Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие № 6



2016-09-17 616 Обсуждений (0)
Семинарское занятие № 6 0.00 из 5.00 0 оценок




«Правление Ивана IV. Смутное время»

 

Цель занятия:

Рассмотреть развитие русского государства при Иване IV и в период Смутного времени.

Задачи

- Проанализировать правление Ивана IV

- Определить значение царствования Ивана Грозного для последующего развития русского государства

- Выявить основные причины Смутного времени

- Рассмотреть основные события Смутного времени

Основные термины, понятия:

Земский, Стоглавые соборы, нестяжатели и иосифляне, «Москва-третий Рим», Избранная Рада, опричнина, земщина, опричник, «Смутное время», шатровый стиль, самозванство, ополчение, Лжедмитрии, «служилые люди по Отечеству», «служилые люди по прибору», «семибоярщина», интервенция, казачество.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Личность Ивана IV

2. Внутренняя политика Ивана Грозного. Избранная Рада и опричнина.

3. Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казани и Астрахани. Ливонская война.

4. Оценки правления Ивана IV в исторической литературе.

5. Причины Смутного времени.

6. Самозванство на Руси в начале ХVII века. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.

7. Семибоярщина и интервенция. Первое и второе ополчения.

 

Одна из форм интерактивного занятия:

Круглый стол на тему: «Иван Грозный: безудержный тиран или дальновидный правитель»

 

Примерные варианты заданий:

1. Определить основные направления внешней и внутренней политики Ивана IV.

2. Охарактеризовать развитие России в XVI веке.

3. Выявить основные причины перехода Ивана Грозного к опричнине.

4. Рассмотреть оценки отечественных историков правления Ивана IV.

5. Составить хронологическую таблицу периода Смутного времени.

6. Установить основные причины Смутного времени.

7. Рассмотреть феномен самозванства на Руси в начале ХVII в.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы характерные черты правление Ивана IV?

2. Почему Иван IV получил прозвище Грозный?

3. В чем на ваш взгляд причины введения опричнины?

4. Была ли альтернатива самодержавию во времена Ивана Грозного?

5. Каковы причины Смутного времени?

6. В чем состоят особенности Смутного времени?

7. Что такое самозванство и почему оно было распространено в Московском государстве в начале ХVII в.?

 

Рекомендуемая литература к занятию:

1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

2. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного.- М., 1988

3. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М. : Юрайт-Издат, 2009.-634с.

4. История России: С древнейших времен до конца ХХ века / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996

5. История России (IX - начало XXI в.) [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М. : Гардарики, 2010. - 479 с.

6. Кириллов, В. В. История России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов - М. : Юрайт, 2007. - 661 с.

7. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987.

 

 

Семинарское занятие № 7.

«Россия при первых Романовых»

Цель занятия:

Рассмотреть развитие русского государства в период правления Михаила и Алексея Михайловича Романовых

 

Задачи

- Определить причины утверждения на русском престоле династии Романовых

- Проанализировать правление Михаила Романова

- Изучить правление Алексея Михайловича Романова

 

Основные термины, понятия:

Соборное уложение, церковный раскол, «полки иноземного строя», мануфактура, старообрядцы, верфь, троеперстие, приказ, раскол, «Бунташный век», дворяне, крепостное право, общероссийский рынок, ярмарка.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Окончание Смутного времени. Земский собор и избрание на престол Михаила Романова.

2. Внутренняя политика Михаила Романова.

3. Внешняя политика Михаила Романова.

4. Внутренняя политика Алексея Михайловича. Соборное уложение и церковная реформа.

5. Внешняя политика Алексея Михайловича. Воссоединение украинских и русских земель.

6. Предпосылки петровских преобразований.

7. Культура в XVII веке.

 

Одна из форм интерактивного занятия:

Посещение музея на тему «Русская культура ХVII в.»

 

Примерные варианты заданий:

1. Установить причины избрания Михаила Романова на русский престол.

2. Определить основные направления внутренней и внешней политики Алексея Михайловича.

3. Произвести анализ Соборного Уложения 1649 г.

4. Раскрыть историческое значение воссоединения русских и украинских земель.

5. Проследить взаимоотношения власти и Церкви в XVII в.

6. Выявить предпосылки петровских реформ.

7. Написать эссе по выставке «Русская культура в XVII веке»

Контрольные вопросы:

1. Кто помимо Михаила Романова претендовал на русский престол?

2. Какие направления внутренней и внешней политики можно выделить во времена правления Михаила и Алексея Михайловича Романовых?

3. Каков характер развития России в XVII веке?

4. В чем состояла суть церковной реформы патриарха Никона?

5. Зачем было создано Соборное Уложение 1649 г.?

6. В чем причины размежевания между церковью и светской властью в XVII веке?

7. Каково значение объединения русских и украинских земель для последующего развития российского государства?

8. В чем на ваш взгляд состоят предпосылки петровских реформ?

 

Рекомендуемая литература к занятию:

1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

2. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного.- М., 1988

3. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М. : Юрайт-Издат, 2009.-634с.

4. История России: С древнейших времен до конца ХХ века / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996

5. История России (IX - начало XXI в.) [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М. : Гардарики, 2010. - 479 с.

6. Кириллов, В. В. История России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов - М. : Юрайт, 2007. - 661 с.

7. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987.

 



2016-09-17 616 Обсуждений (0)
Семинарское занятие № 6 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие № 6

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (616)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)