Заработная плата и регулирование рынка труда
Заработная плата определяется и в широком, и в узком смысле этого слова, что связано с неоднозначной трактовкой понятия «труд». В широком смысле заработная плата это оплата труда работников самых различных профессий, будь то неквалифицированные рабочие, или люди профессий, труд которых требует больших затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или работники сферы услуг. При таком подходе к определению заработной платы в нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных вознаграждений. В узком смысле понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени. Это позволяет отделить общий доход от заработной платы. Различают номинальную и реальную заработную плату.Номинальной заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в течение определенного периода времени. Реальная заработная плата это те товары и услуги, которые можно приобрести на полученные деньги: WP=WH/P WP-реальная з/п,
Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой пропорции. Кривая предложения труда показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении уменьшается. При увеличении заработной платы каждый момент отработанного времени отзывается выгодой, поэтому появляется стремление заместить свободное время дополнительной работой. В краткосрочном периоде имеет место эффект масштаба. Это когда увеличение заработной платы увеличивает издержки производства, в результате уменьшается объем производимой продукции, следовательно уменьшается спрос на труд. Помимо эффекта масштаба, при увеличении заработной платы падает цена на капитал, что ведет к увеличению спроса на капитал и снижению спроса на труд. Этот процесс называется эффектом замещения. Сокращение предложения труда при увеличении заработной платы происходит из-за действия эффекта дохода (противоположного эффекту замещения). Во-первых, человек располагает лишь 24 часами в сутки, пять или шесть, из которых ему к тому же просто необходимо отдыхать; во-вторых, когда работник достигает определенного уровня благосостояния, меняется его отношение к свободному времени, увеличить количество которое в данном случае можно лишь при сокращении дополнительной работы. Данная зависимость предложения рабочей силы от уровня заработной платы в форме проявления в определенный момент эффекта дохода характеризует индивидуальное предложение труда отдельных лиц или групп лиц. Для экономики в целом функция совокупного предложения труда всегда будет возрастающей из-за циркуляции рабочей силы. При оценке взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения для достижении рыночного равновесия установлено, что оно достигается в точке, которой соответствует определенный уровень заработной платы и заданное этим уровнем предложение труда. Это означает, что все предприниматели, согласные платить эту зарплату, находят на рынке необходимое количество работников. Точка пересечения определяет положение полной занятости. В случае превышения зарплатой уровня равновесной цены предложение на рынке труда превышает рыночный спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, возникает избыток предложения труда. В случае снижения уровня заработной платы по сравнению с ее равновесным уровнем, спрос на рынке труда будет превышать предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места из-за нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату. Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей: 1. стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников; 2. наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; 3. предоставление работы каждому, кто ее ищет. К методам воздействия на занятость можно отнести: - прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры; - косвенные (экономические): финансовая монетарная, фискальная политика. Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный. Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, а так же путем региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территории. Региональное регулирование занятости позволяет учитывать многие особенности развития регионов и на их основе разрабатывать конкретные целенаправленные мероприятия по созданию условий занятости в зависимости от форм собственности, размеров предприятий и т.д. Важным способом смягчения ситуации на региональных рынках труда может стать использование нестандартных форм организации занятости (НФЗ). Оно открывает возможность воздействия на занятость путем ограничения предложения рабочей силы на открытом рынке труда, позволяет ограничивать масштабное высвобождение занятых и предупреждать всплеск безработицы. Внедрение НФЗ является мерой, отвечающей как интересам индивидов и работодателей, так и общества в целом. К числу разновидностей НФЗ могут быть отнесены: - частичная занятость, основанная на использовании рабочей силы в течение времени ненормальной и нестандартной продолжительности, включая временную занятость (сезонная, поденная, работа по контракту, временные общественные работы и т.п.); занятость в течение неполного рабочего дня или неполной рабочей недели; чередование на рабочем месте (распределение рабочего места в течение рабочей смены нормальной продолжительности между двумя и более работниками); работа неполный день может быть весьма полезной, например, учащиеся, которые получили бы возможность совмещать учебу с работой, обеспечивая тем самым прибавку к стипендии или зарабатывая средства на платное обучение; для граждан, обремененных семейными обязанностями. Некоторым работникам предпенсионного или пенсионного возраста так же удобно завершать свою трудовую деятельность, плавно переходя на сокращенный рабочий день или неполную рабочую неделю. Таким образом, частичную занятость не следует рассматривать только как отрицательное явление. Она одна из форм занятости, и поэтому так же должна регулироваться законом. Существенным недостатком работы на условиях временной занятости остается отсутствие гарантий 6на постоянное трудоустройство. При трудоустройстве на временные рабочие места, граждане так же оказываются лишенными и социальных гарантий (например, медицинской страховки). - основанные на нетрадиционных способах организации трудовой деятельности или рабочего времени, надомный труд; - совместительство (или труд на принципах двойственной занятости); гибкие графики труда; Самозанятостьпредполагает самостоятельный поиск трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения постоянного или временного дохода и удовлетворения личных потребностей в самореализации. Самозанятость является одним из важнейших направлений предупреждения и смягчения безработицы. Формами самозанятости являются индивидуальная трудовая деятельности и предпринимательство в сфере малого бизнеса. В рамках государственной политики занятости следует отметить роль фонда занятости в регулировании рынка труда. Так, государственный фонд занятости осуществляет следующие выплаты: - пособие по безработице; - компенсации материальных затрат в связи с их добровольным переездом в другую местность по направлению службы занятости; - оплату периода временной нетрудоспособности; - стипендии при направлении службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации. Из фонда занятости возмещаются затраты Пенсионного фонда в связи с назначением досрочных пенсий безработным. 6.4. Организация регионального и муниципального рынков труда, регулирование занятости и трудовых отношений.
Региональный рынок труда чаще всего рассматривают как пространство в рамках субъекта Федерации, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороны работодателей, включая и государство) и предложения (со стороны временно незанятых людей). Нередко используют термин «рынок рабочей силы». При этом не всегда учитывается то обстоятельство, что под понятием «рабочая сила» понимается экономически активное население (занятые в общественном производстве + безработные). Региональный рынок труда характеризуют в первую очередь основные понятия и статистические показатели. Трудовые ресурсы- это трудоспособная часть населения, занятая в общественном производстве и находящаяся в резерве (безработные, учащиеся, студенты, военнослужащие), количественные и демографические рамки которого зависят от уровня развития производительных сил. Занятость— это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. К безработным, применительно к стандартам Международной организации труда (МОТ), относятся лица в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: - не имели работы (доходного занятия); - занимались поиском работы, т. е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела; - были готовы приступить к работе. Баланс трудовых ресурсов - это система показателей, отражающая наличие трудовых ресурсов и их распределение по сферам и видам деятельности. Баланс составляется ежегодно по стране в целом, субъектам РФ с распределением на городскую и сельскую местности. Ежегодно регионами разрабатываются региональные программы, а затем разрабатывается и утверждается федеральная программа занятости. В основу региональных разработок положены 4 группы показателей, характеризующих: 1) состояние рынка труда; 2) экономическую ситуацию; 3) социальную ситуацию; 4) демографическую ситуацию. В первой группе показателей, характеризующих состояние рынка труда в регионе, находится уровень регистрируемой безработицы, рассчитываемый в процентах к экономически активному населению. По информации Росстата РФ, в мае 2016 г.. численность безработных, по данным обследований по проблемам занятости по России, составляла 4,3 мл. чел.(5,6%); число зарегистрированных в органах государственной занятости 1 мл.. человек, в т.ч. 0,8 человек получали пособие по безработице. Вторым показателем, характеризующим состояние рынка труда региона, является показатель напряженности, т. е. количество зарегистрированных безработных, приходящихся в среднем на одну заявленную в органы службы занятости вакансию. Третий показатель - удельный вес в составе безработных лиц, состоящих на учете более года. Этот показатель характеризует степень застойности безработицы. Выделяются три основных типа региональных рынков труда: 1. Асимметричные рынки труда. Им присущи значительные перекосы в соотношении закрытого и открытого, регулируемого и «теневого» рынков труда, диспропорции в отраслевой структуре занятости и экономической активности населения. 2. Равновесные региональные рынки труда. Это рынки с относительно развитыми структурами при переходе от ранее существовавшей системы полной занятости к системе экономической активности населения в условиях регулируемого рынка безработицы и стабилизации социально-трудовых отношений; это чаще всего проявляется в процессах трансформации скрытой безработицы в открытые формы. 3. Диверсифицированные региональные рынки труда. Они, как правило, характеризуются высоким уровнем реструктуризации занятости и саморегуляции, ускоренным развитием рыночного сектора экономики и системы экономической активности населения (обеспечивают разнообразие форм занятости, низкую продолжительность регистрируемой безработицы под воздействием социально-экономических регуляторов спроса и предложения рабочей силы). Формирование принципиально новой модели занятости, ориентируемой на формирование развитого и социально корректируемого рынка труда и использование его закономерностей, выдвигает новые требования к политике занятости. Среди них выделяются два основных. 1. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах. 2. Должны создаваться условия для приближения оплаты труда к необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы. При этом важно, чтобы это происходило на основе распределительных механизмов, обеспечивающих стимулирование работников к повышению производительности труда. Проблема занятости населения является одной из важнейших для городского муниципального образования. В городах, находящихся в стадии стагнации и упадка, безработица — главная социальная проблема. Кроме собственно занятости как наличия рабочего места, у этой проблемы есть еще два аспекта. Это, во-первых, уровень и регулярность выплаты заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, и, во-вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека, Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры Федеральной службы но труду и занятости. Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуницииальных форм собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, на отношения между работниками и работодателями весьма ограничены. Типичный пример — так называемая маятниковая трудовая миграция, когда гражданин постоянно проживает на территории одного поселения, а работает (и платит налоги) на территории другого. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Тем не менее, органы местного самоуправления имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основе может быть сформирована муниципальная политика в данной сфере. Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости. Проблема занятости в условиях рыночной экономики решается на рынках труда регионального и местного уровня, предполагающих определенные отношения между нанимателями (работодателями) и наемными работниками по поводу купли-продажи рабочей силы, а также отношения работодателей друг с другом и работников между собой. Рынок труда обеспечивает под влиянием спроса и предложения перелив рабочей силы из одних секторов экономики в другие, сокращение издержек производства и обращения и в конечном счете — повышение эффективности экономики и уровня жизни населения. Основы государственной и муниципальной политики в сфере занятости формируются на федеральном уровне. Приняты Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ, другие законодательные акты. К ведению федеральных органов относятся выработка и реализация основных направлений государственной политики в области занятости населения па территории страны, координация деятельности органов власти и управления всех уровней по вопросам занятости населения, определение минимальных и обязательных для всех нормативов социальной защиты граждан от безработицы, Субъекты РФ па основе государственной политики разрабатывают и реализуют региональную политику в сфере занятости, учитывающую местную специфику и местные условия. Основные функции федеральных и региональных органов государственной власти в сфере занятости представлены в таблице.
Федеральный закон № 131 – ФЗ от 2003 г. не возлагает на органы местного самоуправления каких-либо функций и полномочий в сфере занятости. Однако муниципальные органы не могут оставаться безразличными к этим вопросам. Многие из них разрабатывают и реализуют во взаимодействии с государственными органами муниципальные программы занятости населения, программы поддержки малого бизнеса, молодежного предпринимательства и т. п., взаимодействуют с биржами труда и частными посредническими фирмами. Основные элементы регулирования рынка труда на территории муниципального образования: биржи труда и частные посреднические фирмы. Это специализированные учреждения или частные фирмы, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. К функциям бирж труда относятся: - регистрация безработных; - регистрация вакантных мест; - трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; - изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; - тестирование лиц, желающих получить работу; - профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; - выплата пособий. Функции частных посреднических фирм следующие: - анализ рабочих мест; - содействие найму; - планирование карьеры; - подготовка и переподготовка трудовых ресурсов; - тестирование лиц, желающих получить работу; - регулирование трудовых отношений. Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости и трудовых отношений.Роль органов местного самоуправления в решении вопросов занятости и трудовых отношений может заключаться в следующем: ♦ разработка и реализация системы экономических и других механизмов, ре- ♦ координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций, создание (при необходимости) муниципальной службы занятости; ♦ оказание информационной поддержки людям, ищущим работу (издание бюллетеней, содержащих предложения работодателей; публикация вакансий, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т. п.); ♦ формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест; ♦ формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования; ♦ создание центра социально-психологической адаптации (психологическая поддержка незанятого населения и безработных; психологический тренинг начинающих предпринимателей и т. п.); ♦ организация муниципального бизнес-инкубатора для начинающих предпринимателей; ♦ образование муниципального учебно-методического центра профессиональной переподготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда; ♦ создание муниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования; ♦ создание муниципального попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников школ и профессиональных учебных заведений, включающего представителей последних, работодателей, профсоюзов, администрации муниципального образования; ♦ организация и проведение исследований рынка труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу. В зависимости от финансовых возможностей муниципальных образований спектр оказываемых услуг по содействию занятости населения может быть расширен или сужен. В любом случае приоритетами политики занятости населения на уровне муниципального образования должны стать: ♦ содействие занятости выпускников школ и профессиональных учебных заведений; ♦ оказание адресной материальной и психологической поддержки лицам, особо нуждающимся в социальной защите; ♦ развитие новых форм взаимодействия с работодателями; ♦ повышение конкурентоспособности рабочей силы (организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации занятого населения муниципального образования). Хорошо зарекомендовавшей себя формой содействия занятости населению служат ярмарки вакансий. На ярмарках посетители имеют возможность решить, как правило, три основные задачи: ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства, выбрать при необходимости учебное учреждение для профессиональной переподготовки. Одним из действенных механизмов реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу. Новой активной формой содействия занятости населения муниципальных образований являются клубы ищущих работу. Для содействия предпринимательской инициативе может быть организован муниципальный бизнес-инкубатор — коллективный офис для начинающих предпринимателей. В рамках его деятельности могут реализовываться программы психологического тренинга по развитию качеств, способствующих предпринимательской активности населения муниципального образования. На уровне муниципальных образований важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите. К ним относятся молодежь, инвалиды, женщины, лица, уволенные из рядов российской армии. Механизмом содействия занятости этим группам населения являются законы о квотировании рабочих мест. Принятие таких законов отнесено к ведению субъектов РФ, однако контроль за их исполнением может осуществляться совместно отделениями Федеральной службы по труду и занятости и органами исполнительной власти муниципальных образований. Муниципальные органы для регулирования вопросов занятости и трудовых отношений. Для реализации указанных функций в местной администрации может быть создано структурное подразделение по вопросам занятости и трудовых отношений. · разработка предложений но регулированию местного рынка труда, совершенствованию федеральных, региональных и муниципальных нормативных актов по вопросам труда и занятости; ♦ разработка предложений по основным направлениям деятельности администрации в социально-трудовой сфере; ♦ анализ и оценка доходов и уровня жизни населения, рынка труда и других социально-трудовых показателей развития территории; ♦ прием граждан, рассмотрение их заявлений, жалоб, предложений по вопросам, отнесенным к компетенции органов по труду и занятости; ♦ контроль за обеспечением государственных гарантий по оплате труда; ♦ разработка предложений о размерах тарифных ставок и должностных окладов работников бюджетной сферы, муниципальных предприятий и учреждений; ♦ участие в коллективных переговорах между работодателями и работниками, уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений, контроль за их выполнением; ♦ участие в предотвращении и разрешении трудовых споров; ♦ участие в решении социально-трудовых проблем в процессе разгосударствления и приватизации предприятий; ♦ ♦ участие в расследовании несчастных случаев со смертельным исходом; ♦ ♦ подготовка мероприятий по приостановке массового увольнения работников на предприятиях, расположенных па территории муниципального образования, по развитию системы рабочих мест и организации общественных работ за счет средств местного бюджета; ♦ участие в разработке и реализации системы профессионального обучения и развития персонала на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования. Все эти функции весьма важны. Не выполняя их, органы местного самоуправления теряют многие рычаги регулирования социально-экономических процессов на территории муниципального образования.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (636)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |