Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2 «Развитие психологии в период античности»



2016-09-15 2407 Обсуждений (0)
Тема 2 «Развитие психологии в период античности» 4.50 из 5.00 4 оценки




 

План:

I. Общая характеристика психологии в период античности.

II. Первые психологические теории античности.

III. Ведущие психологические теории античности (классический период).

IV. Психологические концепции эллинизма.

 

I. Общая характеристика психологии в период античности.Психология в Древней Греции появилась на рубеже VII – VI вв. до н.э. в связи с потребностью в объективной науке о человеке. Психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека – натурфилософию.

Панпсихизм – область психического не ограничивалась человеком, а распространялась на весь мир.

Первые представления о душе возникли на основе мифов и ранних религиозных представлений. Функции души: энергетическая (побуждающая тело к активности), душа также регулирует активность индивида и является главным орудием в познании мира.

Все в мире имеет первооснову – элемент, являющийся главной составляющей всех объектов, архе.

В психологии античности можно выделить три этапа:

· зарождение и становление психологии(VII – IV вв. до н.э.);

· период классической греческой науки (III – II вв. до н.э.);

· период эллинизма (II в. до н.э. – III - IV вв. н.э.).

II. Первые психологические теории античности.Первые психологические теориипоявились на рубежеVII - VI вв. до н.э.

Фалес, считал, что первоосновой мира является вода. Его последователи Анаксимандри Анаксименпридавали значение воздуху, считая его вечно живой и изменяющейся основой. В этих концепциях душа, главным образом, рассматривалась как источник активности, энергии.

Пифагор(VI в. до н.э.) – известный математик, философ и психолог. Он заговорил одним из первых о предназначении души и ее свойствах.

Пифагор отрицал равенство душ, считая, что одни люди более способные, другие менее способные и склонные к послушанию. Считал душубессмертной, стремящейся к постепенному очищению.

Критерий оценки – соответствие предмета строгим математическим законамгармонии, четности и т.д.

Гераклит(VI – V вв. до н.э.) – изучал процесс познанияс помощью анализа этапов переработки знаний. Логос – «слово», непреложный закон, по которому осуществляется развитие природы и человека. Первооснова – огонь, который посредством сгущения превращается в воздух, воду и землю. Теория Мирового года – Логос направляет превращения огня, и, как лето сменяется осенью, так и рассвет общества сменяется его упадком, также изменяется человек и его душа. Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения. – Изречение Гераклита «все течет» (стало основой для теории потока сознания Джеймса).

Измерял степень совершенства и зрелости души ее «огненностью». Душа ребенка еще сырая, влажная, постепенно она высыхает, становится более огненной, зрелой, способной к четкому и ясному мышлению. Гераклит связал развитие души с развитием мышления.

К IV в. в Греции появилась потребность в учителяхдля обучения высокопоставленных людей. Преподаватели (философы) обучали также и психологии, риторике и их называли «учителями мудрости» - софистами.Софистика – умение уйти от прямого ответа и привести несколько способов решения одной и той же задачи.

Наиболее значительные представители софизма – Протагор(ок. 481 – 410 гг. до н.э.) и его ученик – Горгий (ок. 483 – 375 гг. до н.э.). Они считали, что способность к рассуждению развивает умение доказать любую истину и опровергнуть любое суждение.

Протагор: «Человек – есть мера всех вещей». Относительность и субъективность человеческих знаний. Протагор считал, что наиболее важным для социальной адаптации является обучение ораторскому искусству.

Демокрит(470 – 370 гг. до н.э.) создал комплексную теорию, в которой были проанализированы вопросы о душе, познании, свободе воли и регуляции поведения. Теория основана на атомистической концепции Левкиппа, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазу атомов. Человек тоже состоит из атомов, душа состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, т.к. они должны придать движение инертному телу.

Душа есть у всех живых существ. Разница между душой человека и животных не качественная, а количественная. Душа находится в нескольких частях тела:

· в голове - разумная часть души;

· в груди – мужественная часть;

· в печени – вожделеющаячасть;

· в органах чувств.

Теория истечений– копии предметов (эйдолы) отделяются от них и витают в воздухе. С эйдолами могут соприкасаться атомы души.

Демокрит считал, что эмоциируководят поведением, т.к. человек и животное стремятся к тому, что приносит удовольствие, избегая того, что несет неудовольствие, страдание.

Всеобщий детерминизм– миром и судьбой управляют законы, в мире нет случайностей.

Гиппократ(ок. 460 – ок. 370 гг. до н.э.). Идея о четырех началах, из которых состоит окружающее (заимствована у Гераклита). Считал ведущей силой, обеспечивающей связь человека со средой, воздух.

Гиппократ доказывал, что основа человека гуморальная, жидкая. Разработал учение о темпераментах, основанное на сочетании четырех жидкостей в организме: крови, слизи, желчи черной и желчи желтой. Считал, что понятия меры в медицине не существует, опытный врач может вывести эту меру для каждого больного. Понятие меры (кразис) стало ведущим в концепции темперамента, при этом считалось, что отступление от нормы, нарушение (акразия) сочетания четырех видов жидкости ведет к ярким проявлениям того или иного темперамента.

Гиппократ выделял связь типа темперамента человека с его образом жизни (от еды и питья до особенностей общения). Впервые появилась мысль о дифференциации.

III. Ведущие психологические теории античности (классический период). Принципиально новый подход к психике человека начал складываться с III в. до н.э. с появлением работ Сократа и Платона.

Сократ (469 – 399 гг.) – философ, был также воином, политиком. В образовании Сократ выделял две ступени:

· изучение этики;

· изучение специальных жизненных вопросов.

Сократ впервые подошел к душе человека как к источнику разумаи нравственности. Связывал нравственность с разумом, считал, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию.

Идея о существовании абсолютного знания, истины, которую человек в своем размышлении о природе может познать и передать другим.

Диалектика - метод сократической беседы, диалог, основанный на способе «наводящих размышлений», приводящий человека к самостоятельному открытию истины.

Платон(428 – 348 гг. до н.э.) – философ, поэт, ученик Сократа, основатель Академии.

Платон считал числоосновой мирового порядка и гармонии. В окружающем мире выделял душу и небытие – материю, которая ничто без души. Платон считал, что существует идеальный мир, где расположены идеи вещей, т.е. совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов.

Структура души:

· вожделеющая;

· страстная;

· разумная.

Аристотель(384 – 322 гг. до н.э.) – медик по образованию, ученик Платона, учитель А. Македонского. Работа Аристотеля «О душе» считается первой психологической монографией.

Основал школу Ликей (Лицей), которая (как и Академия Платона) просуществовала почти шесть веков и была закрыта в III в.

Аристотель к проблемам психики подходил с естественно-научных позиций. Он считал, что душа – это форма реализации способного к жизни тела, не может существовать без тела и не является телом.

Существует три вида души:

· растительная – способная к размножению и питанию (имеет 2 функции);

· животная- обладает стремлением (чувствами), движением, ощущением и памятью (6 функций);

· разумная – есть только у человека, обладает способностью к мышлению (7 функций).

Растительная и животная душа смертны. Разумная душа – бессмертна, нематериальна, существует как врожденное знание.

Нус– всеобщий разум, который служит хранилищем разумной части души после смерти человека. При рождении ребенка часть этого разума вселяется в него, образуя новую душу.

IV. Психологические концепции эллинизма.Наиболее значимыми были школы киников и стоиков, также учение неоплатонизм (Плотин).

Школа киников(циников) – каждый человек самодостаточен, т.е. имеет все необходимое для духовной жизни в себе самом. Представители школы: Диоген Синопский, Эпикур, Лукреций Кар.

Диоген Синопский (ок. 400-325 гг. до н.э.) Путь нравственного развития (ступени):

· аскеза - отказ от благ и комфорта, предоставляемых обществом (вплоть до отказа от гигиены);

· ападейкия – отказ от знаний, накопленных обществом (неграмотность как достоинство);

· автаркия – обучение не обращать внимания на общественное мнение, на порицание и похвалу людей («тренинг» - чтение речей статуе).

Эпикур(341-270 гг. до н.э.). Проблема исследования критериев нравственного и безнравственного.

Составляющие души (человека и животных):

· огонь, дающий тепло;

· пневма, обеспечивающая движение;

· ветер, позволяющий дышать;

· «душа души» - есть только у человека и связана с психическими, а не физическими функциями (чувствами, мышлением, нравственностью).

Утверждение о свободе воли – человек является единственным источником добра и зла, он же и судья собственных поступков. Но истинное наслаждение доставляют только духовные удовольствия.

Атараксия – состояние душевной невозмутимости (в ней счастье). Атараксия достигается воспитанием, отчуждением от общества, как источника тревог, зависти и конформизма.

Лукреций Кар– последователь Эпикура (I век до н.э.) выделял функциональное различие частей души. Подчеркивал роль той части души, что есть у человека («дух»), заключающейся в мышлении, выработке нравственных понятий. Считал, что счастье приносит активная позиция - передача своих знаний людям.

Школа стоиков(«стоицизм» - нарицательное значение слова - «твердость духа и постоянство»)– Основатели школы: Зенон (336-264 гг. до н.э.), Хризипп (281-208 гг. до н.э.). Представители школы: Сенека, Цицерон, Брут; император Марк Аврелий (I-II вв. н.э.).

О познании и душе: части души (8 частей):

· только одна часть не связана с познанием, а отвечает за продолжение рода;

· пять органов чувств (обоняние, осязание, вкус, слух и зрение);

· мышление и речь.

О познании: ступени познания:

· ощущение;

· память;

· воображение;

· фантазия;

· мышление (внутреннее и внешнее мышление). Под внешним мышлением понимали речь. Мышление пронизывает весь процесс познания.

Идея Логоса, выражающегося в слове и связанного с разумом. Концепция речи: (первая в науке теория значения слов). Раз мысль обозначается словом, то и разница между ними в том, что мысль – это обозначаемое, а слово (символ) обозначающее. Мысль и слово связаны с реальным предметом - «треугольник отношений» - слово-мысль-предмет. Вопрос о свободе духа: свобода духа не тождественна свободе действия. Противопоставление внутренней духовной свободы свободе поведения (внешней).

В мире существует три критерия:

· благо - соразмерно с природой человека (выдержка, умеренность, разум);

· зло – излишества, аффекты;

· безразличие – то, что относится только к внешней стороне жизни людей (богатство-бедность; здоровье-болезнь-смерть). Данные факторы ничего не прибавляют к внутренней силе человека.

Вывод о свободе:человек не может быть абсолютно свободен, т.к. он живет по законам мира.

Квинтилиан связывал одаренность со способностями к ораторскому искусству. Гален (ок. 130-200 гг.) – Более 400 работ по медицине, философии и психологии. Органы психики: мозг(разум), сердце (страсти) и печень (вожделение). Развивал идею Гиппократа о темпераменте: высказал, что темпераментов не четыре, а больше, в зависимости от сочетания разных соков организма:

· теплые(мужественные) - гнев как повышение сердечной теплоты;

· холодные (медлительные) типы.

Плотин(205-270 гг.). Его учение в дальнейшем было названо неоплатонизмом (исходил из учения Платона).

О душе: Холизма – единство или целостность сознания и личности человека, которое формируется в первые годы жизни и является основой тождественности (идентичности) человека самому себе. Самосознание – как основа достижения этого единства. Пути познания:

· обращаясь к телу, душа получает знания о нем, душа познает мир посредством чувственных ощущений, этот путь является основой формирования опыта;

· обращаясь к мировому разуму, душа сливается с ним, и в момент слияния (экстаза), знания, находящиеся в мировой душе, переливаются в индивидуальную душу;

· возможность души обращаться к себе и получать знания о своей духовной жизни (интроспекция – самонаблюдение).

 



2016-09-15 2407 Обсуждений (0)
Тема 2 «Развитие психологии в период античности» 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Тема 2 «Развитие психологии в период античности»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)