Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизмы рационального использования муниципальной собственности



2016-09-17 647 Обсуждений (0)
Механизмы рационального использования муниципальной собственности 0.00 из 5.00 0 оценок




Сущность муниципальной собственности раскрывается в про­цессе ее использования. Муниципальная собственность - это часть экономической основы местного самоуправления. Поэтому она дол­жна приносить реальную пользу местным коллективам, эффектив­но использоваться в целях повышения благосостояния граждан.

Ценность муниципальной собственности определяется объемом тех материальных и социальных благ, которые может получить муниципальное образование в процессе ее использования. При этом муниципальная собственность, как и всякая другая, может служить источником доходов собственника, в данном случае — источником доходов местного бюджета. Однако основной целью деятельности местного самоуправления является все же не извле­чение доходов, а создание условий для жизнедеятельности насе­ления. Поэтому, во-первых, муниципальную собственность сле­дует рассматривать как необходимый для достижения этой цели ресурс; во-вторых, доходы от использования муниципальной соб­ственности должны идти на покрытие расходов по обеспечению функционирования и развития муниципального образования.

Для того чтобы выявить наиболее эффективные направления ис­пользования муниципальной собственности, необходимо изучить все имеющиеся в распоряжении местного самоуправления ресурсы.

Важнейшими ресурсами муниципалитетов традиционно вы­ступают земля и другие объекты недвижимости. В соответствии с Земельным кодексом РФ к полномочи­ям органов местного самоуправления в сфере земельных отноше­ний относятся:

· изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

· установление с учетом требований законодательства Россий­ской Федерации правил землепользования и застройки тер­риторий городских и сельских поселений, территорий дру­гих муниципальных образований;

· разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;

· иные полномочия на решение вопросов местного значения в области охраны и использования земель;

· управление и распоряжение земельными участками, находя­щимися в муниципальной собственности.

В настоящее время муниципальные земли, как правило, не приносят существенной выгоды своим владельцам. Поступления от аренды и продажи земли обычно не превышают 2-3 % доход­ной базы местного бюджета. Более того, низкие ставки арендной платы за земельные участки в черте города и постоянное умень­шение объемов муниципальных земель вследствие их приватиза­ции приводят к постепенному сокращению и этих поступлений. Вместе с тем международная практика показывает, что при квалифицированном использовании муниципальный земельный фонд способен генерировать значительные доходы как в виде рен­тных платежей, так и в ходе приватизации. Для этого должны быть созданы соответствующие базовые условия:

· по рыночному принципу установлены ставки арендной пла­ты за землю и цены выкупа прав аренды земельных участ­ков;

· разработаны единые, основанные на объективных критери­ях методики кадастровой оценки земельных участков;

· созданы кредитно-финансовые инструменты и институты,
обеспечивающие эффективное кредитование участников зе­-
мельного рынка.

Не менее значимыми, чем муниципальный земельный фонд, являются другие объекты недвижимости, находящиеся в муници­пальной собственности.

В самом общем виде можно выделить следующие группы объек­тов недвижимости, с которыми приходится работать органам ме­стного самоуправления:

1) муниципальный жилищный фонд и объекты инженерной ин­фраструктуры;

2) муниципальные социально значимые объекты недвижимости (школы, детские сады, больницы и т. п.);

3) муниципальная недвижимость, использование которой ве­дется в коммерческих целях.

Муниципальный жилищный фонд и инженерная инфраструк­тура выполняют как социальные функции, так и функции средств производства. В настоящее время и муниципальное жилье, и му­ниципальные инженерные объекты (теплосети, канализация, объек­ты утилизации отходов и мусоропереработки и т. п.) находятся в крайне изношенном состоянии. В этой связи основной задачей в отношении данной категории объектов недвижимости является увеличение бюджетных и частных инвестиций для их капиталь­ного ремонта и обновления.

Главная цель управления социально значимой муниципаль­ной недвижимостью — снижение фактических затрат местного бюджета на ее содержание путем оптимизации расходов при обес­печении нормального функционирования данных объектов.

Основными целями управления коммерческой муниципальной недвижимостью являются:

1) обеспечение целевого использования в соответствии с планом зонирования городского, сельского поселения;

2) повышение доходной части местного бюджета путем обеспе­чения максимальной доходности данной недвижимости;

3) увеличение ее рыночной стоимости;

4) использование недвижимости для активизации деловой ак­тивности на территории муниципального образования.

Объекты недвижимости, которые не являются жизненно важ­ными для территории и не могут быть использованы для выпол­нения социально значимых функций, должны быть переданы эф­фективному собственнику.

При этом процесс приватизации (продажи) нерентабельных муниципальных объектов, способных привлечь частный бизнес, должен идти параллельно с созданием новой доходообразующей муниципальной собственности. Не обязательно, что расходы по созданию таких объектов муниципалитеты должны нести само­стоятельно. Современное законодательство предоставляет орга­нам местного самоуправления возможность участвовать в каче­стве соучредителя при создании предприятий с долевой собствен­ностью. Помимо органов местного самоуправления участие в создании таких предприятий принимают и немуниципальные хо­зяйствующие субъекты (частные предприятия, некоммерческие организации, государственные органы управления и т. п.). По­добные предприятия могут иметь различные организационно-пра­вовые формы: товарищества, общества с ограниченной ответствен­ностью, акционерные общества (со 100 %-ным муниципальным капиталом, с контрольным пакетом акций у муниципалитета, с «золотой» акцией у местных органов власти). При этом муници­палитет, наряду с другими партнерами, получает полное право на участие в прибылях такого предприятия и в управлении его деятельностью.

Данная хозяйственная практика имеет место во многих му­ниципальных образованиях России. Например, в г. Ростове-на-Дону городская администрация за несколько последних лет уча­ствовала в создании 50 таких предприятий, в г. Каменск-Шахтинском —42, Таганроге — 13, что позволило этим муниципалитетам в определенной степени укрепить доходную часть своих бюдже­тов, сохранив контроль за соответствующими сферами муници­пальной экономики.

Важным направлением муниципального предпринимательства является инвестиционная деятельность органов местного самоуп­равления. Практика показывает, что для превращения инвести­ционных ресурсов в действенный инструмент решения местных социально-экономических проблем муниципалитетам требуется, во-первых, четкая, детально проработанная программа действий и, во-вторых, серьезное содействие по ее реализации со стороны органов государственной власти субъектов РФ. При этом сам ин­вестиционный процесс в муниципальных образованиях целесооб­разнее разбить на два последовательных этапа.

На первом этапе основной задачей местных властей должно стать привлечение внешних инвестиций на свою территорию, что позволит увеличить налоговый потенциал муниципальных обра­зований и, соответственно, укрепить доходную часть местных бюджетов. Помимо чисто экономического (доходообразующего) эффекта это создаст базовые предпосылки для осуществления вто­рого этапа рассматриваемого процесса, на котором уже всерьез можно будет задуматься и о собственной инвестиционной дея­тельности муниципалитетов, т. е. о вложении относительно сво­бодных местных средств в наиболее выгодные инвестиционные проекты.

Наряду с рассмотренными механизмами укрепления муници­пальной собственности можно выделить ряд направлений финан­сово-хозяйственной деятельности муниципалитетов, которые в условиях переходного периода малоэффективны, но представля­ют стратегический интерес для местного самоуправления. К та­ким направлениям можно отнести размещение муниципальных займов, создание муниципальных банков и т. п.

К 1995 г. муниципальные облигации, предназначенные для погашения текущих расходов (дефицита) местных бюджетов или финансирования собственных программ и капиталоемких проек­тов муниципалитетов, имели хождение на территории 60 % субъек­тов РФ.

Интерес органов местного самоуправления к системе заимство­ваний объясняется прежде всего тем, что, выходя на рынок ка­питалов с муниципальными долговыми обязательствами, они пу­тем формирования долгосрочной задолженности получают воз­можность решать свои текущие проблемы. Это экономическое свой­ство муниципальных займов обусловило их широкое распростра­нение на Западе». Внутренние займы (под строительство дорог, благоустройство территории, обновление парка муниципального транспорта и т. д.) составляют неотъемлемый элемент финансо­вой системы местных сообществ США, Германии, Франции и др. В российской муниципальной практике их применение также по­тенциально возможно. Однако для этого прежде всего необходима стабильность, которой отечественные муниципалитеты пока не имеют.

Схема облигационного финансирования отдельных направле­ний социально-экономического развития территорий потеряла жизнеспособность в России в период финансового кризиса 1998 г. и ощутимых тенденций к возрождению до сих пор не обнаружи­ла. Падение инвестиционной привлекательности государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ), изначально являвшихся в нашей стране основным источником обеспечения муниципальных займов, по­служило причиной практически полного замораживания рынка муниципальных облигаций в первые послекризисные годы.

Муниципальный заем, как и любой заем в принципе, должен быть обеспечен экономически. Ранее основной формой такого обес­печения выступали доходы от государственных ценных бумаг. В нынешних условиях, когда рынок государственных ценных бу­маг находится в неопределенном состоянии, единственно надеж­ными источниками обеспечения муниципального займа могут яв­ляться сильный (бездефицитный) бюджет и (или) рентабельные объекты муниципальной собственности. Поскольку такой эконо­мической базы большинство муниципальных образований России не имеет, возможность эмиссии муниципальных облигаций на­прямую зависит от реализации других направлений финансово-хозяйственной деятельности местных администраций.

Таким образом, для выработки реальных предложений по раз­мещению муниципальных займов, должны быть созданы соответ­ствующие стартовые условия. Их создание связано с активным использованием технологий, отнесенных к первой выделенной нами группе направлений укрепления муниципальной собственности.



2016-09-17 647 Обсуждений (0)
Механизмы рационального использования муниципальной собственности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизмы рационального использования муниципальной собственности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (647)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)