Сущность, понятие и структура собственности муниципального образования
Собственность — это источник экономической мощи любой политической власти. Формирование в Российской Федерации местного самоуправления как нового, автономного от государства, уровня власти обусловило появление в нашей стране муниципальной собственности. Муниципальная собственность представляет собой систему отношений по присвоению населением муниципального образования (субъектно опосредованным органами местного самоуправления) средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными условиями, производственной и социальной инфраструктурой в целях удовлетворения потребностей населения муниципального образования, повышения его благосостояния. Муниципальная собственность всегда выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: 1) как хозяйственно-имущественный или вещественный комплекс; 2) как экономический или стоимостной комплекс. В качестве имущественно-хозяйственного комплекса муниципальная собственность дает муниципальному образованию результаты в виде конкретных товаров и услуг: тепло в домах, свет на ночных улицах, возможность добраться до места работы и обратно. Ценность муниципальной собственности в данном отношении измеряется в единицах тех товаров и услуг, которые могут быть произведены и на деле производятся при ее использовании. В качестве экономического комплекса муниципальная собственность представляет собой чисто рыночную, капитализированную ценность. Она определяется способностью данной собственности приносить населению муниципального образования финансовые средства или же экономить их. Ценность собственностив этом отношении определяется объемом тех денежных средств, которые могут появиться у муниципального образования в процессе ее использования. В любом случае муниципальная собственность является объектом управления, т. е. испытывает на себе воздействие со стороны собственника того или иного уровня с целью достижения определенного результата: производства товаров, услуг, получения прибыли, экономии расходов. Эффективное управление муниципальной собственностью направлено на достижение оптимального сочетания между вещественным и стоимостным проявлениями собственности. С этих позиций идеальной можно было бы считать ситуацию, при которой все товары и услуги, производимые на основе использования объектов муниципальной собственности, предоставлялись населению за плату, покрывающую их себестоимость. Однако практика показывает, что продукт, произведенный в муниципальном секторе экономики, как правило, не имеет эквивалентного обмена на денежные средства потребителей и, следовательно, изначально является убыточным (исключение составляют некоторые высокодоходные муниципальные предприятия, например, предприятия общественного питания, бытового обслуживания населения, муниципальные строительные организации и др.). Поэтому для того чтобы процесс производства материальных благ, удовлетворяющих общественные потребности местных коллективов, носил характер воспроизводства, органам местного самоуправления постоянно требуются дополнительные средства для его регенерации. Эти средства поступают в местные бюджеты через налоговый механизм и по каналам бюджетного регулирования. В состав муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, имущество органов местного самоуправления; муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; другое движимое и недвижимое имущество. Объемы муниципальной собственности должны соответствовать выполняемым органами местного самоуправления функциям, т.е. решаемым вопросам местного значения. Например, наличие в муниципальной собственности учреждений здравоохранения и образования связано с выполнением функций организации, содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения, учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования. Создание и обеспечение функционирования муниципальных предприятий, обслуживающих жилищное и коммунальное хозяйство, вызвано возложенными на местное самоуправление обязанностями по содержанию и использованию муниципального жилищного фонда и нежилых помещений, муниципальному дорожному строительству и озеленению территории муниципального образования, организации, содержанию и развитию муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и т. п. Это не означает, что все без исключения функции местного самоуправления должны быть обеспечены объектами муниципальной собственности. Их отсутствие в ряде случаев может быть компенсировано либо непосредственно финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении органов местного самоуправления, либо услугами частного сектора, оказываемыми местному населению на основе муниципального заказа. До недавнего времени законодательство не содержало ограничений по видам имущества, которое могло находиться в муниципальной собственности. Однако Федеральным законом. № 131-ФЗ такие ограничения были предусмотрены. В соответствии с данным законом в муниципальной собственности не может находиться имущество, не предназначенное для: - решения вопросов местного значения; - осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; - обеспечения деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. В случае включения подобного имущества в состав муниципальной собственности, оно подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения) либо отчуждению. Основными способами формирования муниципальной собственности являются: 1) передача объектов государственной собственности в собственность муниципального образования в порядке разграничения собственности между уровнями власти; 2) формирование муниципальной собственности в результате коммерческой и некоммерческой деятельности муниципальных предприятий и учреждений; 3) приобретение имущества по сделкам и по иным основаниям, предусмотренным законодательством (на основании договоров купли-продажи, дарения, иных сделок об отчуждении имущества).
Количественно оптимальные объемы муниципальной собственности определить достаточно сложно. Формирование муниципальной собственности на основании качественных критериев предполагает, что в ее состав должны входить объекты: · обеспечивающие и гарантирующие выполнение социальных, экономических и прочих функций, которые не должны, не могут или не заинтересованы выполнять федеральные и региональные органы власти и управления, а также хозяйствующие субъекты других форм собственности (муниципальные бюджеты, имущества органов местного самоуправления, муниципальные учреждения социальной защиты, муниципальные объекты инженерной инфраструктуры); · характеризующиеся высокой степенью технологически функциональных взаимосвязей в рамках территории муниципального образования (водопроводные, канализационные, тепловые, электрические сети); · наиболее значимые и приоритетные для целей социально-экономического развития муниципального образования; · способные функционировать в режиме самофинансирования либо финансироваться за счет бюджетных и внебюджетных источников муниципального образования. Таким образом, в основу формирования муниципальной собственности изначально должны быть положены следующие принципы: 1. строго целевого соответствия собственности требованиям федерального законодательства; 2. достаточности собственности для эффективного решения вопросов местного значения; 3. соблюдения динамического равновесия между доходообразующими и бюджетообременительными объектами муниципальной собственности с учетом возможностей бюджетно-налоговой системы. В процессе управления муниципальной недвижимостью органы местного самоуправления реализуют общие и конкретные функции управления, в том числе планирование и программирование; маркетинг; мониторинг; аудит; учет; контроль; оценку и др.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (593)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |