Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные этапы развития психологии



2016-09-15 540 Обсуждений (0)
Основные этапы развития психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




РАЗДЕЛ 5 «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

Тема 1 «Предмет истории психологии, его развитие и

Методологические принципы психологической науки»

План:

I. Предмет и методы истории психологии.

II. Периоды и этапы развития психологии.

III. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

Категориальный строй психологии.

 

I. Предмет и методы истории психологии.История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса.

Психология тесно связана с различными областями науки и культуры. На протяжении многих столетий психология фактически была разделом философии. Связь психологии с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии.

Влияние на психологию оказывало и развитие естествознания и медицины. В работах многих психологов просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой и логикой.

Методыистории психологии:

· историко-генетическийметод - изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период;

· историко-функциональный-анализируется преемственность высказываемых идей;

· биографический– позволяет выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого;

· метод систематизации психологических высказываний;

· методы категориального анализа (введенные историком науки М. Блоком) – учет конкретных социально-исторических условий, определивших появление данной научной школы, также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, социальной перцепции.

II. Периоды и этапы развития психологии.

Донаучный период(заканчивается примерно в VII – VI вв. до н.э.) – длился до начала объективных, научных исследований психики. Представления о душе основывались на мифах, легендах, первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

Научный период (философский)(начинается на рубеже VII – VI вв. до н.э.) – психология развивалась в рамках философии. Период длился до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственной психологической терминологии.

Появление психологии как самостоятельной науки связано с появлением ее как предмета изучения в университетах в конце XVIII – начале XIX в. В середине XIX в. происходило становление экспериментальной психологии.

Эволюция предметапсихологии:

· Душа -в эпоху античности понималась как первооснова тела, функцией души считалось придание телу активности. В период Средневековья в область исследования входило изучение видов активности тела и особенностей познания (прежде всего чувственного познания мира). Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли.

· Сознание(его содержание и пути его формирования) – в Новое время.

· Познавательные процессы– к концу XIX в.

· Поведениеи эмоциональные процессы(благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч. Дарвина).

* Появление экспериментальной лаборатории В. Вундта, сделало психологию объективнойнаукой.

· Появление психологических школ (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа) – многообразие подходов к предмету и методам психологии.

· В 10-30-х гг. XX в. психология разделилась на несколько направлений, в каждом из которых возникают свой предмет и свой метод исследования: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистскаяпсихология, французская социологическая школа.

· Во второй половине XX в. возникают новые школы и направления - гуманистическая психология, генетическая (эпистемологическая), когнитивная (сформировалась в 60-е гг.).

Основные этапы развития психологии

Этап и время Предмет психологии, ее содержание Методы исследования психики Основные достижения
Донаучный, До VII – VI вв. до н.э.) Душа – без раскрытия ее конкретного содержания и функций Нет Общее представление об охранительной и активной роли души
Философский, VII – VI вв. до н.э. – конец XVIII в. - начало XIX в. Античная психология Душа – источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения Специальных методов нет, используются методы других наук - философии, медицины, математики – при исследовании содержания и функций души Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела способов регуляции поведения и пределов свободы человека
Психология Средневековья Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира Появление собственно психологического метода - интроспекции Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс
Психология Возрождения и Нового времени Сознание – его содержание и пути его формирования Интроспекция и частично логика – методы индукции, дедукции, анализа и т.д. Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первая попытка ввести в предмет психологии бессознательное  
Ассоцианистическая психология – конец XVIII – начало XIX в. – середина XIX в.   Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения) Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики. Развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепции бессознательного. Развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепции бессознательного.
Экспериментальная психология, середина XIX – начало XX в. Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса
Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10-30-ее гг. XX в. Появление нескольких предметов психологии. Вначале – элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем – глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология) Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология) Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии
Дальнейшее развитие психологических школ, 40-60-е гг. XX в. Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология) Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий
Современная психология, 60-е гг. – конец XX в. Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ
           


2016-09-15 540 Обсуждений (0)
Основные этапы развития психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные этапы развития психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (540)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)