Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, понятие и структура собственности муниципального образования



2016-09-17 593 Обсуждений (0)
Сущность, понятие и структура собственности муниципального образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Собственность — это источник экономической мощи любой по­литической власти. Формирование в Российской Федерации мест­ного самоуправления как нового, автономного от государства, уровня власти обусловило появление в нашей стране муници­пальной собственности.

Муниципальная собственность представляет собой систему от­ношений по присвоению населением муниципального образова­ния (субъектно опосредованным органами местного самоуправления) средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными условия­ми, производственной и социальной инфраструктурой в целях удовлетворения потребностей населения муниципального образо­вания, повышения его благосостояния.

Муниципальная собственность всегда выступает в двух взаи­мосвязанных проявлениях:

1) как хозяйственно-имущественный или вещественный комплекс;

2) как экономический или стоимостной комплекс.

В качестве имущественно-хозяйственного комплекса муници­пальная собственность дает муниципальному образованию резуль­таты в виде конкретных товаров и услуг: тепло в домах, свет на ночных улицах, возможность добраться до места работы и обрат­но.

Ценность муниципальной собственности в данном отно­шении измеряется в единицах тех товаров и услуг, которые могут быть произведены и на деле производятся при ее использовании.

В качестве экономического комплекса муниципальная собствен­ность представляет собой чисто рыночную, капитализированную ценность. Она определяется способностью данной собственности приносить населению муниципального образования финансовые средства или же экономить их.

Ценность собственностив этом отношении определяется объемом тех денежных средств, которые могут появиться у муниципального образования в процессе ее использования.

В любом случае муниципальная собственность является объектом управления, т. е. испытывает на себе воздей­ствие со стороны собственника того или иного уровня с целью достижения определенного результата: производства товаров, ус­луг, получения прибыли, экономии расходов.

Эффективное управление муниципальной собственностью на­правлено на достижение оптимального сочетания между веще­ственным и стоимостным проявлениями собственности.

С этих позиций идеальной можно было бы считать ситуацию, при кото­рой все товары и услуги, производимые на основе использования объектов муниципальной собственности, предоставлялись населе­нию за плату, покрывающую их себестоимость.

Однако практика показывает, что продукт, произведенный в муниципальном секторе экономики, как правило, не имеет эквивалентного обмена на денежные средства потребителей и, следо­вательно, изначально является убыточным (исключение составля­ют некоторые высокодоходные муниципальные предприятия, на­пример, предприятия общественного питания, бытового обслужи­вания населения, муниципальные строительные организации и др.).

Поэтому для того чтобы процесс производства материальных благ, удовлетворяющих общественные потребности местных кол­лективов, носил характер вос­производства, органам местного самоуправления постоянно тре­буются дополнительные средства для его регенерации.

Эти сред­ства поступают в местные бюджеты через налоговый механизм и по каналам бюджетного регулирования.

В состав муниципальной собственности входят: средства мест­ного бюджета, имущество органов местного самоуправления; муниципальные земли и дру­гие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собствен­ности; муниципальные предприятия и организации; муници­пальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципаль­ные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; другое движимое и недвижимое имущество.

Объемы муниципальной собственности должны соответствовать выполняемым органами местного самоуправления функциям, т.е. ре­шаемым вопросам местного значения.

Например, наличие в му­ниципальной собственности учреждений здравоохранения и об­разования связано с выполнением функций организации, содер­жания и развития муниципальных учреждений здравоохранения, учреждений дошкольного, основного общего и профессионально­го образования.

Создание и обеспечение функционирования му­ниципальных предприятий, обслуживающих жилищное и ком­мунальное хозяйство, вызвано возложенными на местное самоуп­равление обязанностями по содержанию и использованию муни­ципального жилищного фонда и нежилых помещений, муници­пальному дорожному строительству и озеленению территории муниципального образования, организации, содержанию и раз­витию муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и т. п.

Это не означает, что все без исключения функции местного самоуправления должны быть обеспечены объектами муниципаль­ной собственности.

Их отсутствие в ряде случаев может быть компенсировано либо непосредственно финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении органов местного самоуправления, либо услугами частного сектора, оказываемыми местному населе­нию на основе муниципального заказа.

До недавнего времени законодательство не содержало ограни­чений по видам имущества, которое могло находиться в муници­пальной собственности. Однако Федеральным законом. № 131-ФЗ такие огра­ничения были предусмотрены.

В соответствии с данным законом в муниципальной собственности не может находиться имущество, не предназначенное для:

- решения вопросов местного значения;

- осуществления отдельных государственных полномочий, пе­реданных органам местного самоуправления;

- обеспечения деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и уч­реждений.

В случае включения подобного имущества в состав муници­пальной собственности, оно подле­жит перепрофилированию (изменению целевого назначения) либо отчуждению.

Основными способами формирования муниципальной собствен­ности являются:

1) передача объектов государственной собственности в собствен­ность муниципального образования в порядке разграниче­ния собственности между уровнями власти;

2) формирование муниципальной собственности в результате коммерческой и некоммерческой деятельности муниципаль­ных предприятий и учреждений;

3) приобретение имущества по сделкам и по иным основаниям, предусмотренным законодательством (на основании догово­ров купли-продажи, дарения, иных сделок об отчуждении имущества).

 

Количественно оптимальные объемы муниципальной собствен­ности определить достаточно сложно. Формирование муниципальной собственности на основании качественных критериев предполагает, что в ее состав должны входить объекты:

· обеспечивающие и гарантирующие выполнение социальных, экономических и прочих функций, которые не должны, не могут или не заинтересованы выполнять федеральные и ре­гиональные органы власти и управления, а также хозяй­ствующие субъекты других форм собственности (муниципаль­ные бюджеты, имущества органов местного самоуправления, муниципальные учреждения социальной защиты, муниципаль­ные объекты инженерной инфраструктуры);

· характеризующиеся высокой степенью технологически функ­циональных взаимосвязей в рамках территории муниципаль­ного образования (водопроводные, канализационные, тепло­вые, электрические сети);

· наиболее значимые и приоритетные для целей социально-экономического развития муниципального образования;

· способные функционировать в режиме самофинансирования либо финансироваться за счет бюджетных и внебюджетных источников муниципального образования.

Таким образом, в основу формирования муниципальной соб­ственности изначально должны быть положены следующие прин­ципы:

1. строго целевого соответствия собственности требованиям фе­дерального законодательства;

2. достаточности собственности для эффективного решения воп­росов местного значения;

3. соблюдения динамического равновесия между доходообразующими и бюджетообременительными объектами муниципаль­ной собственности с учетом возможностей бюджетно-налого­вой системы.

В процессе управления муниципальной недвижимостью органы мест­ного самоуправления реализуют общие и конкретные функции управ­ления, в том числе планирование и программирование; маркетинг; мониторинг; аудит; учет; контроль; оценку и др.

 



2016-09-17 593 Обсуждений (0)
Сущность, понятие и структура собственности муниципального образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность, понятие и структура собственности муниципального образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (593)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)