Семинарское занятие № 6
«Правление Ивана IV. Смутное время»
Цель занятия: Рассмотреть развитие русского государства при Иване IV и в период Смутного времени. Задачи - Проанализировать правление Ивана IV - Определить значение царствования Ивана Грозного для последующего развития русского государства - Выявить основные причины Смутного времени - Рассмотреть основные события Смутного времени Основные термины, понятия: Земский, Стоглавые соборы, нестяжатели и иосифляне, «Москва-третий Рим», Избранная Рада, опричнина, земщина, опричник, «Смутное время», шатровый стиль, самозванство, ополчение, Лжедмитрии, «служилые люди по Отечеству», «служилые люди по прибору», «семибоярщина», интервенция, казачество.
Вопросы для подготовки к занятию: 1. Личность Ивана IV 2. Внутренняя политика Ивана Грозного. Избранная Рада и опричнина. 3. Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казани и Астрахани. Ливонская война. 4. Оценки правления Ивана IV в исторической литературе. 5. Причины Смутного времени. 6. Самозванство на Руси в начале ХVII века. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. 7. Семибоярщина и интервенция. Первое и второе ополчения.
Одна из форм интерактивного занятия: Круглый стол на тему: «Иван Грозный: безудержный тиран или дальновидный правитель»
Примерные варианты заданий: 1. Определить основные направления внешней и внутренней политики Ивана IV. 2. Охарактеризовать развитие России в XVI веке. 3. Выявить основные причины перехода Ивана Грозного к опричнине. 4. Рассмотреть оценки отечественных историков правления Ивана IV. 5. Составить хронологическую таблицу периода Смутного времени. 6. Установить основные причины Смутного времени. 7. Рассмотреть феномен самозванства на Руси в начале ХVII в.
Контрольные вопросы: 1. Каковы характерные черты правление Ивана IV? 2. Почему Иван IV получил прозвище Грозный? 3. В чем на ваш взгляд причины введения опричнины? 4. Была ли альтернатива самодержавию во времена Ивана Грозного? 5. Каковы причины Смутного времени? 6. В чем состоят особенности Смутного времени? 7. Что такое самозванство и почему оно было распространено в Московском государстве в начале ХVII в.?
Рекомендуемая литература к занятию: 1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с. 2. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного.- М., 1988 3. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М. : Юрайт-Издат, 2009.-634с. 4. История России: С древнейших времен до конца ХХ века / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996 5. История России (IX - начало XXI в.) [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М. : Гардарики, 2010. - 479 с. 6. Кириллов, В. В. История России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов - М. : Юрайт, 2007. - 661 с. 7. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987.
Семинарское занятие № 7. «Россия при первых Романовых» Цель занятия: Рассмотреть развитие русского государства в период правления Михаила и Алексея Михайловича Романовых
Задачи - Определить причины утверждения на русском престоле династии Романовых - Проанализировать правление Михаила Романова - Изучить правление Алексея Михайловича Романова
Основные термины, понятия: Соборное уложение, церковный раскол, «полки иноземного строя», мануфактура, старообрядцы, верфь, троеперстие, приказ, раскол, «Бунташный век», дворяне, крепостное право, общероссийский рынок, ярмарка.
Вопросы для подготовки к занятию: 1. Окончание Смутного времени. Земский собор и избрание на престол Михаила Романова. 2. Внутренняя политика Михаила Романова. 3. Внешняя политика Михаила Романова. 4. Внутренняя политика Алексея Михайловича. Соборное уложение и церковная реформа. 5. Внешняя политика Алексея Михайловича. Воссоединение украинских и русских земель. 6. Предпосылки петровских преобразований. 7. Культура в XVII веке.
Одна из форм интерактивного занятия: Посещение музея на тему «Русская культура ХVII в.»
Примерные варианты заданий: 1. Установить причины избрания Михаила Романова на русский престол. 2. Определить основные направления внутренней и внешней политики Алексея Михайловича. 3. Произвести анализ Соборного Уложения 1649 г. 4. Раскрыть историческое значение воссоединения русских и украинских земель. 5. Проследить взаимоотношения власти и Церкви в XVII в. 6. Выявить предпосылки петровских реформ. 7. Написать эссе по выставке «Русская культура в XVII веке» Контрольные вопросы: 1. Кто помимо Михаила Романова претендовал на русский престол? 2. Какие направления внутренней и внешней политики можно выделить во времена правления Михаила и Алексея Михайловича Романовых? 3. Каков характер развития России в XVII веке? 4. В чем состояла суть церковной реформы патриарха Никона? 5. Зачем было создано Соборное Уложение 1649 г.? 6. В чем причины размежевания между церковью и светской властью в XVII веке? 7. Каково значение объединения русских и украинских земель для последующего развития российского государства? 8. В чем на ваш взгляд состоят предпосылки петровских реформ?
Рекомендуемая литература к занятию: 1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с. 2. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного.- М., 1988 3. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М. : Юрайт-Издат, 2009.-634с. 4. История России: С древнейших времен до конца ХХ века / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996 5. История России (IX - начало XXI в.) [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М. : Гардарики, 2010. - 479 с. 6. Кириллов, В. В. История России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов - М. : Юрайт, 2007. - 661 с. 7. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (616)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |