Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы развития креативности ( рефрейминг, интеллект-карты, ЭВРИСТИЧЕСКИЙ метод, МЕТОД де Боно, аналогия, омега – мэппинг, мозговой штурм, сны и т.д.)



2016-09-17 768 Обсуждений (0)
Методы развития креативности ( рефрейминг, интеллект-карты, ЭВРИСТИЧЕСКИЙ метод, МЕТОД де Боно, аналогия, омега – мэппинг, мозговой штурм, сны и т.д.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Методики развития креативности представляют собой методы и техники, способствующие творческому процессу генерации оригинальных идей, нахождения новых подходов к решению известных проблем и задач. Методики креативности помогают чётче формулировать задачи, ускорять процесс нахождения новых идей, а также увеличивать их количество, расширять взгляд на проблему и уничтожать ментальные блокады.

Принципы креативного решения проблем (по Адамсу):

Залогом креативного решения проблем автор считает следующие качества:

  1. Любознательность личности то качество, которое дает энергию, страсть к познанию нового, исследованиям, экспериментаторству).
  2. Терпимость к неудачам и трудностям.
  3. Любовь (заинтересованное взаимодействие и помощь), то, что в других случаях называется эмпатией.
  4. Чувство направления (сфокусированность на процессе и управлением им).

Как правило, люди, обладающие творческим мышлением, имеют отработанные навыки и умения вырываться из привычного шаблонного режима мышления. Левое полушарие в процессе мышления склонно к рационализированию, анализу и классификации, а правое полушарие ищет интуитивные, нестандартные методы. Методики не являются алгоритмами, следуя которым, обязательно будет найдено решение задачи, зато они дают направление и дисциплину хода мыслей и увеличивают вероятность получения хороших идей. Методики сокращают время поиска идей, организуя и делая более эффективным сам процесс поиска. Различные методики креативности рассчитаны на индивидуальную и групповую работу. Для того, чтобы найти нестандартное или принципиально новое решение проблемы необходимо:

 

  • чётко сформулировать проблему
  • собрать исходные данные
  • выработать критерии для структурирования исходных данных
  • структурировать исходные данные
  • всесторонне изучить исходные данные
  • расширить отрасль проблематики
  • сформулировать несколько точек зрения на проблему
  • сформулировать максимальное число решений
  • выработать критерии отбора перспективных идей или решений
  • снимать ментальные блокады
  • ускорить процесс генерации идеи
  • отбирать действительно выгодные и оригинальные варианты решения проблемы

В настоящей главе мы рассмотрим некоторые наиболее распространенные методики развития творческого мышления:

    • Метод Дельфи — методика, позволяющая с помощью опросов, интервью, мозговых штурмов, добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и прогнозирует результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций так как исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства

 

. Эвристика – в Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практикуемую Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. В узком смысле слова под эвристикой понимают интуитивные (неосознанные) методы решения задач, в том числе.Наиболее распространенной в данном контексте является модель слепого поиска, которая опирается на метод проб и ошибок;

Методика латерального «поперечного мышление» (Э. де Боно)

Эдвард де Боно – психолог и исследователь механизмов мышления и творчества разработал широко применяемую на практике систему развития навыков умственной деятельности. Боно бросил своеобразный вызов устоявшейся западной модели мышления.

Мо мнению исследователя, большинство людей мыслят неэффективно и совершают типичные ошибки мышления. Во–первых, у большинства отсутствует навык упорядочивания своих мыслей. Во-вторых, разум «пуглив»: он отсекает все новое и непривычное. В результате большинство замечательных возможностей теряются. В-третьих, во многом наше восприятие мира определяет ход наших мыслей. Логические построения разворачиваются в рамках, созданных восприятием, следовательно из-за ошибок восприятия возникают ошибки мышления. Кроме того, большинство сначала делает вывод, а затем подгоняет под него обстоятельства. В современном мире, в информационном обществе далеко не всегда работают старые способы и модели действия.

Вопреки распространенному «вертикальному» мышлению шаблонами, по мнению Боно следует чаще прибегать «латеральному», поперечному мышлению. «Латеральный» означает «обходной», «непрямой». Боно считает, что творческому, нешаблонному мышлению может научиться каждый человек. Кроме того, при традиционном мышлении логика управляет разумом, а при латеральном она его «обслуживает». Однако обыденное, реактивное мышление вовсе не так бесполезно: оно бывает необходимо во множестве стандартных бытовых ситуаций, не нуждающихся в бесконечном улучшении или креативном подходе, где человек действует автоматически и достигает поставленной цели. Если же ставить перед собой стратегические задачи, то придется учиться мыслить стратегически и творчески.

Для развития латерального мышления Боно дает следующие рекомендации:

  1. Главное – сформулировать господствующую ШАБЛОННУЮ идею.
  2. Попытаться довести идею до абсурда, максимально ее извратить.
  3. Освободиться от давления шаблона. Искать новые подходы, применять знания и модели из других областей. Если возникают ОЗАРЕНИЯ – использовать их.

Эдвард де Боно разработал «Метод шести шляп» - шести режимов мышления, который, по его мнению помогает избежать путаницы в голове и разложить по полочкам весь процесс мышления. Шляпы – это некие условные образы. Данный метод позволяет наиболее ярко и четко представить цель и способы ее достижения.

Метод с успехом применяется как для решения индивидуальных задач, так и для командной работы. При традиционном подходе в процессе решения той или иной задачи в голове человека сосуществуют одновременно факты, эмоции, сомнения, творческие и нестандартные идеи, мысли о необходимости составления четкого алгоритма действий. И как правило, человек пытается работать со всем этим одновременно. Из-за отсутствия системности очень многие идеи так никогда и не бывают реализованы.

Итак, Э. де Боно предлагает шесть режимов мышления, соотнося их со шляпами разных цветов. Менять шляпы – менять роли, позиции, взгляды на задачу. Однако, находясь в том или ином режиме мышления Вы имеете право смотреть на вещи только с определенной позиции.

} Белая шляпа – бесстрастный обзор фактов

} Красная шляпа- эмоции

} Черная шляпа – негативные ожидания, риски

} Желтая шляпа – позитивные ожидания

} Зеленая шляпа – творческие решения

} Синяя шляпа – четкое планирование и направление мысли куда нужно

 

Надевая «белую шляпу», Вы должны понимать, что не можете давать волю эмоциям, и мыслите только фактологично. В «красной шляпе» Вы обязаны забыть о фактах и полноценно, масштабно дать волю разнообразным эмоциям и т.д. В итоге, побывав в каждом из режимов мышления, Вы получаете всесторонний, объемный взгляд на поставленную задачу и наиболее четко представляете все шаги.

 

Метод У. Диснея

Смысл данного метода состоит в том, чтобы рассмотреть задачу (проблему) с трех позиций (мечтателя, реалиста и критика).

} Оценка ситуации с позиции ребенка ( «мечта») Если Вы хотите достигнуть чего-либо, кажущегося на первый взгляд труднодистижимым, то позвольте себе помечтать «на полную катушку». Не включайте никакие ограничители, не оценивайте свои образы и идеи критически, дайте волю фантазии.

} Оценка ситуации с позиции родителя («критика»)после того, как Вы вдоволь помечтали рекомендуется «включить» критика и действительно критически отнестись к тому, что ВЫ планируйте сделать, рассмотреть ситуацию с предельной долей здорового скептицизма.

} Оценка ситуации с позиции взрослого («реализм»)

В данном случае, предпринимается попытка системной оценки ситуации с использованием рационального и иррационального подхода.

 



2016-09-17 768 Обсуждений (0)
Методы развития креативности ( рефрейминг, интеллект-карты, ЭВРИСТИЧЕСКИЙ метод, МЕТОД де Боно, аналогия, омега – мэппинг, мозговой штурм, сны и т.д.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы развития креативности ( рефрейминг, интеллект-карты, ЭВРИСТИЧЕСКИЙ метод, МЕТОД де Боно, аналогия, омега – мэппинг, мозговой штурм, сны и т.д.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (768)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)