Механизмы рационального использования муниципальной собственности
Сущность муниципальной собственности раскрывается в процессе ее использования. Муниципальная собственность - это часть экономической основы местного самоуправления. Поэтому она должна приносить реальную пользу местным коллективам, эффективно использоваться в целях повышения благосостояния граждан. Ценность муниципальной собственности определяется объемом тех материальных и социальных благ, которые может получить муниципальное образование в процессе ее использования. При этом муниципальная собственность, как и всякая другая, может служить источником доходов собственника, в данном случае — источником доходов местного бюджета. Однако основной целью деятельности местного самоуправления является все же не извлечение доходов, а создание условий для жизнедеятельности населения. Поэтому, во-первых, муниципальную собственность следует рассматривать как необходимый для достижения этой цели ресурс; во-вторых, доходы от использования муниципальной собственности должны идти на покрытие расходов по обеспечению функционирования и развития муниципального образования. Для того чтобы выявить наиболее эффективные направления использования муниципальной собственности, необходимо изучить все имеющиеся в распоряжении местного самоуправления ресурсы. Важнейшими ресурсами муниципалитетов традиционно выступают земля и другие объекты недвижимости. В соответствии с Земельным кодексом РФ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере земельных отношений относятся: · изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; · установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований; · разработка и реализация местных программ использования и охраны земель; · иные полномочия на решение вопросов местного значения в области охраны и использования земель; · управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В настоящее время муниципальные земли, как правило, не приносят существенной выгоды своим владельцам. Поступления от аренды и продажи земли обычно не превышают 2-3 % доходной базы местного бюджета. Более того, низкие ставки арендной платы за земельные участки в черте города и постоянное уменьшение объемов муниципальных земель вследствие их приватизации приводят к постепенному сокращению и этих поступлений. Вместе с тем международная практика показывает, что при квалифицированном использовании муниципальный земельный фонд способен генерировать значительные доходы как в виде рентных платежей, так и в ходе приватизации. Для этого должны быть созданы соответствующие базовые условия: · по рыночному принципу установлены ставки арендной платы за землю и цены выкупа прав аренды земельных участков; · разработаны единые, основанные на объективных критериях методики кадастровой оценки земельных участков; · созданы кредитно-финансовые инструменты и институты, Не менее значимыми, чем муниципальный земельный фонд, являются другие объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности. В самом общем виде можно выделить следующие группы объектов недвижимости, с которыми приходится работать органам местного самоуправления: 1) муниципальный жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; 2) муниципальные социально значимые объекты недвижимости (школы, детские сады, больницы и т. п.); 3) муниципальная недвижимость, использование которой ведется в коммерческих целях. Муниципальный жилищный фонд и инженерная инфраструктура выполняют как социальные функции, так и функции средств производства. В настоящее время и муниципальное жилье, и муниципальные инженерные объекты (теплосети, канализация, объекты утилизации отходов и мусоропереработки и т. п.) находятся в крайне изношенном состоянии. В этой связи основной задачей в отношении данной категории объектов недвижимости является увеличение бюджетных и частных инвестиций для их капитального ремонта и обновления. Главная цель управления социально значимой муниципальной недвижимостью — снижение фактических затрат местного бюджета на ее содержание путем оптимизации расходов при обеспечении нормального функционирования данных объектов. Основными целями управления коммерческой муниципальной недвижимостью являются: 1) обеспечение целевого использования в соответствии с планом зонирования городского, сельского поселения; 2) повышение доходной части местного бюджета путем обеспечения максимальной доходности данной недвижимости; 3) увеличение ее рыночной стоимости; 4) использование недвижимости для активизации деловой активности на территории муниципального образования. Объекты недвижимости, которые не являются жизненно важными для территории и не могут быть использованы для выполнения социально значимых функций, должны быть переданы эффективному собственнику. При этом процесс приватизации (продажи) нерентабельных муниципальных объектов, способных привлечь частный бизнес, должен идти параллельно с созданием новой доходообразующей муниципальной собственности. Не обязательно, что расходы по созданию таких объектов муниципалитеты должны нести самостоятельно. Современное законодательство предоставляет органам местного самоуправления возможность участвовать в качестве соучредителя при создании предприятий с долевой собственностью. Помимо органов местного самоуправления участие в создании таких предприятий принимают и немуниципальные хозяйствующие субъекты (частные предприятия, некоммерческие организации, государственные органы управления и т. п.). Подобные предприятия могут иметь различные организационно-правовые формы: товарищества, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества (со 100 %-ным муниципальным капиталом, с контрольным пакетом акций у муниципалитета, с «золотой» акцией у местных органов власти). При этом муниципалитет, наряду с другими партнерами, получает полное право на участие в прибылях такого предприятия и в управлении его деятельностью. Данная хозяйственная практика имеет место во многих муниципальных образованиях России. Например, в г. Ростове-на-Дону городская администрация за несколько последних лет участвовала в создании 50 таких предприятий, в г. Каменск-Шахтинском —42, Таганроге — 13, что позволило этим муниципалитетам в определенной степени укрепить доходную часть своих бюджетов, сохранив контроль за соответствующими сферами муниципальной экономики. Важным направлением муниципального предпринимательства является инвестиционная деятельность органов местного самоуправления. Практика показывает, что для превращения инвестиционных ресурсов в действенный инструмент решения местных социально-экономических проблем муниципалитетам требуется, во-первых, четкая, детально проработанная программа действий и, во-вторых, серьезное содействие по ее реализации со стороны органов государственной власти субъектов РФ. При этом сам инвестиционный процесс в муниципальных образованиях целесообразнее разбить на два последовательных этапа. На первом этапе основной задачей местных властей должно стать привлечение внешних инвестиций на свою территорию, что позволит увеличить налоговый потенциал муниципальных образований и, соответственно, укрепить доходную часть местных бюджетов. Помимо чисто экономического (доходообразующего) эффекта это создаст базовые предпосылки для осуществления второго этапа рассматриваемого процесса, на котором уже всерьез можно будет задуматься и о собственной инвестиционной деятельности муниципалитетов, т. е. о вложении относительно свободных местных средств в наиболее выгодные инвестиционные проекты. Наряду с рассмотренными механизмами укрепления муниципальной собственности можно выделить ряд направлений финансово-хозяйственной деятельности муниципалитетов, которые в условиях переходного периода малоэффективны, но представляют стратегический интерес для местного самоуправления. К таким направлениям можно отнести размещение муниципальных займов, создание муниципальных банков и т. п. К 1995 г. муниципальные облигации, предназначенные для погашения текущих расходов (дефицита) местных бюджетов или финансирования собственных программ и капиталоемких проектов муниципалитетов, имели хождение на территории 60 % субъектов РФ. Интерес органов местного самоуправления к системе заимствований объясняется прежде всего тем, что, выходя на рынок капиталов с муниципальными долговыми обязательствами, они путем формирования долгосрочной задолженности получают возможность решать свои текущие проблемы. Это экономическое свойство муниципальных займов обусловило их широкое распространение на Западе». Внутренние займы (под строительство дорог, благоустройство территории, обновление парка муниципального транспорта и т. д.) составляют неотъемлемый элемент финансовой системы местных сообществ США, Германии, Франции и др. В российской муниципальной практике их применение также потенциально возможно. Однако для этого прежде всего необходима стабильность, которой отечественные муниципалитеты пока не имеют. Схема облигационного финансирования отдельных направлений социально-экономического развития территорий потеряла жизнеспособность в России в период финансового кризиса 1998 г. и ощутимых тенденций к возрождению до сих пор не обнаружила. Падение инвестиционной привлекательности государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ), изначально являвшихся в нашей стране основным источником обеспечения муниципальных займов, послужило причиной практически полного замораживания рынка муниципальных облигаций в первые послекризисные годы. Муниципальный заем, как и любой заем в принципе, должен быть обеспечен экономически. Ранее основной формой такого обеспечения выступали доходы от государственных ценных бумаг. В нынешних условиях, когда рынок государственных ценных бумаг находится в неопределенном состоянии, единственно надежными источниками обеспечения муниципального займа могут являться сильный (бездефицитный) бюджет и (или) рентабельные объекты муниципальной собственности. Поскольку такой экономической базы большинство муниципальных образований России не имеет, возможность эмиссии муниципальных облигаций напрямую зависит от реализации других направлений финансово-хозяйственной деятельности местных администраций. Таким образом, для выработки реальных предложений по размещению муниципальных займов, должны быть созданы соответствующие стартовые условия. Их создание связано с активным использованием технологий, отнесенных к первой выделенной нами группе направлений укрепления муниципальной собственности.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (647)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |