Меры государственной и муниципальной поддержки привлечения инвестиций предприятиями и организациями
Мощность стратегии по предоставлению инвесторам специальных поддерживающих программ, как правило, обратно пропорциональна привлекательности региона или страны как места вложения «мобильных» капиталов. В Германии, например, предлагают подобные программы только в некоторых географических районах, недостаточно развитых в какой-то конкретной сфере. С другой стороны, в Испании и Португалии, из-за их географического расположения на окраине Европы, вынуждены разрабатывать более широкий набор поддерживающих программ. В общемировой практике инвесторам предлагаются следующие основные виды поддерживающих (стимулирующих) программ: Налоговые программы. Одним из самых распространенных видов поддерживающих программ является гарантия низких ставок по налогообложению компаний. В дополнение к тому, что это для региона в целом повышает вероятность зарубежных инвестиций, конкретные секторы и отрасли экономики или географические районы могут предоставить налоговые льготы с дифференцированной ставкой, что еще больше повысит вероятность инвестиций для них внутри одного и того же региона. Например, в Ирландии, где ставка налога на прибыль корпорации составляет только 10 % для некоторых отраслей промышленности (самая низкая ставка в Европе), добились значительных успехов в привлечении инвестиций, используя именно этот инструмент. Другие программы финансовой поддержки. Довольно широко используются и другие программы финансовой поддержки инвесторов, в частности субсидии и дотации (особенно в странах с менее развитой экономикой, расположенных на границах Европы). В то время как подобные программы могут выступать в качестве мощного инструмента по привлечению инвестиций, опыт Ирландии показал, что следует практиковать различные гарантии, препятствующие использованию подобных программ в корыстных целях. Одним из примеров таких гарантий может быть тот факт, что субсидии выплачиваются только через три года после инвестирования капитала. Законодательные вопросы. Законодательная основа не должна служить барьером для зарубежных инвестиций. Если это не сделано административными органами, то вновь появившиеся инвесторы постепенно начнут требовать, чтобы законодательство не сковывало их повседневной деятельности в рамках бизнеса. Законы по регистрации, запутанные процедуры налогообложения, сложности при открытии банковских счетов или другие законы, удушающе действующие на бизнес, - все это может стать препятствием для инвестиций. С другой стороны, законодательная база может помочь защитить интересы региона в определенных сферах (например, помочь избежать разработки иностранцами запасов полезных ископаемых в регионе). Наличие места для предприятия и его стоимость. Иногда существует только ограниченное количество участков, удобных для вложения зарубежного капитала (особенно для создания совершенно новых предприятий), в то время как получение разрешений на строительство новых предприятий может быть очень длительным процессом, обремененным для иностранцев значительными формальностями. Для зарубежных предпринимателей, желающих вкладывать свой капитал в данный регион, обеспечение участка для подобных предприятий может служить в таких ситуациях очень сильной поддержкой. Это также позволяет властям оказывать свое регулирующее влияние на процесс инвестирования в конкретной географической местности. Таможенные вопросы. Интернациональный характер многих зарубежных инвестиций означает, что зачастую очень большая часть комплектующих импортируется, а готовые изделия экспортируются. Для подобных предприятий в связи с этим необходимо, чтобы импортно-экспортные налоги не были высокими, таможенные процедуры чрезмерно не усложнялись, а таможенные средства (например, таможенные склады, и пр.) были адекватны потребностям предприятия. Муниципальные образования Российской Федерации имеют возможность, используя свой административный ресурс, оказывать поддержку предприятиям и организациям в привлечении инвестиций и других источников финансирования. Основные направления возможной поддержки таковы: Во-первых, финансовая помощь, главная задача которой заключается в повышении социально-экономической эффективности конкретных инвестиционных проектов и программ. В рамках этой задачи муниципальные образования могут выполнять следующие функции: · привлечение финансовых вложений из федерального и регионального бюджетов посредством лоббирования участия муниципального образования в федеральных программах с использованием государственного инвестирования и в международных программах с участием федеральных властей (например, конверсионные, экологические программы). В данном направлении особое значение имеет информированность соответствующих комитетов муниципального образования о проводящихся и готовящихся федеральных и региональных программах, детальное знание структур бюджетов и объемов финансирования отдельных статей бюджетов. Необходимо отметить, что принципиально важным является инициативность администраций муниципального образования в выдвижении пред-ложений по формированию этих программ; · разработка перечня целевых (адресных) программ муниципального образования, имеющих первостепенное значение для развития муниципальных образований, и финансирование этих программ из местного бюджета. Перечню целевых программ, безусловно, должна предшествовать разработка комплексных планов, прогнозов и программ социально-экономического развития муниципального образования, где будут расставлены приоритеты развития; · участие в создании хозяйственных товариществ и обществ (в частности, возможна передача прав на аренду земли и объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности в качестве вложений в уставный капитал создаваемого предприятия). Данная функция муниципального образования является одним из наиболее сильных механизмов для стимулирования инвестиций в приоритетные для развития региона и социально значимые отрасли, так как ставит муниципальное образование в равное партнерское положение с частными инвесторами; · муниципальные внешние заимствования (выпуск муниципальных облигаций, займов и других ценных бумаг), обеспеченные имуществом, находящимся в собственности муниципального образования, позволяют привлекать кредитные ресурсы для финансирования краткосрочных проектов муниципального образования. Использование внешних заимствований требует обеспечения прозрачности бюджета и мер по формированию доверия к займам и облигациям муниципального образования; · государственное поручительство муниципального образования для предоставления кредитов предприятиям и организациям может быть:
— поручительством под залог, когда муниципальное образование выступает гарантом возврата предприятием кредита, предоставляя в залог муниципальное имущество или имущество государственных предприятий, где есть доля муниципалитета. Настоящий механизм в своих основах регулируется Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» № 102-ФЗ от 16 июня 1998 г.; — поручительством без залога, при котором муниципальное образование может предоставлять государственные гарантии возврата кредита, обеспеченные средствами бюджета муниципального образования и внебюджетных фондов. Безусловно, для обоих типов государственного поручительства должен работать механизм и порядок отбора инвестиционных проектов и проверки финансовой устойчивости предприятий; · налоговые льготы; · льготы по аренде земли и государственной недвижимости; · продажа объектов недвижимости на льготных условиях (цена, отсрочка и рассрочка платежа; · программы работы с иностранными банковскими структурами, с иностранными государственными структурами, с иностранными компаниями и корпорациями. Вторым важнейшим направлением муниципальной поддержки привлечения инвестиций в предприятия и организации муниципального образования является организационная помощь, главная задача которой — упрощение инвестиционного процесса. В муниципальном образовании могут быть применены следующие меры: · разработка удобных механизмов выделения земли и объектов недвижимости (продажа, аренда). Административно устанавливаются порядок предоставления и изъятия земельных участков, принимаются решения о предоставлении на инвестиционных условиях объектов или имущественных прав на них, проводятся аукционы по продаже предприятий и их активов; · размещение государственного заказа муниципального образования. Условия закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд регулируются Указом Президента РФ № 305 от 8 апреля 1997 г. Закупкам предшествуют процедура квалифицированного отбора поставщиков (подрядчиков) и проведение конкурса на закупку товаров (работ); · регламентация процедур по продвижению инвестиционных проектов, регистрации предприятий и организаций, лицензированию продукции в рамках инвестиционных проектов. Настоящая мера полностью определяется муниципалитетом. Уменьшение сроков прохождения согласований, упрощение процедур, автоматизация и использование специализированных программных продуктов при регистрации и лицензировании повышают скорость оформления документов и, таким образом, способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе; · экспертиза инвестиционных проектов. Различные подразделения муниципального образования проводят соответствующую экспертизу и выдают разрешительную документацию на строительство, реконструкцию и расширение объектов (архитектурно-планировочные задания, оформление прав на земельный участок, подготовка технической документации, финансовая экспертиза, экспертиза технико-экономических обоснований и т. д.); · реструктуризация предприятий. Муниципалитет устанавливает порядок приватизации государственного и муниципального имущества, инициирует продажу предприятий-должников и их активов, а также находящихся в собственности государства долей (акций, паев) в капитале этих предприятий; проводит соответствующие меры по санации предприятий и проведении процедуры несостоятельности предприятий (банкротства); · создание «стартовых фондов» для инвестирования предприятий определенных сфер (входящих в приоритетные для муниципального образования) на ранней стадии их развития с целью подготовки этих компаний к более крупным инвестициям из других источников. 15.6. Инструменты создания и развития быстроокупаемых проектов в муниципальных образованиях Один из возможных способов финансирования инвестиционных проектов - это привлечение связанных кредитов. Связанные кредиты характеризуются тем, что их предоставление обусловливается обязательствами по использованию, как правило, выбором определенного поставщика. Крупные иностранные фирмы, заинтересованные в проекте, зачастую могут пролоббировать предоставление банковской системой своей страны подобных кредитов, необходимых для реализации предлагаемых ими вариантов проекта. Выбор российским покупателем наиболее желательного партнера в значительной степени связан с финансовыми условиями сделки. Практика предоставления экспортных кредитов и управления инвестиционным проектом отличается в разных странах. Соответственно, важно подобрать кредитора, который в наибольшей степени соответствует стилю управления российского партнера и эффективнее с финансовой точки зрения. Методический подход к решению данной задачи заключается во всестороннем рассмотрении предполагаемой сделки. Для этого целесообразно использовать следующую систему показателей: производители продуктов и услуг, оплачиваемые за счет заемных средств, тип финансирования, сумма финансирования, сроки кредитования, условия выплаты, способ страхования, процентная ставка, валюта займа, комиссия за обязательство, используемое право. Предлагаемые варианты реализации проекта сравниваются по всем вышеприведенным показателям. Разумеется, весьма реальна ситуация, когда по одним показателям предпочтительнее один вариант, а по другим - другой. Окончательный выбор существенно зависит от приоритетов заемщика. При этом возможно использование как формализованных процедур (свертка критериев, лексикографическое упорядочение, выделение множества Парето, метод «Электра» и т. п.), так и содержательного анализа. Лизинг под гарантии местных органов управления можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны инвестора, в качестве которого обычно в конечном счете выступает банк, и со стороны клиента, в интересах которого осуществляется лизинговая сделка. Лизинг привлекателен для предприятий в силу того, что он позволяет: · производить обновление производственных мощностей при отсутствии достаточных средств на перевооружение; · оптимизировать налогообложение; в частности, в течение срока действия лизингового договора имущество может учитываться на балансе у лизинговой компании, в результате чего предприятие-лизингополучатель экономит на налоге на имущество; · в три раза ускорить амортизацию оборудования. В современной практике банков лизинг является достаточно распространенным видом банковского продукта. С точки зрения банка, лизинговые операции имеют ту же степень риска, что и кредитные операции, поэтому процессы подготовки и проведения лизинговых операций требуют тех же подходов, что и процессы кредитования. Несмотря на очевидные преимущества лизинга и определенную проработку лизинговой схемы для российских условий, лизинг не получил широкого распространения. Относительно государственных гарантий лизинга можно выделить несколько существенных моментов. Государственные (местные) органы могут предоставлять гарантии только в пределах лимита, предусмотренного в бюджете на соответствующий период. Кроме того, должен быть регламентирован порядок предоставления гарантий. В частности, на федеральном уровне такой порядок изложен в постановлении Правительства РФ № 1020 от 3 сентября 1998 г. Аналогичный порядок должен быть утвержден и на региональном уровне. С учетом имеющегося опыта представляется, что в него должны быть включены следующие принципиальные положения. Основной целью предоставления муниципальных гарантий является стимулирование более широкого привлечения частных инвестиций в сферу финансового лизинга как одной из форм инвестиционной деятельности. Гарантии на осуществление лизинговых операций за счет средств местных бюджетов (муниципальные гарантии) служат поручительством исполнительных органов управления муниципальных образований и предоставляются резидентам Российской Федерации — кредиторам лизингодателя — на конкурсной основе под заемные средства. Рассмотрение вопроса о предоставлении муниципальных гарантий производится при наличии между претендентом — организацией, реализующей инвестиционный проект, и лизингодателем соглашения об условиях заключения договора лизинга, в котором указывается, что права и обязанности сторон по договору возникают после получения муниципальных гарантий под заемные средства. Общий объем муниципальных гарантий соответствует их лимитам по направлениям использования, предусмотренным утвержденным бюджетом. Не подлежат возмещению выделенные средства, используемые не по указанным направлениям. Размер муниципальных гарантий, выдаваемых кредитору лизингодателя, составляет до 40 % фактически предоставляемых для реализации лизинговой операции средств. Предоставление муниципальных гарантий осуществляется на конкурсной основе с учетом эффективности инвестиционных проектов и приоритетов регионального развития.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (979)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |