распоряжения, приговоры, приказы, постановления и др.); по способу выражения (акты – документы, акты-действия); по способу принятия (коллегиальные и единоличные); по юридическому значению (основные и вспомогательные).

4. Пробел в праве – это отсутствие правового регулирования или подходящих норм права в случаях, когда правовое регулирование объективно необходимо. От пробелов в праве следует отличать квалифицированное молчание законодателя (мнимые пробелы). Пробелы в праве являются результатом динамизма жизни, неточности ее познания и ошибок субъектов правотворчества. Основной путь разрешения этой проблемы – квалифицированное правотворчество. Еще один путь – применение аналогий закона и права. Использование аналогии закона состоит в применении к конкретным случаям сходных, похожих норм, регулирующих сходные отношения, ситуации. В России в настоящее время аналогия закона не допускается в сфере действия уголовного права.

Использование аналогии права заключается в принятии юридически значимого решения, исходя из общих начал и смысла («духа») действующего законодательства. В целом же принятие решений по аналогии – вынужденная мера и сигнал о необходимости срочного совершенствования системы нормативных правовых актов.

 



2016-09-17 567 Обсуждений (0)
Источники (формы) права. 1. Понятие и виды источников (форм) права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Источники (формы) права. 1. Понятие и виды источников (форм) права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (567)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)