Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Меры государственной и муниципальной поддержки привлечения инвестиций предприятиями и организациями



2016-09-17 979 Обсуждений (0)
Меры государственной и муниципальной поддержки привлечения инвестиций предприятиями и организациями 0.00 из 5.00 0 оценок




Мощность стратегии по предоставлению инвесторам специаль­ных поддерживающих программ, как правило, обратно пропор­циональна привлекательности региона или страны как места вло­жения «мобильных» капиталов. В Германии, например, предлага­ют подобные программы только в некоторых географических рай­онах, недостаточно развитых в какой-то конкретной сфере. С дру­гой стороны, в Испании и Португалии, из-за их географического расположения на окраине Европы, вынуждены разрабатывать более широкий набор поддерживающих программ. В общемиро­вой практике инвесторам предлагаются следующие основные виды поддерживающих (стимулирующих) программ:

Налоговые программы. Одним из самых распространенных видов поддерживающих программ является гарантия низких ста­вок по налогообложению компаний. В дополнение к тому, что это для региона в целом повышает вероятность зарубежных инвести­ций, конкретные секторы и отрасли экономики или географичес­кие районы могут предоставить налоговые льготы с дифференци­рованной ставкой, что еще больше повысит вероятность инвести­ций для них внутри одного и того же региона. Например, в Ир­ландии, где ставка налога на прибыль корпорации составляет только 10 % для некоторых отраслей промышленности (самая

низкая ставка в Европе), добились значительных успехов в при­влечении инвестиций, используя именно этот инструмент.

Другие программы финансовой поддержки. Довольно широко используются и другие программы финансовой поддержки инвес­торов, в частности субсидии и дотации (особенно в странах с менее развитой экономикой, расположенных на границах Евро­пы). В то время как подобные программы могут выступать в качестве мощного инструмента по привлечению инвестиций, опыт Ирландии показал, что следует практиковать различные гаран­тии, препятствующие использованию подобных программ в ко­рыстных целях. Одним из примеров таких гарантий может быть тот факт, что субсидии выплачиваются только через три года после инвестирования капитала.

Законодательные вопросы. Законодательная основа не долж­на служить барьером для зарубежных инвестиций. Если это не сделано административными органами, то вновь появившиеся инвесторы постепенно начнут требовать, чтобы законодательство не сковывало их повседневной деятельности в рамках бизнеса. Законы по регистрации, запутанные процедуры налогообложе­ния, сложности при открытии банковских счетов или другие за­коны, удушающе действующие на бизнес, - все это может стать препятствием для инвестиций. С другой стороны, законодатель­ная база может помочь защитить интересы региона в определен­ных сферах (например, помочь избежать разработки иностранца­ми запасов полезных ископаемых в регионе).

Наличие места для предприятия и его стоимость. Иногда существует только ограниченное количество участков, удобных для вложения зарубежного капитала (особенно для создания со­вершенно новых предприятий), в то время как получение разре­шений на строительство новых предприятий может быть очень длительным процессом, обремененным для иностранцев значи­тельными формальностями. Для зарубежных предпринимателей, желающих вкладывать свой капитал в данный регион, обеспече­ние участка для подобных предприятий может служить в таких ситуациях очень сильной поддержкой. Это также позволяет вла­стям оказывать свое регулирующее влияние на процесс инвести­рования в конкретной географической местности.

Таможенные вопросы. Интернациональный характер многих зарубежных инвестиций означает, что зачастую очень большая часть комплектующих импортируется, а готовые изделия экспор­тируются. Для подобных предприятий в связи с этим необходимо, чтобы импортно-экспортные налоги не были высокими, тамо­женные процедуры чрезмерно не усложнялись, а таможенные сред­ства (например, таможенные склады, и пр.) были адекватны по­требностям предприятия.

Муниципальные образования Российской Федерации имеют возможность, используя свой административный ресурс, оказы­вать поддержку предприятиям и организациям в привлечении инвестиций и других источников финансирования. Основные на­правления возможной поддержки таковы:

Во-первых, финансовая помощь, главная задача которой за­ключается в повышении социально-экономической эффективнос­ти конкретных инвестиционных проектов и программ.

В рамках этой задачи муниципальные образования могут вы­полнять следующие функции:

· привлечение финансовых вложений из федерального и регио­нального бюджетов посредством лоббирования участия муни­ципального образования в федеральных программах с исполь­зованием государственного инвестирования и в международ­ных программах с участием федеральных властей (например, конверсионные, экологические программы). В данном направ­лении особое значение имеет информированность соответству­ющих комитетов муниципального образования о проводящих­ся и готовящихся федеральных и региональных программах, детальное знание структур бюджетов и объемов финансирова­ния отдельных статей бюджетов. Необходимо отметить, что принципиально важным является инициативность админист­раций муниципального образования в выдвижении пред-ложений по формированию этих программ;

· разработка перечня целевых (адресных) программ муниципаль­ного образования, имеющих первостепенное значение для раз­вития муниципальных образований, и финансирование этих программ из местного бюджета. Перечню целевых программ, безусловно, должна предшествовать разработка комплексных планов, прогнозов и программ социально-экономического раз­вития муниципального образования, где будут расставлены приоритеты развития;

· участие в создании хозяйственных товариществ и обществ (в частности, возможна передача прав на аренду земли и объек­тов недвижимости, находящихся в муниципальной собствен­ности в качестве вложений в уставный капитал создаваемого предприятия). Данная функция муниципального образования является одним из наиболее сильных механизмов для стиму­лирования инвестиций в приоритетные для развития региона и социально значимые отрасли, так как ставит муниципаль­ное образование в равное партнерское положение с частными инвесторами;

· муниципальные внешние заимствования (выпуск муниципаль­ных облигаций, займов и других ценных бумаг), обеспеченные имуществом, находящимся в собственности муниципального образования, позволяют привлекать кредитные ресурсы для финансирования краткосрочных проектов муниципального об­разования. Использование внешних заимствований требует обес­печения прозрачности бюджета и мер по формированию дове­рия к займам и облигациям муниципального образования;

· государственное поручительство муниципального образования для предоставления кредитов предприятиям и организациям может быть:

 

— поручительством под залог, когда муниципальное образо­вание выступает гарантом возврата предприятием креди­та, предоставляя в залог муниципальное имущество или имущество государственных предприятий, где есть доля муниципалитета. Настоящий механизм в своих основах регулируется Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» № 102-ФЗ от 16 июня 1998 г.;

— поручительством без залога, при котором муниципальное образование может предоставлять государственные гаран­тии возврата кредита, обеспеченные средствами бюджета муниципального образования и внебюджетных фондов.

Безусловно, для обоих типов государственного поручительства должен работать механизм и порядок отбора инвестиционных проектов и проверки финансовой устойчивости предприятий;

· налоговые льготы;

· льготы по аренде земли и государственной недвижимости;

· продажа объектов недвижимости на льготных условиях (цена,

отсрочка и рассрочка платежа;

· программы работы с иностранными банковскими структура­ми, с иностранными государственными структурами, с иност­ранными компаниями и корпорациями.

Вторым важнейшим направлением муниципальной поддержки привлечения инвестиций в предприятия и организации муници­пального образования является организационная помощь, глав­ная задача которой — упрощение инвестиционного процесса.

В муниципальном образовании могут быть применены следующие меры:

· разработка удобных механизмов выделения земли и объектов недвижимости (продажа, аренда). Административно устанав­ливаются порядок предоставления и изъятия земельных учас­тков, принимаются решения о предоставлении на инвестици­онных условиях объектов или имущественных прав на них, проводятся аукционы по продаже предприятий и их активов;

· размещение государственного заказа муниципального образо­вания. Условия закупки товаров, работ и услуг для государ­ственных нужд регулируются Указом Президента РФ № 305 от 8 апреля 1997 г. Закупкам предшествуют процедура квали­фицированного отбора поставщиков (подрядчиков) и проведе­ние конкурса на закупку товаров (работ);

· регламентация процедур по продвижению инвестиционных про­ектов, регистрации предприятий и организаций, лицензирова­нию продукции в рамках инвестиционных проектов. Настоя­щая мера полностью определяется муниципалитетом. Умень­шение сроков прохождения согласований, упрощение проце­дур, автоматизация и использование специализированных про­граммных продуктов при регистрации и лицензировании по­вышают скорость оформления документов и, таким образом, способствуют созданию благоприятного инвестиционного кли­мата в регионе;

· экспертиза инвестиционных проектов. Различные подразделе­ния муниципального образования проводят соответствующую экспертизу и выдают разрешительную документацию на стро­ительство, реконструкцию и расширение объектов (архитек­турно-планировочные задания, оформление прав на земель­ный участок, подготовка технической документации, финан­совая экспертиза, экспертиза технико-экономических обосно­ваний и т. д.);

· реструктуризация предприятий. Муниципалитет устанавлива­ет порядок приватизации государственного и муниципального имущества, инициирует продажу предприятий-должников и их активов, а также находящихся в собственности государства долей (акций, паев) в капитале этих предприятий; проводит соответствующие меры по санации предприятий и проведении процедуры несостоятельности предприятий (банкротства);

· создание «стартовых фондов» для инвестирования предприя­тий определенных сфер (входящих в приоритетные для муниципального образования) на ранней стадии их развития с це­лью подготовки этих компаний к более крупным инвестициям из других источников.

15.6. Инструменты создания и развития быстроокупаемых проектов в муниципальных образованиях
Привлечение связанных кредитов и осуществление лизинговых операций.

Один из возможных способов финансирования инвестиционных проектов - это привлечение связанных кредитов. Связанные кре­диты характеризуются тем, что их предоставление обусловливает­ся обязательствами по использованию, как правило, выбором оп­ределенного поставщика. Крупные иностранные фирмы, заинтере­сованные в проекте, зачастую могут пролоббировать предоставле­ние банковской системой своей страны подобных кредитов, необ­ходимых для реализации предлагаемых ими вариантов проекта. Выбор российским покупателем наиболее желательного партнера в значительной степени связан с финансовыми условиями сделки.

Практика предоставления экспортных кредитов и управления инвестиционным проектом отличается в разных странах. Соот­ветственно, важно подобрать кредитора, который в наибольшей степени соответствует стилю управления российского партнера и эффективнее с финансовой точки зрения.

Методический подход к решению данной задачи заключается во всестороннем рассмотрении предполагаемой сделки. Для этого целесообразно использовать следующую систему показателей: производители продуктов и услуг, оплачиваемые за счет заемных средств, тип финансирования, сумма финансирования, сроки кре­дитования, условия выплаты, способ страхования, процентная став­ка, валюта займа, комиссия за обязательство, используемое право.

Предлагаемые варианты реализации проекта сравниваются по всем вышеприведенным показателям. Разумеется, весьма реальна ситуация, когда по одним показателям предпочтительнее один вариант, а по другим - другой. Окончательный выбор существен­но зависит от приоритетов заемщика. При этом возможно ис­пользование как формализованных процедур (свертка критериев, лексикографическое упорядочение, выделение множества Парето, метод «Электра» и т. п.), так и содержательного анализа.

Лизинг под гарантии местных органов управления можно рас­сматривать с двух точек зрения: со стороны инвестора, в каче­стве которого обычно в конечном счете выступает банк, и со стороны клиента, в интересах которого осуществляется лизинго­вая сделка.

Лизинг привлекателен для предприятий в силу того, что он позволяет:

· производить обновление производственных мощностей при отсутствии достаточных средств на перевооружение;

· оптимизировать налогообложение; в частности, в течение сро­ка действия лизингового договора имущество может учиты­ваться на балансе у лизинговой компании, в результате чего предприятие-лизингополучатель экономит на налоге на иму­щество;

· в три раза ускорить амортизацию оборудования.

В современной практике банков лизинг является достаточно распространенным видом банковского продукта. С точки зрения банка, лизинговые операции имеют ту же степень риска, что и кредитные операции, поэтому процессы подготовки и проведения лизинговых операций требуют тех же подходов, что и процессы кредитования.

Несмотря на очевидные преимущества лизинга и определен­ную проработку лизинговой схемы для российских условий, ли­зинг не получил широкого распространения.

Относительно государственных гарантий лизинга можно выде­лить несколько существенных моментов. Государственные (мест­ные) органы могут предоставлять гарантии только в пределах ли­мита, предусмотренного в бюджете на соответствующий период.

Кроме того, должен быть регламентирован порядок предос­тавления гарантий. В частности, на федеральном уровне такой порядок изложен в постановлении Правительства РФ № 1020 от 3 сентября 1998 г. Аналогичный порядок должен быть утверж­ден и на региональном уровне. С учетом имеющегося опыта пред­ставляется, что в него должны быть включены следующие прин­ципиальные положения.

Основной целью предоставления муниципальных гарантий яв­ляется стимулирование более широкого привлечения частных инвестиций в сферу финансового лизинга как одной из форм ин­вестиционной деятельности.

Гарантии на осуществление лизинговых операций за счет средств местных бюджетов (муниципальные гарантии) служат

поручительством исполнительных органов управления муници­пальных образований и предоставляются резидентам Российской Федерации — кредиторам лизингодателя — на конкурсной основе под заемные средства.

Рассмотрение вопроса о предоставлении муниципальных га­рантий производится при наличии между претендентом — орга­низацией, реализующей инвестиционный проект, и лизингодате­лем соглашения об условиях заключения договора лизинга, в котором указывается, что права и обязанности сторон по догово­ру возникают после получения муниципальных гарантий под за­емные средства.

Общий объем муниципальных гарантий соответствует их ли­митам по направлениям использования, предусмотренным утвер­жденным бюджетом.

Не подлежат возмещению выделенные средства, используемые не по указанным направлениям.

Размер муниципальных гарантий, выдаваемых кредитору ли­зингодателя, составляет до 40 % фактически предоставляемых для реализации лизинговой операции средств.

Предоставление муниципальных гарантий осуществляется на конкурсной основе с учетом эффективности инвестиционных про­ектов и приоритетов регионального развития.



2016-09-17 979 Обсуждений (0)
Меры государственной и муниципальной поддержки привлечения инвестиций предприятиями и организациями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Меры государственной и муниципальной поддержки привлечения инвестиций предприятиями и организациями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (979)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)