Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Решение проблем рынка труда



2016-09-17 698 Обсуждений (0)
Решение проблем рынка труда 0.00 из 5.00 0 оценок




Главной проблемой на рынке труда по-прежнему, остается безработица, т.е. трудоустройство граждан (безработных) затруднено дефицитом вакансий, заявленных предприятиями и организациями в службу занятости, несмотря на их значительный рост.

Сложность ситуации еще и в том, что безработица существует на фоне крайне низкого уровня заработной платы. Поэтому надо искать пути повышения заработной платы (за счет максимального использования резервов, сокращения издержек производства и т.п.) увеличение доходов населения (которое, в свою очередь, создает условие для расширения производства и занятости).

Наиболее проблемно трудоустройство граждан, ищущих работу впервые, в том числе выпускников профессиональных учреждений всех уровней и общеобразовательных школ – их доля среди обратившихся составляет 38%, востребованность же на рынке труда минимальная из-за отсутствия опыта работы. Молодежь – будущее станы и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Поэтому при профобучении приоритет отдается молодежи. Стабилизации на молодежном рынке труда может способствовать широкое распространение так называемых гибких или нестандартных форм занятости, которые, так же как и активная политика содействия занятости, играют высокую роль в решении проблем молодежной безработицы. Осуществление целевой программы ( Молодежная практика). В рамках ее реализации территориальные отделы должны поддерживать тесные контакты со многими предприятиями и организациями, заключать с ними договоры на создание временных рабочих мест.

Основной же проблемой трудоустройства является качественное несоответствие между спросом и предложением рабочей силы, т.е. между структурой имеющихся вакантных мест и профессиональным составом ищущих работу. Хотя увеличение числа заявленных вакансий произошло по всем отраслям экономики, однако, в большей части для замещения свободных мест требуются работники без специальной подготовки по не престижным, низкооплачиваемым профессиям (например, грузчики, сторожа и т.д.) в основной массе городов РФ таких вакансий порядка 86%, причем большинство из них заявлено предприятиями и организациями негосударственного сектора экономики. На долю инженерно-технических работников и служащих приходится не более 13% вакансий – это, как правило, места для работников культуры, народного образования и здравоохранения, экономистов, бухгалтеров, агентов, и других работников рыночной экономики, которым выдвигаются дополнительные требования - определенный опыт работы, знание компьютера, ограничение возраста.

Затруднено трудоустройство граждан, имеющих специфические профессии, ранее используемые на предприятиях военно-промышленного комплекса (химики, технологи, аппаратчики) в то же время предприятия городов испытывают потребность в специалистах высокой квалификации: в промышленности – станочники, наладчики, слесари; в строительстве – электрогазосварщики, плотники.

Исходя из складывающейся обстановки в городе, приоритетным направлением в решении проблем занятости является активная политика занятости, сокращение периода безработицы, скорейшее возвращение безработных к производительному труду.

Активная политика – усиление взаимодействия с работодателями в создании банка вакансий рабочих профессий и высококвалифицированных специалистов; создание дополнительных и квотирование мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, улучшение профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ, развитые системы опережающего обучения работников, намеченных к высвобождению; расширение сети временных рабочих мест, направление на сезонные работы длительно безработных, незанятой молодежи и других слабозащищенных категорий, поддержка предпринимательства, индивидуально-трудовой деятельности. В условиях кризиса нужно использовать все возможные способы расширения рынка труда.

Так, например, применение добровольной законно оформленной неполной занятости в целях получения дополнительного к имеющемуся дохода может стать одним из элементов повышения уровня населения. Эффективное использование средств массовой информации для информирования широких слоев населения о деятельности службы занятости.

Повысить эффективность проведения массовых мероприятий с безработными гражданами, обратившимися по вопросу трудоустройства (выездные консультации по вопросам занятости, «Дни старшеклассников», «Декадники», выпускников ВУЗов и т.д.). А на федеральном уровне совершенствование законодательства о занятости с точки зрения правил взаимодействия субъектов рынка труда (государства, работодателей, профсоюзов и наемных работников, как плательщиков страховых взносов), изменение условий присвоение статуса безработного, повышение ответственности работодателей и профсоюзов за соблюдение Трудового кодекса РФ.

Главный же путь решения проблемы безработицы на рынке труда - экономический рост производства (восстановление законсервированных производственных мощностей), что приведет к увеличению темпа роста числа занятых в экономике.

В целом же, рынок труда на данный момент достаточно устойчив. По данным Росстата численность безработных с 2008 г. составила 4.8 млн чел. (из 70,9 млн.занятого населения). Безработица в декабре 2012 года составляла 3,8 миллиона человек, или 5,3 процента экономически активного населения, что является рекордом с 2001 года.

Пути повышения эффективности отечественного рынка труда помимо оздоровления экономической конъюнктуры и выхода из кризиса включают также более активную государственную политику как непосредственно в сфере занятости, так и в области доходов.

До настоящего времени государственная политика на рынке труда была ориентирована на достижение краткосрочных целей, в первую очередь на материальную поддержку части безработных, выплату пособий. Сегодня необходимо развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребностей экономики.

Настало время выработать концепцию и программу государственного регулирования в области занятости, в том числе и с учетом усиливающегося процесса международной миграции нашей рабочей силы. Программа должна включать как минимум пять основных - подпрограмм:

- стимулирование роста занятости в приоритетных отраслях экономики;

- создание общественных работ для безработных;

- содействие найму;

- социальная поддержка безработных;

-регулирование международной миграции кадров.

При этом важно, чтобы государственное вмешательство осуществлялось в основном с помощью экономических и правовых рычагов, с максимальным подключением не только административных мер, но и предпринимательских структур.

Одной из острых проблем на рынке труда являетсядискриминация работниковпо тем или иным причинам.

Дискриминация на рынке труда явление достаточно распространенное. Ее можно определить как неравные возможности работников, обладающих равной продуктивностью, или неодинаковое к ним отношение со стороны работодателей, общества, государства. Трудовой дискриминации могут подвергаться как отдельные работники, так и их определенные группы.

С общесоциальных позиций, дискриминация – это разрушительный процесс, формирующий социальную дифференциацию, основанную на ущемлении прав одних социальных групп другими. Дискриминация – это проявление социального неравенства в одной из самых крайних форм, это отрицание прав социальной группы, основанное, как правило, на выделении каких-либо признаков.

С точки зрения социальной психологии, дискриминация – это способ поддержания доминирующего положения социального субъекта (личности, группы). Это одна из форм отрицающего поведения, в основе которого лежит предубеждение об отсутствии у дискриминируемых неких свойств, которые позволяют отказывать им в правах, возможностях и т.п.

С точки зрения права, дискриминация – это запрещенная дифференциация, причем основания, по которым дифференциация запрещена, зафиксированы в законе. В Трудовом кодексе РФ выделено 15 оснований, по которым запрещено сравнение, причем список носит открытый характер, т.е. основания могут быть расширены. Дискриминация – сложное правовое явление, проявляющееся через нарушения прав, но не всякое нарушение прав является дискриминацией, поэтому доказывать существование дискриминации в отношении отдельного человека крайне тяжело.

Так, выделяют следующие виды трудовой дискриминации в зависимости от причин, её порождающих:

1. Дискриминация на основе личного предубеждения (по отношению к группе людей или индивидууму) проявляется со стороны нанимателя к той или иной группе работников. Причины предубеждений могут быть разными. Неприязнь к представителям той или иной расы или национальности может быть результатом воспитания или пропаганды в стране идей расовой, национальной или религиозной нетерпимости. Предубеждение нанимателя может распространятся на женщин (мужчин), эмигрантов, слишком пожилых (слишком молодых) работников, недостаточно или излишне образованных людей и т.п.

2. Теория о дискриминации на основе монопсонической власти нанимателя основана на предположении о разной эластичности предложения у различных групп работников и отсутствии мобильности между группами. Например, у мужчин эластичность предложения выше, чем у женщин, поскольку мужчины обычно обладают большей мобильностью на рынке труда.

3. Профессиональная сегрегация сама является одной из форм дискриминации. Представители разных групп работников имеют неравный доступ к тем или иным видам трудовой деятельности. В обществе происходит закрепление профессий и должностей между мужчинами и женщинами, местными и приезжими и т.п. сочетаясь с дискриминацией в образовании, профессиональная сегрегация может носить долговременный, устойчивый характер, возобновляясь в каждом новом поколении.

В законодательстве большинства стран существуют положения, обязывающие нанимателя в обязательном порядке принимать на работу в пределах установленных норм определенные категории трудящихся. В ряде случаев круг таких лиц довольно широк. Так, в Италии к ним относятся инвалиды войны и труда, слепые, глухонемые, сироты и вдовы лиц, погибших на войне или в результате производственной травмы, больные туберкулезом. Эти категории в целом должны составлять, согласно закону, до 15% общей численности персонала предприятия.

Можно по-разному относиться к этому интересному явлению. Подобное положение, если оно закреплено в законодательстве, на государственном уровне защищает интересы меньшинства за счет интересов большинства. Работодателю не выгодно, например, брать на работу инвалидов, но он обязан. Жесткая регламентация приема на работу установленного количества лиц определенной категории не позволяет работодателю взять того работника, который бы подошел ему по профессиональным качествам, – а тогда получается, что закон опять ущемляет интересы: теперь ущемляются интересы и работника, который, к примеру, не является инвалидом и интересы самого работодателя.

При разработке концептуальных основ деятельности по снижению дискриминации необходимо учесть следующие аспекты:

1. Очевидно, что сложившиеся в обществе неформальные нормы культуры труда, взаимодействия между людьми и их отношения к праву, являющиеся одними из причин распространенности дискриминации, не могут быть скорректированы в относительно небольшой промежуток времени в силу их инерционности. Следовательно, при разработке концепции основной упор должен быть сделан на долгосрочные цели и стратегию их достижения.

2. Исходя из того, что дискриминация является следствием совокупности различных факторов, деятельность должна носить комплексный характер, включая экономические, нормативно-правовые, информационные и иные мероприятия на различных уровнях управления социально-трудовой сферой.

3. Риски дискриминации формируются на различных уровнях различными субъектами рынка труда и вне его, поэтому необходимо учитывать особенности каждого уровня и субъекта, а также связи между ними. В наиболее общем виде цель деятельностиможно определить как минимизацию дискриминации на рынке труда, которая реализуется в ряде задач:

  1. Формирование системы ценностей, в основе которых лежит уважение к личности, признание прав и свобод человека, верховенство закона и соблюдение этических норм, результатом чего должно стать отношение к дискриминации как к социально неприемлемому для общества явлению.
  2. Определение приоритетных направлений деятельности, способствующих снижению дискриминации на различных уровнях рынка труда.
  3. Мобилизация ресурсного потенциала (финансового, трудового, интеллектуального).

К сожалению, успехи в борьбе с дискриминацией в труде достигнуты не по всем направлениям, даже в отношении такой давно признанной ее разновидности как дискриминация женщин. Дискриминация в труде не исчезнет сама собой. Данную проблему необходимо решать, прежде всего, на законодательном уровне, как отдельных стран, так и на международном уровне. Наряду с этим необходимо взаимодействие всех участников трудовых отношений для разрешения данной проблемы посредством диалога, в котором каждый участник будет иметь равные с остальными участниками права.



2016-09-17 698 Обсуждений (0)
Решение проблем рынка труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Решение проблем рынка труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (698)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)