Тема 2. Судебная власть и судебная система Российской Федерации. Принципы правосудия
Цели изучения темы: 1. Изучить принцип разделения и взаимодействия властей как важнейшую черту правового государства. 2. Исследовать категорию судебной власти.
Учебные вопросы: 1. Судопроизводство и правосудие как виды правоохранительной деятельности. 2. Судебная система РФ 3. Принципы правосудия, относящиеся к статусу судей. 4. Принципы правосудия, определяющие общие условия судебного разбирательства. 5. Принципы уголовного судопроизводства.
Содержание темы Свойства судебной власти: исключительность, подзаконность, обязательность и полнота судебных решений, процессуальный порядок осуществления. Суд как орган судебной власти. Судопроизводство и правосудие. Правосудие как вид государственной правоохранительной деятельности. Правосудие как одно из наиболее важных направлений судопроизводства. Особенности конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства и правосудия; судопроизводство в арбитражных судах. Виды судопроизводства и виды судов в Российской Федерации. Общее понятие судебной системы Российской Федерации, ее единство. Судебная система Российской Федерации как совокупность трех подсистем судебной власти: Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов. Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации. Система федеральных судов. Виды судов субъектов Российской Федерации, их соотношение с федеральными судами. Понятие звена судебной системы. Понятие судебной инстанции. Суды первой инстанции. Суды апелляционной и кассационной инстанций. Судебные инстанции, рассматривающие дела в порядке надзора (надзорные инстанции). Вышестоящие и высшие судебные инстанции. Судья - носитель судебной власти. Статус судей в Российской Федерации, его законодательное регулирование. Требования, предъявляемые к судьям. Отбор кандидатов на должность судьи. Порядок наделения судей полномочиями. Срок полномочий судей, их несменяемость. Независимость судей и ее гарантии. Судейское сообщество, его цели, задачи и основные органы. Понятие принципов правосудия и их законодательное закрепление. Система принципов правосудия. Универсальные и отраслевые принципы правосудия. Универсальные принципы правосудия: законность. Осуществление правосудия только судом. Независимость судей, присяжных заседателей и подчинение их только закону. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Обеспечение каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов. Состязательность и равноправие сторон. Презумпция невиновности. Обеспечение юридической помощи. Открытое разбирательство дел во всех судах. Национальный язык судопроизводства. Участие представителей народа в отправлении правосудия. Охрана чести и достоинства личности. Непосредственность и устность судебного разбирательства. Отраслевые принципы правосудия (на примере принципов уголовного судопроизводства). Конкретизация конституционных принципов применительно к конкретному виду судопроизводства. Презумпция невиновности. Обеспечение обвиняемому, подозреваемому и подсудимому установленных федеральным законом. Запрещение обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность. Судебные органы зарубежных стран. Судебные органы стран Европы – общая характеристика. Судебная система США. Судебная система Великобритании. Методические рекомендации по изучению темы При подготовке первого вопроса необходимо, во-первых, рассмотреть принцип разделения и взаимодействия властей, дать определение понятия судебной власти и охарактеризовать суд как ее орган (ФКЗ «О судебной системе РФ», ст.ст. 1-4). Во-вторых, следует перечислить и раскрыть признаки судебной власти (ст.ст. 118, 120 Конституции, ст.ст. 5 и 6 ФКЗ «О судебной системе»). В-третьих, следует знать, что такое судопроизводство как правоохранительная деятельность судов; что представляет собой правосудие как один из видов судопроизводства. Для этого необходимо знать положения Конституции РФ, закрепляющие принцип разделения властей в РФ; знать положения Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», определяющие основные положения, касающиеся судопроизводства в РФ; а также знать определяемые Конституцией РФ виды судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ). При подготовке ко второму вопросу следует рассмотреть судебную систему РФ. Для этого нужно: - знать сущность и признаки деления судов по уровню (федеральные суды и суды субъектов РФ) – глава 3 ФКЗ «О судебной системе РФ». - знать систему судов РФ как совокупности трех независимых подсистем судебной власти (конституционных и уставных судов, арбитражных судов и судов общей юрисдикции). Следует обратить внимание на особенности положения в этой системе мировых судей. Необходимо уделить внимание понятию судебной инстанции. Для уяснения понятия инстанция следует проанализировать: п.п. 2, 14, 16, 52, 53 ст. 5 УПК РФ, а также – ознакомиться с главами 33, 37, 43-45, 48, 49 УПК РФ. Необходимо знать - применительно к каждой подсистеме судов – какой суд судом какой инстанции является. При подготовке к третьему вопросу следует: - изучить положения ФЗ «Об органах судейского сообщества», касающиеся целей и задач Сообщества (ст. ст. 1, 4 и 5 указанного ФЗ); - знать систему органов судейского сообщества (ст.ст. 6-10, 12, 14 ФЗ «Об органах судейского сообщества»); - иметь представление о порядке формирования квалификационных коллегий судей и об их задачах (ст.ст. 11, 17-19 ФЗ «Об органах судейского сообщества»). Для подготовки к четвертому вопросу необходимо ознакомиться с принципами правосудия, относящимися к статусу судей: особыми требованиями, предъявляемыми к судьям; несменяемости, независимости, неприкосновенности судей (ст. 119, 120, 121 и 122 Конституции РФ, глава 2 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Необходимо знать требования, относящиеся к лицам, порядок отбора кандидатов на должность судьи, а также - порядок наделения судей полномочиями (ст.ст. 11, 22, 26 ФЗ «Об органах судейского сообщества»). Изучение пятого вопроса предполагает изучение принципов правосудия, сформулированных в Конституции РФ. Эти принципы сформулированы в следующих статьях Конституции РФ: ст.ст. 19, 32, 48-51, 54, 68, 123. Необходимо уметь сформулировать и раскрыть эти принципы. Для подготовки к пятому вопросу следует обратиться к главам 2 и 35 УПК РФ. Следует знать, каким именно образом обозначенные принципы правосудия обеспечивают права человека в условиях уголовного судопроизводства и каково значение каждого из них. Особое внимание следует уделить такому принципу, как презумпция невиновности. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое судебная власть и каковые ее характеризующие принципы? 2. Что такое судопроизводство? 3. Что такое правосудие? 4. Как соотносятся судопроизводства и правосудие? 5. Что является основным органом судебной власти? 6. Какие виды судопроизводства существуют в РФ? 7. Как организована судебная система РФ? Литература: Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом последних поправок) // СЗ РФ 2009. № 4. 2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1 (с последующими изменениями и дополнениями). 3. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 11 февраля. 4. Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2011 г. с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2012)// Вед. СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792. Основная литература 1. Ковалёв М.А., Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – 9-е изд. – М.: Зерцало, 2010. 2. Правоохранительные органы: учебник (рекомендован Минобрнауки РФ, допущен МВД РФ) / Под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, А.П. Кизлыка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 3. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. – 8-е изд., испр. и доп. - М.: ОМЕГА-Л, 2010.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (785)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |